научная статья на тему:«Педагогические технологии инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы».


Плехова Светлана Владимировна ,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 51имени А.М.Аблукова Город Ульяновск
«Педагогические технологии инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы».
Актуальность выбранной темы обусловлена
- современными тенденциями в образовании, направленными на внедрение интеграционных процессов, которые требуют реструктуризации культурно-образовательного пространства школы, обеспечивающей право каждого ребенка на полноценное образование вне зависимости от его возможностей, личностных психофизических особенностей развития, национальности.
- приоритетным направлением развития социальной образовательной политики государства в области инклюзивного образования.
- необходимостью создания и развития инклюзивной образовательной среды школы, создающей возможности для активного участия в образовательном процессе как учащихся с особыми образовательными потребностями, так и их обычных сверстников с учетом социальных запросов населения и требований госстандарта.
Цель: выявить влияние совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на качество образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы инклюзивного обучения в научной литературе, уточнить понятия «инклюзивное обучение», «инклюзия», «интеграция».
2.Исследовать процесс инклюзивного образования в педагогико-антропологическом аспекте.
3.Изучить мнение субъектов образовательного процесса по проблеме инклюзивного обучения детей в общеобразовательной школе.
4.Провести анализ состояния практики инклюзивного образования детей в условиях общеобразовательной школы.
5.Произвести отбор и апробацию технологий инклюзивного обучения детей младшего школьного возраста, выявить их эффективность экспериментальным путём.
Объект исследования: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как процесс их социальной интеграции и инклюзии.
Предмет исследования: педагогические технологии в практике инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: инклюзивное обучение в условиях общеобразовательной школы не ухудшает ситуации развития здоровых детей и создаёт благоприятные условия для интеграции детей с ОВЗ в социум, если педагог применяет технологии интерактивного обучения, построенные на взаимообучении и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
Несколько слов о теоретической части исследования: Теоретический фундамент исследования составили:
теоретические основы развития образовательной среды ((Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, И.Я. Лернер, В.М. Лизинский, А.С. Макаренко, М.М. Поташник, А.М. Прихожан, В.А. Сухомлинский, Е.А. Ямбург, В.А. Ясвин и др.),психолого-педагогические идеи инклюзии в образовании (В.И. Зарецкий, Д.А. Леонтьев, Н.М. Назарова, И.А. Корепанова и др.),
теория функциональных систем и теория адаптации (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, С.М. Громбах, С.М. Редлих и др.),
теория социального развития и теория социализации (Ю.Н. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Н.Н. Суртаева и др.),
управление педагогическими системами (В.И. Лазарев, Ю.С. Мануйлов, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, А.М.Третьяков, Т.И. Шамова),
концептуальные основы ресурсного подхода в управлении (Т.М. Давыденко, В.М. Лизинский, С.Д. Поляков и др.),
концепция педагогического и внутришкольного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, В.П. Симонов и др.).
Отдельные аспекты вариативности современного образования представлены в работах А.С. Асмолова, В.Н. Аверкина, А.В. Золотаревой, В.Г. Куликова, Я.С. Турбовского, А.М. Цирульникова.
На первом этапе были сформулированы цели, поставлены основные задачи, произведено теоретическое осмысление проблемы; проведен опрос учащихся и педагогического коллектива по вопросу инклюзивного обучения и образования; разработан план исследования; выявлены сущности и содержание технологий инклюзивного обучения, пути их реализации в условиях образовательной школы. На втором этапе проведено изучение психологического здоровья учеников начальной школы, уровня сформированности надпредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по ФГОС второго поколения. Так как основным видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, нами проведен анализ основных учебных универсальных действий учащихся. На третьем этапе (2013-2014 гг.) осуществлен анализ полученных материалов; проведено их обобщение и систематизация, сформулированы выводы по результатам исследования, осуществлено литературное оформление диссертации.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 51, на различных этапах исследования было охвачено 260 учащихся 2 – 4, 5 – 7-х классов и 48 педагогов указанного образовательного учреждения
После изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что проблемы, связанные с внедрением инклюзивного подхода в России, носят многоаспектный характер. Расширение границ инклюзивного образования в России представляет научный интерес с позиции рассмотрения проблем, сопутствующих включению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение, анализа процесса обучения и воспитания школьников в комплексном взаимодействии «дети-родители-педагоги», поиска новых педагогических методов и средств работы, способствующих повышению эффективности образовательной деятельности.
