Рабочая программа по внеурочной деятельности Театралия


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Торшиловский муниципального района
Большечерниговский Самарской области
УТВЕРЖДЕНО: Рассмотрено на заседании
МО
к исполнению в образовательном классных руководителей.
процессе школы на 2013-2014 уч.год. Протокол №1
Директор ГБОУ ООШ Председатель МО
пос. Торшиловский ___________ Барова А.В.
_________ Шкаденко Н.В. «29» августа 2013 г
«29» августа 2013 г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Театралия».
Художественно-эстетическое направление.
Возраст детей: 9-13 лет
Срок образования: 3 года
Модифицированная на основе
Авторской Программы курса
«Творчество» для 2-5 кл.
общеобразовательной школы
г. Москва 2000 года.
Руководитель кружка Иванова Н.А.
2013 г.
Пояснительная записка.
 Программа кружка «Театралия» разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:1. Закона «Об образовании» Российской Федерации.2. Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.4. Примерной программы воспитания и социализации обучающихся 5. Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 20105. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».7. Программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества. Основные задачи1. Знакомство детей с различными видами театра 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Общая характеристика курса
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театралия».  Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как  интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки курса «Театралия». Бессмысленно пытаться рассказывать ученику незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свои действия. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно возникают вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае учащийся может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая. 
Место и роль курса
Кружок «Театралия» входит в число программ внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению и интегрирован с предметами инвариантной части учебного плана «литература», «русский язык», с программой духовно-нравственного развития и воспитания.Курс рассчитан на 3 года обучения в среднем звене по 1 часу в неделю, 34 часа в год в 5-7 классах. Продолжительность одного занятия 45 минут.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся общего образования являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; 
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; 
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. 
 Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; 
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; 
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; 
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. 
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Театралия».^ Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; 
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; 
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий; 
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; 
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; 
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека; 
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Содержание учебного курса:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи: познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
 Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.). Пополнять словарный запас, образный строй речи. Формы и методы работыПрограмма предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства 
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля 
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.^ Ценность природы Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.^ Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.^ Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.Ценность свободы и социальной солидарности как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.^ Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.^ Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Структура курса
Основные разделы программы
Раздел «Театр»Раздел «Основы актёрского мастерства»Раздел «Наш театр»Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Тематический план обучения
в кукольном кружке «Театралия»
на 2013-2016 учебный год.
№ Основные разделы программы
1-ый год 2-ой год 3-ий год
1 «Театр» 4 9 2
2 «Основы актёрского мастерства» 6 4 13
3 «Наш театр» 24 21 19
Календарное планирование на 1-ый год обучения

№ Тема занятия Количество часов Дата
1 1 четверть.
В театре. Понятие «театра». Чтение сказок по ролям. 1 1 неделя
2 Правила поведения в театре. Художественный пересказ любимых сказок. 1 2 неделя
3 Знакомство с куклами. Техника безопасности при пошиве кукол и приготовлении декораций.. 1 3 неделя
4 Куклы. Приёмы кукловождения. Инсценировка сказок с куклами за столом. 1 4 неделя
5 Чтение сказки «Казачка» по ролям, распределение ролей. Пластические упражнения. 1 5 неделя
6 Индивидуальная работа по вождению кукол за ширмой. Репетиция сказки. 1 6 неделя
7 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки. 1 7 неделя
8 Работа над дикцией. Репетиция сказки. 1 8 неделя
9 Показ сказки «Казачка» в детском саду и в начальных классах. 1 9 неделя
10 2 четверть.
Работа над дикцией. Выразительное чтение русских народных сказок. 1 10 неделя
11 Чистоговорки. Чтение сказки «Новогодние приключения Колобка». Распределение ролей. 1 11 неделя
12 Работа над дыханием. Репетиция сказки. 1 12 неделя
13 Работа над интонацией. Репетиция сказки. 1 13 неделя
14 Работа с голосом. Репетиция сказки. 1 14 неделя
15 Ремонт кукол и изготовление декораций. Репетиция сказки. 1 15 неделя
16 Новогоднее представление. 1 16 неделя
17 3 четверть.
