Конспект урока по русскому языку 1 класс на тему Слова отвечающие на вопросы кто? или что?

Урок русского языка в 1 классе.
Тема « Слова отвечающие на вопрос кто? или что?

Цель урока: развитие умений ставить к слову вопросы кто? или что?

Задачи урока:
формировать умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение.
отрабатывать навыки орфографического письма.
расширять словарный запас учащихся.
содействовать воспитанию любви к предмету, воспитанию любви к природе.


Ход урока
1.Организационный момент
Громко прозвенел звонок-  Начинается урок  Наши ушки на макушке,  Глазки хорошо открыты.  Слушаем, запоминаем,  Ни минутки не теряем. 

2.Минутка чистописания
Письмо буквы Дд и буквосочетаний с гласными.
Дайте характеристику звуку(д) в сочетаниях де, да, ду, дю.

3. Мотивация к учебной деятельности
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Молчанка». Я вам буду показывать картинки, а вы будете записывать в тетрадь, название того, что видите. Друг у друга не списывать, и не подсказывать. (Показываю картинки с изображением корова, кружка, слон, цветок, снег, птица)
- Записали, а сейчас проверим правильно ли. ( Открываю доску, там записаны все слова). Самопроверка.
- Ребята, вы знаете, что все слова отвечаю на вопросы. Я вам покажу два вопроса кто? и что? (вывешиваю на доску). Как вы думаете, почему именно эти два вопроса? Как их можно связать со словами , которые вы написали?
Ответы детей.(Есть слова которые отвечают на вопросы кто? и на что?)
- Сформулируйте тему урока. Что сегодня на уроке вы узнаете?

5. Новый материал
1. работа по теме
Прочитайте предложение про себя.
- Прочитаем вслух.
Снежок лежит на земле.
- В этом предложении говорится о ком? или о чём?
- Какой вопрос зададим к первому слову? (Что?)
- Почему? (Обозначает не живой предмет)
- А можно ответить, что в этом предложении говорится о ком? (Да)
- Какой вопрос зададим к первому слову? (Кто?)
- Почему? (Обозначает живой предмет)
- Когда мы задаём к слову вопрос кто?
- Когда мы задаём вопрос что?
- Сформулируйте вывод:
Вывод: Если слово обозначает живой предмет, задаём вопрос кто?, если неживой – что?
- Запишите предложение.
- Найдите знакомые орфограммы и подчеркните их.
-Проверка.

2.Работа по учебнику
-Давайте поможем найти ответы на вопросы: кто это? Что это?
– На какие группы можно разбить эти слова? (живые – неживые; растения, животные, человек)
– По какому признаку можно еще разделить эти слова? (по вопросам кто? что?)– Попробуем поставить вопрос к каждому слову.
– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?
КТО? – к людям и животным
ЧТО? – к неживым предметам (делим тетрадь на два столбики и записываем слова: в первую колонку слова отвечающие на кто?, во вторую на что?)
3. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше
6. Закрепление

- Рассмотрите внимательно картину.
- Составьте несколько предложений по этой картинке.
- Сейчас я буду указывать на предмет, а вы называете слово и задаете к нему вопрос.
-Какие слова отвечают на вопрос кто?
-Какие слова отвечают на вопрос что?
-Сформулируйте вывод: О людях и животных спрашивают кто?, о других предметах – что?
-А теперь идем дальше, нужно по картинке спросить у одноклассников: кто это? Что это?
-Назови словом каждый предмет на рисунке. Напишите эти слова в тетради.
Игра «Доскажи словечко»:
Апрель, апрель,
На дворе звенит .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло, убирайте .

Верещунья, белобока,
И зовут её .

На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? . .
Самостоятельная работа.
Сейчас поработаем в группах.
- Подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
Весна.
Наступила (что?) . Ярко светит (что?) . Бегут говорливые (что?) . (Кто?) пускают кораблики. Летят перелетные (кто?) . Все рады приходу весны.
Слова для справок: солнце, птицы, весна, ручейки, дети.
- Прочитайте текст

7. Подведение итогов.
-Что узнали нового?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

8. Рефлексия.
Закончи высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал
- Сегодня на уроке мне было сложно

9. Домашнее задание.
Составьте по 2 предложения со словами отвечающими на кто?, что?
15