Статья. Развитие живописных навыков на уроках изобразительного искусства а начальной школе

Статья. «Развитие живописных навыков на уроках ИЗО в начальной школе».
Должен ли учитель рисования уметь рисовать?
Кажется вопрос банальный. Однако и на этот счет бытуют разные мнения. Работа учителем изобразительного искусства в школе предполагает не только личное мастерство, но также умение работать с детьми, методику преподавания, да и личные качества учителя тоже должны подходить к этой работе. Этот «джентльменский набор» должен работать в комплексе, но нередко встречаются случаи, когда мастерство есть, к тому же очень высокого уровня, а механизмов передачи этого мастерства нет. В таком случае часто можно услышать: «художник хороший, а учитель плохой». А если наоборот, или если чуть переиначить вопрос: а может ли хороший учитель заменить собой художника? Хочется верить, что это возможно, и в теории, так оно и есть. А на практике? На практике всё сложнее. За свою жизнь в школе я сталкивалась с разными ситуациями. У обоих моих детей рисование вели учителя начальных классов, и действительно, образование и специализация по ИЗО, дает на это полное право. Вообще это явление повсеместное, и вытекает оно не из горячего желания педагогов к творчеству, а из необходимости набирать ставку в 18 часов, на которую часов не всегда хватает. Тем не менее, случаев, когда учителя начальных классов ведут уроки музыки, почти нет. Если учитель ответственно подходит к делу, то есть ещё некоторая надежда на успех, а если нет? Что скрывать, отношение к такому предмету как изобразительное искусство зачастую бывает прохладным, это не родной язык и не математика, не такой необходимый английский. Дома в семье, и самой школе нередко сталкиваешься с сформированным уже стереотипом о том, что урок ИЗО и не урок вовсе, а так – отдых. И с этим сложно спорить, да это отдых – отдых от задач, от напряженного выведения букв, отдых для души, но изобразительная деятельность – это такая же умственная деятельность, как и все остальные. Последствия такого легкого отношения к предмету – самые разнообразные, от тотального падения дисциплины со стороны учеников, до полного манкирования своими обязанностями учителей. Думаю, каждому знакомы случаи, когда урок рисования в начальной школе просто не проводится, и вместо этого разбирается тема по математике, пишется диктант по письму, нагоняется тема в чтении, а то и просто, проводится классный час. Это всё, безусловно необходимо, но не в жертву одного из самых любимых уроков у детей. Нет необходимости даже упоминать о том, что отношение к уроку изобразительного искусства как к ненужному, влечет за собой отношения и преподавателю изобразительного искусства, как к второстепенному. К сожалению, на практике я сталкивалась и с особо тяжелыми случаями: мне доводилось работать с классами, перешедшими ко мне от учителя начальной школы, в котором ученики три с половиной года до этого, просто раскрашивали распечатанные на принтере картинки из интернета. В таких случаях, становиться особенно обидно за детей, за упущенные моменты радости творчества, за недополученные знания и умения, за нераскрытые способности.
Особенно же не любят наши педагоги возни с красками, одна учительница, педагог с большой буквы и пример для подражания, считает, что краски и грязь это слова синонимы. И каждый раз с замиранием сердца входит в кабинет, в котором у нас был бурный творческий процесс, с применением гуаши. Я же, напротив, краски очень люблю, в том числе и потому что это такой непростой процесс, в котором другие взрослые могут и отказать. К сожалению, сейчас всё чаще встречаются дети, которые видели гуашь раз или два в жизни. Поэтому развитию живописных навыков в начальной школе я уделяю много внимания, ведь так непросто подчинить себе кисть, преодолеть боязнь смешивать краски, победить в себе страх «растекания» красочного пятна. Давно заметила, что форму дети схватывают легче, показывая довольно уверенный рисунок карандашом, а как дойдет до красок, - ситуация из успешной, переходит в разряд катастрофических. На первом году обучения очень важно «синхронное» рисование (показывая каждый этап на доске), таким образом, мы проходим трудный путь владения кистью вместе. Привыкая к определённому алгоритму действий, школьники приобретают навык самостоятельной работы с материалом, вследствие чего исчезает робость перед красками, снимается груз ответственности «за хороший результат». Часто приходится подводить к тому, что юный художник – сам творец своего полотна, и может смело экспериментировать, а в случае неудачного опыта, мы просто выбросим этот листок. Так, постепенно и приобретаются живописные навыки, которые выгодно отличаются от «аккуратного закрашивания». Больше всего я ценю эти детские победы в борьбе за живопись.