Поговорки. Чтение Пушкинской сказки по ролям. Иллюстрирование сказок. 1 17 неделя
18 Импровизация при помощи музыки пушкинских сказок. Пластика. 1 18 неделя
19 Этюды на внимание. Чтение «Сказки о Попе и работнике его Балде». 1 19 неделя
20 Пошив кукол, изготовление декораций. Чтение по ролям. 1 20 неделя
21 Совершенствование приёмов кукловождения, сопоставление с текстом. Репетиция сказки. 1 21 неделя
22 Показ «Сказки о Попе и работнике его Балде» в детском саду и в начальных классах. 1 22 неделя
23 Чтение сказки «Зеркальце» по ролям. Работа над техникой чтения. 1 23 неделя
24 Репетиция сказки. Темп и ритм речи актёра. 1 24 неделя
25 Репетиция сказки. Темп и ритм речи актёра. 1 25 неделя
26 Показ «Зеркальце» в детском саду и в начальных классах. 1 26 неделя
27 4 четверть.
Этюды на воображение и общение. Чтение сказки «Теремок». 1 27 неделя
28 Варианты сказок. Чтение по ролям. 1 28 неделя
29 Совершенствование приёмов кукловождения, сопоставление с текстом. Репетиция сказки. 1 29 неделя
30 Репетиция сказки. Работа над дыханием и голосом. 1 30 неделя
31 Репетиция сказки. Работа над дыханием и голосом. 1 31 неделя
32 Составление отчётной программы. Инсценирование при помощи музыки. 1 32 неделя
33 Репетиция отчётной программы. 1 33 неделя
34 Выступление перед родителями и детьми. 1 34 неделя
Календарное планирование на 2-ой год обучения
№ Тема занятия Количество часов Дата
1 1 четверть.
Древнегреческий театр. Куклы. Презентация. 1 1 неделя
2 Современные кукольные театры. Презентация. 1 2 неделя
3 Правила вождения кукол. Импровизация театральных сценок под музыку и за ширмой. 1 3 неделя
4 Артикуляционная гимнастика. Чтение Сказки «Заюшкина избушка». 1 4 неделя
5 Чтение по ролям сказки «Заюшкина избушка». Ремонт кукол и декораций. 1 5 неделя
6 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки. 1 6 неделя
7 Репетиция сказки. Работа над дыханием и голосом. 1 7 неделя
8 Совершенствование приёмов кукловождения, сопоставление с текстом. Репетиция сказки. 1 8 неделя
9 Показ сказки «Заюшкина избушка» в детском саду и в начальных классах. 1 9 неделя
10 2 четверть.
Музыкальный театр кукол. Исполнение детских песен. 1 10 неделя
11 Чтение сказки «Белохвостик». Музыкальное сопровождение сказки. 1 11 неделя
12 Звуки и шумы при исполнении сказки. Репетиция новогодней сказки. 1 12 неделя
13 Работа с дыханием и голосом. Репетиция новогодней сказки. 1 13 неделя
14 Репетиция новогодней сказки «Белохвостик» 1 14 неделя
15 Репетиция новогодней сказки «Белохвостик» 1 15 неделя
16 Показ сказки «Белохвостик» в детском саду и в начальных классах. 1 16 неделя
17 Театр «Глобус». Презентация. 1 17 неделя
18 Театр под крышей. Изготовление ширмы. 1 18 неделя
19 Чтение сказки «Заяц Проня и Рябина». Изготовление ширмы. 1 19 неделя
20 Изготовление ширмы. Работа над техникой чтения. Репетиция сказки «Заяц Проня и Рябина». 1 20 неделя
21 Репетиция сказки «Заяц Проня и Рябина». 1 21 неделя
22 Репетиция сказки «Заяц Проня и Рябина». 1 22 неделя
23 Показ сказки «Заяц Проня и Рябина» в детском саду и в начальных классах. 1 23 неделя
24 Инсценирование басен Крылова, работа в группах. 1 24 неделя
25 Инсценирование басен Крылова, работа в группах. 1 25 неделя
26 Показ кукольной инсценировки басен Крылова учащимся школы и родителям. 1 26 неделя
27 Театр под крышей. Презентация. 1 27 неделя
28 Цирк и куклы. Презентация. 1 28 неделя
29 Работа над интонацией и выразительностью сказки «Три поросёнка» 1 29 неделя
30 Репетиция сказки при музыкальном сопровождении. 1 30 неделя
31 Репетиция сказки при музыкальном сопровождении. 1 31 неделя