Анализ состояния инклюзивного образования в Ульяновской области показал, что во многих образовательных учреждениях создаются благоприятные психологические, организационно-педагогические, педагогические, методические и организационно-управленческие условия для совместного обучения и воспитания здоровых детей и детей с ОВЗ. Однако следует отметить, что уровень психологической и технологической готовности педагогов к инклюзивному обучению детей в общеобразовательной школе пока недостаточен, о чем свидетельствует и опыт организации такого обучения в МБОУ СОШ №51 им. А.М. Аблукова.
В рамках исследования проведено анкетирование учащихся и педагогов.
Цель анкетирования: изучение мнений учащихся по поводу обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение слуха, зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, речи, снижение интеллекта) в общеобразовательной школе.
Анкетирование учащихся школы выявило отношение детей к данной проблеме:
На вопрос: «Где, с Вашей точки зрения, должны обучаться дети с огра-ниченными возможностями здоровья?» учащиеся ответили:
- в общеобразовательной школе – 140 ответов(54%);
- в специальном классе общеобразовательной школы –52 ответа(20%);
- в специальной школе – 50 ответов(19%);
- необходимость надомного обучения - 8ответов (3%).
Эти ответы достаточно четко показывают отношение детей к инклю-зивному образованию.
На вопрос: «Ваше отношение к совместному обучению детей с разными видами нарушений здоровья в общеобразовательной школе» получили разные ответы.
Из всех перечисленных патологий дети положительно относятся к совместному обучению в своем классе с детьми
- с ослабленным здоровьем – 242 ответа(93%);
- с нарушением зрения – 201 ответ(77%);
- с речевой патологией – 178 ответов (68%);
- с нарушением слуха – 180 ответов (69%);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 156 ответов (60%).
Меньше всего дети хотели бы учиться в одном классе с учащимися с умственной отсталостью – 107 положительных ответов(41%).
Анкетироване педагогического состава проводилось с целью:
-изучить уровень педагогической компетентности педагогов в сфере инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными воз-можностями здоровья;
-выявить отношение педагогов к обучению детей с ОВЗ в общеобра-зовательной школе.
По результатам анкетирования педагогов было выявлено, что к обучению в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся 48% опрошенных учителей, отрицательно – 46%, остальные затрудняются в ответе.
На вопрос: «Какие положительные стороны Вы видите при сов-местном обучении с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Вашем классе?» получили следующие ответы:
-37% (18 человек) опрошенных учителей считают, что совместное обучение позволит детям с ограниченными возможностями здоровья полу-чить хорошее образование;
-16% (8 человек) считают, что совместное обучение подготовит об-щество к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья;
-12% (6 человек) считают, что совместное обучение не отрывает ре-бенка от семьи и детей своего двора;
-33% (16 человек) отметили, что у всех школьников формируется доброта, сочувствие, желание помочь слабому.
