План-конспект урока на тему Рабство в Древнем Риме (5 класс)


План-конспект урока по истории Древнего мира 5 классТема: «Рабство в Древнем Риме»Цели урока:Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме; понимать значение терминов «раб», «амфитеатр», «гладиатор»; подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.Развивающая: Продолжить формирование у учащихся следующие умения: показывать географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов: раб, амфитеатр, гладиатор; развивать умение работать в группе.Воспитательная: Воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование неприятия к рабству вообще. ОборудованиеИнструментарий: (средства обучения)1. Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. – М.: Просвещение, 2007. – 287 с.2. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме».3. Карта « Рим в годы республики»
Организационный план время1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку. - 1 мин2. Проверка домашнего задания - 5 мин3. Изучение нового материала - 12 мин4. Закрепление нового материала - 2 мин5. Задание на дом - 1 мин Тип урока – комбинированный
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое   состояние не покидало вас в течение всего урока.
Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
II. Повторение изученного.
На протяжении нескольких уроков вы знакомились с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем
Проверка домашнего задания (слайд 1)1. Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке? 2.Покажите на карте государства которые смог подчинить себе Рим во втором веке до н. э..3. Каковы результаты завоевательных походов Рима?4. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами? Подготовка учащихся к изучению нового материала Итак, Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.
За первую половину 2 в. до н.э. в Рим было завезено 250 тысяч рабов.
2. Сообщение темы, плана урока, запись учениками в тетрадь: «Рабство в Древнем Риме».
Да, сегодня мы с вами должны познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме. ( слайд 2)
План:
Вопросы, которые мы должны
выяснить во время путешествия
Источники рабства
Количество рабов
Труд рабов
Условия жизни и быта рабов
Отношение к рабам в обществе
3 Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
Эти слова — эпиграф к уроку.
Подумайте над этими словами и к концу урока скажите согласны ли вы с этим выссказываним.
Ход урокаФронтальная беседа: 
Работа с понятийным аппаратом.
На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы??
Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
1) Кто такие рабы? (раб – не свободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца – запись в тетрадь) ( слайд 3)2) Какие источники рабства вы знаете? Записи в тетрадь( слайд 4)Источники рабства
ПИРАТСТВО
ПЛЕН
ДЕТИ РАБЫНЬ
А вы увидели здесь людей, ставших рабами за долги.
Ученик: Нет. Потому, что к тому времени римляне уже не могли стать рабами из-за долгов.
Учитель: Абсолютно верно, в 326 году долговое рабство было отменено. Совершилось это так: однажды к одному патрицию за долги попал в рабство юноша-плебей. Чтобы показать свое превосходство над ним, хозяин приказал раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.
Работа по группамЗадание- прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить на следующие вопросы:
( слайд 5 )1. Где в Риме применялся труд рабов?2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?3. Каким было отношение к рабам?1гр. Рабы в имении землевладельца с. 226-227. Документ ( слайд 6)
Вопросы ( слайд 7 )
Где применялся труд рабов?
Как содержались рабы?
Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?
Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний.За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания- рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы. 
Почему смертную казнь заменяли рудниками?
Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.
2гр. Рабы в богатом доме с. 227-228.Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты.Рабы широко использовались в домах римлян.Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д. Среди рабов было много образованных людей- учителей, врачей, художников, библиотекарей.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
Беседа по вопросам.
Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?
Итак : давйте еще рз назовем где применлся труд рабов
( слайд 8 )Схема «Применение труда рабов Рабы
Обслуга
Ремесленники
Сельскохозяйственные рабы
Рабы, занятые умств.трудомПримерный ответ:
 Гладиаторы - сильные и ловкие рабы, сражавшиеся друг с другом на арене амфитеатра. (комментирование термина и запись в тетрадь учащимися)
Амфитеатр-специальные сооружения для гладиаторских боев ( слайд 9)
Гладиаторы
В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.
Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами. ( слайд 10)
Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма “Спартак”, в котором представлен поединок двух гладиаторов.(слайд 11)
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
- Как выглядят гладиаторы?
- Каким оружием они сражались?
- Какова была реакция публики?
После просмотра!!! ( Слайд 12)
Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?
Как выглядели гладиаторы?
Какое оружие было у гладиаторов?
Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется “рыбак”, у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый “рыбой”, имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя “рыбак” стремится набросить сеть на “рыбу” и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор “рыба” сумеет разрезать мечом сеть, “рыбак” окажется совершенно беззащитным (рис. учебника).
За поединком “рыбака” и “рыбы” с замиранием сердца следят тысячи римлян.
Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора:…зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.
(Здравствуй, император, идущие на смерть приветствуют тебя!)
Любимым развлечением римлян были бои гладиаторов. ( слайд 13)Сначала бои проходили в цирках, а затем для них стали строить амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских игр (комментирование термина и запись в тетрадь учащимися). Продолжительность боев доходила до 117 дней.Случалось, что раненый гладиатор обессилевший, бросал оружие и, подняв левую руку, просил о пощаде. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.Учитель: Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы и всеобщее поклонение. После побед во многих боях, гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы получавшие свободу становились тренерами.
Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
Что общего для работв между рудниками и гладиаторскими боями?
Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы.
- Согласны ли вы с ним?
Обратитесь к эпиграфу урока и скажите, прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет2. Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все
Краткие выводыНи в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.
А теперь назовите произведения литературы где рассказывается о рабах. ( слайд 14)
Закрепление ( слайд 15)1. Большое количество дешевых рабов в Риме появилось в результате:а. Самопродажиб. Завоеванийв. Долгового рабства2. Состязания гладиаторов происходили:а. В циркеб. В Амфитеатрев. В имении рабовладельца
3. Общим в положении рабов было:а. Бережное отношение к ним.б. Полное бесправие.в. Уважение к личности раба.
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.Задание на дом: ( слайд 16 )§49, вопросы,Подготовить рассказ «Один день из жизни раба»Домашнее задание: напишите свой ответ сенатору. Согласны вы с его высказыванием или нет, здесь вам как раз и пригодятся мысли древних ученых Рима и Греции, с которыми вы познакомились.

Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Но на самом деле это совсем не так. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Но они есть. Некоторые правозащитные организации, говоря о масштабах рабства в современном мире, называют цифру от 100 до 200 миллионов человек. Но все же более соответствующей истине представляется точка зрения английского социолога Кевина Бейлза, который оценивает численность современных рабов в 27 миллионов человек! Большинство из них составляют кабальные рабочие в Индии, Пакистане и некоторых других странах Южной Азии. Кроме того, рабство существует в различных формах в Индокитае, в Южной Америке, в Западной и Центральной Африке, на Аравийском полуострове.
.
Так, в некоторых азиатских и африканских странах сохраняется домашнее рабство, наиболее приближенное к архаичным чертам классического рабства, традиционного для этих культур. Наиболее же распространена, в том числе и в "развитых странах", более современная форма рабства, которую можно назвать "рабством по контракту". Она гораздо теснее связана с мировой экономикой, чем патриархальное домашнее рабство в замкнутых обществах ближневосточных и африканских стран.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Литература.1.Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
=Истинным или ложным является утверждение:
Италия находится на Балканском полуострове.
Большое и боеспособное войско римлян делилось на легионы.
Противником Рима был богатейший город Азии – Карфаген.
Во главе карфагенских войск стоял Ганнибал.
В битве при Каннах римляне победили карфагенян.
В 202 г. до н.э. близ города Сиракузы произошел разгром войск Ганнибала.
Триумф – это торжественный въезд в Рим полководца-победителя.
В дни триумфа полководец носил почетное прозвище консул.
Разрушить Карфаген призывал римлян сенатор Катон.
В результате захватнических войн Рим установил свою власть над всей Азией.
Римский писатель Сенека пишет о рабовладельце, который решил казнить раба за то, что он разбил хрустальную вазу. Другого раба казнили за то, что он забыл в бане бельё господина. Император Калигула приказал отдать в цирке голодным зверям на пожирание осуждённых рабов.
Можно ли данные факты назвать случайными, чем их можно объяснить? В обязанности рабов, занимающихся домашним хозяйством, входило выполнение бесчисленных капризов хозяина.
Было ли их положение так же унизительным, как положение рабов на рудниках? Согласны ли вы с тем, что доле некоторых рабов можно было бы позавидовать, если их использовали в качестве врачей, учителей, чтецов, музыкантов и т.д.?
Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые разные.
С самого начала возникновения государств и до начала нашей эры существовало это сложное многогранное явление – рабство. Признаки его мы находим и в крепостнической России, и в США. Но надеемся, что то время осталось в истории. А для нас уроком будет – не делай рабом другого и не будь рабом сам.. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:
Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров Найти, похожий на... (сапог)
.Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский).Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, Селились в древности глубокой Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. И как же тут не удивиться,Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту, Это потому, что им Был основан город ... (Рим).
Он молод и талантлив былИ смельчаком для всех прослыл.И с Римом храбро воевал.
Отважный…( Ганнибал)