Статья Формирование личностных универсальных учебных действий в образовательном процессе


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
С 1 января 2010 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, а с 1 сентября 2011 года начальная школа работает по этому Стандарту.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.(ФГОС, часть 1, пункт 8)
Выращивать таких людей позволяют ориентиры, заложенные и установленные требованиями Стандарта, в том числе к личностным результатам.
Личностные результаты – это результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, это результаты, которые отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты достигаются посредством формирования личностных универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий:
Самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувство гордости за свою родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения обучающихся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению этого разрыва;
Морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к децентрации (координация различных точек зрения на решение моральной дилеммы) – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Связь личностных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование личностных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе освоения содержания учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, в процессе организации разнообразных форм учебного сотрудничества, в различных формах внеурочной деятельности.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования личностных учебных действий.
Содержание предметной области «Филология» направлено на формирование всех видов личностных УУД.
В контексте курса «Литературное чтение» вырабатывается смыслообразование через прослеживание судьбы героя. Литературные произведения, тексты в учебниках, разрешение возникающих этических и нравственных коллизий мотивируют детей на серьезное размышление о духовно-нравственных ценностях человека.
Основы гражданской идентичности закладываются путем знакомства с героическим историческим прошлым России, ее культурой, воспитание чувства гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.
Выработка эстетических ценностей и критериев происходит на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Система знаний об основах моральных норм, формирование моральной самооценки расширяется при чтении и анализе литературных произведений. Обучающиеся учатся различать такие общечеловеческие ценности, как доброта, милосердие, забота, бескорыстие, мужество, стойкость, верность, способность любить, искренность, самоотверженность и многие другие.
В работе с содержанием курса «Русский язык» ребенок получает возможность для осознания себя гражданином России, сформировать представления о русском языке как средстве межнационального общения, представление о своей этнической принадлежности, приобретает опыт положительного отклика на чувства, поступки других людей. Текстовый материал учебников и разнообразные, предельно приближенные к жизненным ситуациям виды деятельности по развитию устной и письменной речи формируют широкую мотивационную основу учебной деятельности, интерес к познанию нового. Например, задание: «Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Выбери и запиши правильно составленные вопросы. Дополни их ответами. (Далее следуют 4 вопроса, из которых два верных.)
Работа по осмыслению пословиц, поговорок, фразеологизмов знакомят с нравственным содержанием поступков, с основными моральными нормами поведения, подчеркивают необходимость вырабатывать в себе способность понимать чувства других людей, сочувствовать им. Например, задание: «Допиши фразеологизм: Опять двадцать … . Когда так говорят?»
В русле предметной области «Математика и информатика» формируются основы для освоения обучающимися ценности знания, истины, научного познания как части культуры человечества.
Часто встречающиеся задания типа: докажи(те), исследуй(те), сравни(те), составь(те), сделай(те) вывод, объясни(те), составьте задание и мн.др., вовлекают обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, что является главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
- На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
-Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
В учебнике окружающего мира изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность. Например, задание: «Опиши свой любимый уголок России. За что вы любите свою Родину, свой город?»
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.
Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
Используя ИК-технологии, ведется формирование критического отношения к информации и избирательность её восприятия, уважение к информационным результатам других людей.
В технологии ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.
Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.
Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.
Педагогические приемы, направленные на формирование
личностных универсальных учебных действий
«ЛОВИ ОШИБКУ!»: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом. Школьники должны мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Находка преподавателя ТРИЗ В.И. Тимохова: на уроках в начальных классах он использовал в качестве награды за внимание "переходящую почётную шляпу Фомы неверующего".
В развитие этого приёма можно предложить такую форму работы: учитель доказывает заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы.
Другой вариант: ученик получает текст со специально допущенными учителем ошибками – пусть "поработает учителем". Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе и старшими.
«ЗАДАНИЕ МАССИВОМ»: Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Вариант 2: задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал – тем больше вероятность найти знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации. А учебный предмет, в свою очередь, становится интереснее.
И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень, на который способен "замахнуться". И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
«ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ»: продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.) Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной сложности.
«ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ»: учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется и никакого волшебства…. Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любой из известных видов заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.
«МОРДАШКИ»: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
«СВЕТОФОР»: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Есть два совершенно разных типа устного опроса – назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!"
При опросе типа Б учитель задает творческие , на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить". Красный – "не хочу". Конечно в том случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от "светофора" опять таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»: разыгрывается сценка на учебную тему.
Самое главное в деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий – это помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Литература:
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/А. А. Гин. – М. : ВИТА – ПРЕСС, 2013.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Система развивающего обучения Л.В. Занкова : Начальная школа / Под ред. С.Г. Яковлевой. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – «Просвещение», 2011.