На вопрос « С чем связаны основные трудности внедрения инклюзивного обучения?» учителя ответили следующим образом:
•50 % педагогов отметили недостаточное кадровое обеспечение (психологи, дефектологи, врачи, логопеды, тьюторы);
•36 % педагогов отметили повышение нагрузки на учителя;
•27 % с недостатком профессиональных знаний в области инклюзивного образования;
•25 % с неприятием детей с ОВЗ здоровыми сверстниками и их родителями;
•18 % с психологической неготовностью учителей к работе с детьми с ОВЗ;
•12 % с отсутствием программно-методического обеспечения;
•10 % затруднились назвать причины.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что отношение учителей начальной и средней школы к реализации инклюзивного обучения в общеобразовательной школе неоднозначное. Данные анкетирования позволяют говорить об относительном понимании и принятии учителями идеи инклюзивного обучения детей с ОВЗ, также следует отметить недостаточные знания и подготовку учителей в области коррекционной педагогики и психологии.
В рамках эксперимента нами исследовались адаптированность к среде, мотивация учебной деятельности, психологическое здоровье детей, что позволило сделать следующие выводы:
В контрольной группе (4Б-5Б) в начальной школе мотивация учебной деятельности достаточно высокая, при переходе в среднюю школу мотивация снижается. Недостаточно высокий уровень учебной мотивации связан с психологическими особенностями детей данного возраста. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками.
В экспериментальной группе(4В-5В) в начальной школе мотивация учебной деятельности достаточно высокая, дети стремятся получать новые знания, у них преобладают познавательные мотивы, им нравится процесс обучения. При переходе в среднюю школу мотивация несколько снижается, но зато повышается средний показатель, также преобладает положительная внеучебная мотивация. Недостаточно высокий уровень учебной мотивации связан с психологическими особенностями детей данного возраста. Ведущей деятельностью в этом возрасте становится общение со сверстниками.
Рассмотрим мониторинг психологического здоровья учащихся:
В контрольной группе(4Б-5Б) при переходе в среднюю школу уровень психологического здоровья стал высоким, появилась тенденция к высокому и среднему уровню психологического здоровья, т.е. группа успешно прошла адаптацию к условиям среднего звена. В экспериментальной группе (4В-5В) стабильность психологического здоровья сохранилась и в условиях среднего звена. Большинство пятиклассников прошли успешную адаптацию к условиям среднего средней школы.
Таким образом, сравнивая две группы детей, отметим, что в развитии детей, психологическом состоянии, адаптированности к среде наблюдаются одинаковые положительные тенденции, и только соматическое, физическое здоровье детей имеет различия, что изначально связано с наличием в экспериментальном классе детей с ОВЗ.
Сравнение данных, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, позволило сделать следующий вывод: при инклюзивном обучении детей младшего школьного возраста ситуация развития детей не ухудшается, если в классе обучаются дети с ОВЗ.
В ходе эксперимента исследовались Учебные Универсальные Действия (регулятивные, личностные, познавательные), остановимся на одном из компонентов:
познавательные УУД – это, прежде всего, исследовательская деятельность, переработка и структурирование информации, освоение общего приема доказательства как компонента логического мышления. Во 2А классе 33% учащихся показывают высокий уровень УУД, в этом же 3А классе по истечении года происходят изменения, этот показатель переходит в средний уровень, который говорит о выравнивании познавательных УУД, большинство детей активно владеют операциями обобщения, анализа, способностью выделять существенные признаки, умением классифицировать на уровне среднестатистических возрастных норм. В целом можно говорить о хорошей динамике общеучебных, логических, знаково-символических универсальных учебных действиях, которые позволяют обучаемым осваивать изучаемый материал в рамках предмета.
Таким образом, сравнение итогов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о том, что качество учебной деятельности учащихся начальной школы при инклюзивном обучении средствами интерактивных технологий не снижается, динамика УУД имеет положительные тенденции как у здоровых детей, так и детей с ОВЗ.
В ходе эксперимента нами применялись такие интерактивные технологии обучения как метод группового обучения, группы «смешанных способностей», работа в парах, технология «портфолио», метод проектов. Остановимся подробнее на результатах применения технологии взаимного обучения.
Проект взаимного обучения чистописанию. Цель: реализация технологии и создание ситуаций успешности ребенка в процессе обучения, использование взаимного обучения (работа в парах) в начальной школе.
