Тема: «Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Слова-сравнения»


Учитель: Белова Н.И. Класс: 1
Тема: «Слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Слова-сравнения»
Цель: ознакомление с существенными признаками слов, отвечающих на вопросы какой, какая, какие?; наблюдения над словами - признаками; развитие умения распознавать эти слова среди других частей речи; воспитывать интерес к русскому языку и совершенствовать устную и письменную речь.
Педагогические задачи: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; научить выделять слова, называющие предметы и признаки, подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям, воспитывать любовь, уважение друг другу.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться различать, сравнивать слова, кратко характеризовать звуки русского языка; решать учебные и практические задачи-выделять слово из речевого потока, проводить звуковой анализ и строить звуковые модели слов, осознавать цели и ситуации речевого общения; получат возможность научиться выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, различать слова, называющие предметы и признаки, задавать вопросы к словам.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные - усвоение понятия сравнения; овладение под руководством учителя приемом сравнения при описании внешности: сопоставление данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, с целью выявления этих свойств, применение на практике правила использования сравнения, логические – осуществление звукового анализа слов; формулировка на основе анализа правила речевого поведения; использование алгоритма порядка действий при письме.Регулятивные: удерживать внимание при решении учебной задачи; проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства; оценивать свою деятельность по критериям, выработанным в классе; вносить необходимые коррективы в оперативные действия.
Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; строить небольшое монологическое высказывание на заданную тему, оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи, соблюдая интонационную выразительность.
Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей; владеют элементарными приёмами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям.
ТИП УРОКА: урок отработки умений и рефлексии
Методы: активные методы обучения, словесный, наглядный
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся УУД Прим.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Приветствие детей
Закройте глазки, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Полюбуемся красками ранней весны, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как шуршит и шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают птички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу? Вдохните глубоко этот свежий аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Откройте глазки. Потрите ладошки и прикоснитесь к своему соседу. Пожелайте друг другу крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Дети настраиваются на работу.
выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.
Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);-установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»). 2мин.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Отгадайте слова, которые помогут вам понять о каком предмете идет речь
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.
Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.
Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.
А теперь присаживайтесь те, у кого карие глаза. У кого светлые волосы. Присядьте те, кто не сует нос не в свои дела.
Почему я урок так начала необычно?
Какие слова, помогли описать внешность?
Как составляли описание внешности?
Сформулируйте тему урока.
Какие задачи поставим перед собой?
Глаза,
Волосы
Нос.
Мы будем продолжать работу со словами, обозначающими предметы и признаки предметов
Описывать внешность
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Делают предположения о теме урока.
Отвечают на вопросы учителя, показывая насколько личностно значима эта цель для них.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого в фронтальном режиме. Прием квиз1мин
3. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Сегодня на уроке мы проникнем еще в одну тайну русского языка. Что это за тайна, вы откроете сами.
Что нам для этого понадобиться?
Что вы знаете о словах?
Какие бывают слова?
Слова бывают очень разные: слова, как блеклая листва… Слова ненужные и праздные, бывают глупые слова.           Слова красивые и звучные,           слова, где мудрости родник,           слова поникшие и скучные,           как раненого сердца крик. Слова любви, печали, ревности, горящие, как фонари, давным-давно с глубокой древности их собирали в словари.           Но есть и те, что недосказаны,           хотелось и не мог сказать -           они с душой и сердцем связаны,           их в словаре не отыскать
Что мы можем делать со словами?
Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Отгадайте, какие слова здесь спрятались
Игра « Собери слово»
- Какие слова у вас получились?
Как вы думаете, трудно ли было выполнить это задание?
Почему я предложила найти именно эти слова?
Вы сможете догадаться, когда поймете, о чем пойдет речь на уроке. Есть ЛЗ, состоят из звуков
волшебные, словарные, ласковые, грубые, нежные и т.д.
Записывать, составлять другие слова, угадывать, произносить
Березка, лимон, огонь
Предположения детей Совместно решают поставленную Отбирают необходимые лексические единицы и составляют на их основе описание по предложенному алгоритму.
Делают предположения,
Спонтанно воспроизводят короткие монологические высказывания по алгоритму. Выделяют существенные признаки предмета для составления загадки-описания.
Актуализируют жизненный опыт. 4. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Инсценировка ситуации.
Учебник с.39
Почему мама назвала Дениску Кощеем?
Что сделала мама?
Каким вы представили Дениску? Опишите его внешность.
А вас с кем -нибудь сравнивают?
Вам это приятно? Почему?
Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить?
На какие вопросы они могут отвечать?
Зачем нам нужны такие слова? Он худой
Сравнила
необидные
Сравнения Выделяют существенные признаки предмета для составления загадки-описания.
Актуализируют жизненный опыт. 5. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Работали мы с такими словами?
Что нам предстоит сделать?
Чему хотите научиться?
Что нам будет помогать?
Попробуйте сформулировать, что же такое «сравнение»?
Откройте учебник с. 40, упр.2
Прочитайте, с кем сравнила девочка Валя свою маму.
Как вы думаете, понравилось ли это маме? Почему?
Опишите свою маму?
На какие вопросы вы будете подбирать слова?(выберите вопрос и положите карточку)
А если бы описывали папу? Выберите вопрос.
На какой вопрос отвечают эти слова?
Подберите слова сравнения, используя слово как
Ясная как звёздочка.
Волшебная как, фея
Певучая, как соловей,
Спокойная, как ноченька,
Быстрая, как ветерок,
Нежная, как любовь,
Сладкая, как конфетка,
Тёплая, как солнышко,
Живая, как водичка
Итак, какие слова сравнения мы будем учиться подбирать?
Как их нужно подбирать? Какие вопросы мы можем ставить к словам-предметам?
Можем ли мы подбирать сравнения к словам, которые обозначают неодушевленные предметы?
Сравнение – то слово или выражение, которое делает совершенно разные предметы и явления похожими. Чтобы уподобить одну вещь другой, надо найти в них общие чёрточки.
Какая?
Какой?
Кто?
Чтобы человеку было приятно умение структурировать знания Вопросы, побуждающие к продуктивной деятельности. 6. Этап реализации построенного проекта.
Найдите слова, отвечающие на вопрос что? Подберите слова к словам к тем, которые у вас получились в начале урока. Составьте сравнения и подумайте, когда мы так можем описать внешность?
смелый Березка
стройная Огонь
яркий лев