32 Составление отчётной программы. Инсценирование при помощи музыки. 1 32 неделя
33 Репетиция отчётной программы. 1 33 неделя
34 Выступление перед родителями и детьми. 1 34 неделя
Календарное планирование на 3-ий год обучения

№ Тема занятия Количество часов Дата
1 О создателях спектаклей: писателях, поэтах, драматургах. Презентация. 1 1 неделя
2 Театральные жесты. Вспоминание и инсценирование любимых сказок. 1 2 неделя
3 Чтение сказки «Новые приключения Колобка». Изготовление декораций. 1 3 неделя
4 Импровизация игры – драмы. Музыкальное сопровождение сказки. 1 4 неделя
5 Пластическая импровизация. Репетиция сказки про Колобка. 1 5 неделя
6 Репетиция с музыкальным сопровождением сказки «Новые приключения Колобка». 1 6 неделя
7 Репетиция с музыкальным сопровождением сказки «Новые приключения Колобка». 1 7 неделя
8 Репетиция с музыкальным сопровождением сказки «Новые приключения Колобка». 1 8 неделя
9 Показ сказки «Новые приключения Колобка» в детском саду и в начальных классах. 1 9 неделя
10 2 четверть.
Роль пантомимы в кукольном театре. Пробы пантомимы учащимися. Гибкость рук и пальцев. 1 10 неделя
11 Чтение Новогодней сказки по ролям, работа с куклами за столом. 1 11 неделя
12 Техника и темп речи при чтении Новогодней сказки. 1 12 неделя
13 Искусство декламации. Репетиция Новогодней сказки. 1 13 неделя
14 Репетиция Новогодней сказки. 1 14 неделя
15 Репетиция Новогодней сказки. 1 15 неделя
16 Показ Новогодней сказки в детском саду и в начальных классах. 1 16 неделя
17 3 четверть.
Ритм речи при чтении сказок Андерсена. 1 17 неделя
18 Искусство декламации. Выразительное чтении сказки «Свисток». 1 18 неделя
19 Искусство декламации. Чтение по ролям , повторение правил кукловождения. 1 19 неделя
20 Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 20 неделя
21 Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 21 неделя
22 Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 22 неделя
23 Артикуляционные упражнения. Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 23 неделя
24 Скороговорки. Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 24 неделя
25 Техника чтения. Приготовление реквизита. Репетиция сказки. 1 25 неделя
26 Показ сказки «Свисток» в детском саду и в начальных классах. 1 26 неделя
27 4 четверть.
Артикуляционная гимнастика. Чтение сказки «Кот, Петушок и Лиса». 1 27 неделя
28 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки «Кот, Петушок и Лиса». 1 28 неделя
29 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки «Кот, Петушок и Лиса».Декорации. 1 29 неделя
30 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки «Кот, Петушок и Лиса». Куклы. 1 30 неделя
31 Работа над выразительностью речи. Репетиция сказки «Кот, Петушок и Лиса». Музыкальное сопровождение. 1 31 неделя
32 Составление отчётной программы. Инсценирование при помощи музыки. 1 32 неделя
33 Репетиция отчётной программы. 1 33 неделя
34 Выступление перед родителями и детьми. 1 34 неделя
Материально – техническая база.
Ширма, реквизит, магнитофон, компьютер, набор кукол для обыгрывания сказок: Бабка, дед, девочка, мальчик, Петушок, зайчик, лиса, козёл, лягушка, медведь, собака, кошка, Чёрт, поросёнок, попугай, дед Мороз, Снегурочка, мышка, колобок, ворона, белка, Петрушка, корова, конь и другие. Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/9. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htmПредполагаемый результат.
Личностный рост и приобретение определённых навыков.
Выполнение программной деятельности.
Творческий подход к деятельности.
Участие в жизни коллектива.
Активное участие в концертах и праздниках.
Успешное выступление в отчётном концерте.