По окончании эксперимента обучающиеся продемонстрировали рост скорости письма, повышение аккуратности письма, улучшилось восприятие их почерка другими обучающимися. 2 обучающихся из 6 – Артем Н., и Дарья Д. (инвалид по речи) особенно достигли хороших результатов: у них улучшился почерк и как следствие они стали меньше допускать орфографических ошибок в словах.
Проект взаимного обучения чтению. Цель исследования: использование межвозрастного взаимного обучения (работа в парах) в начальной школе.
Исследовательская программа взаимного обучения чтению, в которой принимали участие ученики 3А класса (4 человека) показала, что обучаемые в среднем осваивали чтение в 2,6 раза быстрее обычного, а обучающие в 3,5 раз быстрее. В программе принимали участие дети с нарушением слуха и зрения. В результате, учащиеся без инвалидности, которые учили читать в проекте, стали больше общаться с учениками с инвалидностью, чем дети из обычного класса.
В ходе эксперимента 5 учеников 6Б класса обучали чтению 4 учащихся 3А класса: Кристину К., Артема Н., Никиту С., Вячеслава И.(инвалид по зрению). В ходе обучения применялась методика межвозрастного взаимного обучения. Эксперимент проходил с 03.03.2014 по 23.03.2014г. в течение 3 недель по 25 минут 3 раза в неделю. Обучаемые получали прозаические тексты, стихотворные тексты и скороговорки для заучивания наизусть. Особенно интересны занятия по развитию речевого аппарата. Такие занятия важны были для Вячеслава И., так как зрение не позволяло ему многосторонне работать с тестом, вызывало трудности в освоении чтения текста.
В ходе эксперимента проводились тренинги на умение слушать партнера, на умение работать в шуме (см. приложение 9 – 10), использовались тесты: «Умение сделать выбор», «Способность обобщать», «Развитие речевых умений», «Самоконтроль и рефлексия» (см. приложение 13 – 16). По окончании эксперимента был проведен контрольный срез по определению успешности в освоении чтения текстов различной сложности, проведено контрольное чтение. (см.Рис.2) Все обучаемые показали хорошие результаты, а обучающие продемонстрировали рост скорости чтения.
Таким образом, формирующий этап эксперимента показал, что дети с ОВЗ наравне со здоровыми детьми проходят образовательную программу, встречаются с трудностями в обучении и преодолевают их в равной степени. Следует отметить, однако, что показатели качественного обучения будут зависеть от тяжести индивидуального заболевания и применения педагогами интерактивных методик в практике обучения детей с ОВЗ. Контрольный срез, проведенный по окончании эксперимента, показал успешность в освоении чтения текстов, выработку орфографической зоркости как у здоровых детей, так и детей с ОВЗ. В классе наравне с обычными детьми комфортно и адекватно развиваются дети с ОВЗ, что доказывает оправданное нахождение таких детей в обычном классном коллективе.
В ходе исследования показано, что в рамках образовательных классов можно создать условия, адекватные индивидуальным особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивная модель, предполагающая обучение ребёнка в общеобразовательном классе, активно апробируется в общеобразовательных школах г. Ульяновска. Примером служит МБОУ СОШ № 51, в которой реализуется практика обучения в общеобразовательном классе учащихся с ОВЗ, посредством усиления индивидуального подхода в обучении, при условии дополнительных занятий учителя по русскому языку и математике с таким учащимся после уроков и сопровождения учащегося специалистами, использовании интерактивных методик в обучении.
Таким образом, проведенное исследование в рамках зкспериментальной работы показало, что при инклюзивном обучении детей младшего школьного возраста ситуация развития детей не ухудшается, если в классе обучаются дети с ОВЗ, качество учебной деятельности учащихся начальной школы при инклюзивном обучении средствами интерактивных технологий не снижается, динамика УДД имеет положительные тенденции как у здоровых детей, так и детей с ОВЗ.