Обидны ли эти слова - сравнения?
Итак, на что необходимо обратить внимание?
Чтение правила на с.40
Какие слова помощники нам нужны, чтобы правильно говорить сравнения?
Если перед словом стоят короткие словечки – как, точно, будто, подобно, как бы, как будто, похож на, наподобие – то это наверняка сравнение.Составлять верно сравнения, строить диалог 7. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Упр. 3
С кем сравнивает девочка свою тетю?
Какие слова помогли представить Елену Красивую?
Какие слова вам помогли?
Сложно ли было вам выполнять эти задания?
Уметь вести диалог, в коммуникации строить понятные для партнера высказывания 8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику. С. 42. Упр. 5
Прочитайте задание. Что надо сделать?
Какие знания и умения понадобятся вам, чтобы выполнить его?
Проверьте работу друг у друга, укажите на ошибки и объясните своему товарищу. Принц
Травинка
жираф Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, исправлять ответы 9. Этап включения в систему знаний и повторения.
Физминутка для рук.
Прочитайте. Как вы думаете, о каком животном идет речь?
Живет в лесу _______зверь . У него ________хвост, ______зубы, глаза ___________.
Рабочая тетрадь. С.37 упр.1
Подберите сами слова, которые будут обозначать признаки предмета.
Когда человека сравнивают с волком, то как это говорят?
Выполните еще одно упражнение. Что надо сделать?
С.38, упр. 4 Мы не можем узнать, потому что это есть у всех животных.
Злой, как волк развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
работа в парах
Выделяют существенные признаки предмета для составления загадки-описания.
Актуализируют жизненный опыт. Строят понятные для собеседников высказывания Метод ребро кулак
ладонь
10. рефлексия. Подведение итогов.
Кто первый догадается, на что похожи эти звери и предметы, и придумает для них сравнения, тот и выиграл.
 
Горбатый как ….
 Хитрая как ….
Стройный как
Яркое как…
Сладкий как ….
Кислый как… 
Лёд прозрачный, как ….
-Какие тайны русского языка вы для себя еще открыли?
Кто работал на уроке активно?
У кого получилось сегодня лучше поработать, чем вчера?
Вспомните и назовите слова, когда мы настраивались на работу. Какими должны вы быть? Ребенок берет лепесток от ромашки и обращается к детям с вопросом
Показывает ответ
Ответ: холма, барабан, человечка или гномика, стекло рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Прием «Ромашка»
«Мудрый совет»