модель создания школьной службы медиации


Исмагилова Л. И.
Организация этапов создания школьной службы медиации
Актуальность.
В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками,  родителями и учениками. Доходит до того, что школьники нападают на учителей, организуют противоправные группировки. Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа. Не случайно одним из способов разрешения школьных конфликтов являются «стрелки».
«Стрелки» в подростковой среде выступают  как  форма преимущественно насильственного разрешения конфликтов между подростками, перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия, а также  как  форма самоутверждения. В то же время «стрелки» становятся  способом бизнеса для части подростков, которые организуют и провоцируют на «стрелки» других подростков, записывают их на видео и в дальнейшем продают эти записи, и даже организуют денежные ставки на победителя.
Детский рэкет  также свидетельствует об изменении форм организации подростковой жизни.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной  службы примирения (далее ШСП).


1
2
3
4
5
6

Этап целеполагания
Задача администрации: Определить наиболее эффективную модель работы школьной службы медиации:
работа школьного медиатора в центрах содействия;
создание службы при образовательном учреждении и подготовка кадров.
Определить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении;
Раскрыть нормативно-правовое обоснование работы службы по взаимодействию с другими структурами;
Определить этапы деятельности службы.

Цель: проработать модель создания школьной службы урегулирования конфликтов в образовательной системе; реализовать разработку организационно-методологического, нормативно-правового и психолого-педагогического сопровождения его работы.


Задача педагогов: Определить формы, методы и принципы построения работы медиатора службы со сторонами конфликта в образовательной системе;
Определить наиболее эффективные методики психодиагностики межличностных отношений конфликтующих сторон образовательного процесса, варианты разрешения конфликта
проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
Провести работу по организации взаимодействия службы со всеми субъектами образования
Популяризация «Школьной медиации»





Способы организации целеполагания
Изучение документации по созданию школьной службы медиации
Изучение опыта других организаций
Проведение круглых столов, бесед, брифингов, дискуссий для выявления степени полезности создания модели
Проведение круглых столов для родителей и обучающихся с целью привлечения их к данной работе
Проведение занятий с учащимися с целью ознакомления с целями и задачами медиации





Результат этапа целеполагания: осмысление целей и задач школьной службы медиации, привлечение к участию родителей и учащихся





Этап планирования
Первый этап  провести анализ и изучить перспективные направления работы службы в образовательном учреждении. Определить нормативно-правовую базу работы школьного медиатора.

Второй этап  организовать взаимодействие службы с центрами города работающими в этом направлении.


Третий этап  обеспечить потребности образовательного учреждения в работе профессионального школьного медиатора с целью достижения положительной и устойчивой динамики разрешения конфликтов. Разработать методическое пособие «Школьная медиация».






Алгоритм создания ШСП:
разработка и реализация проекта создания ШСП;
разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие ШСП;
формирование команды инициаторов и освоение ими навыков ведущих программ примирения на базе концепции восстановительной медиации;
разработка формы по сбору информации, мониторингу и оценке;
анализ деятельности и корректировка, определение путей развития.


Структура и организация деятельности.
Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, режГ°е психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке в качестве медиаторов, включая кураторов. Куратор пишет отчеты о проведенных процедурах, направляет работу ребят, проводит дополнительные занятия с ними.
Информация о конфликтных и мелких криминальных ситуациях (кражах, драках, порче имущества) в начале работы службы обычно поступает от администрации и педагогов. В дальнейшем, по мере знакомства с деятельностью службы, в нее начинают обращаться школьники и родители.
Медиаторы, которые обычно работают в парах, проводят предварительные встречи со сторонами конфликта (по отдельности) и сами примирительные встречи. В среднем работа по запуску службы примирения и активного проведения ею медиаций занимает приблизительно один год.





Результат этапа планирования: создание школьной службы медиации





Этап реализации
Примерный перечень  документация ШСП:
приказ директора школы о создании Школьной службы примирения; Положение о службе; должностная инструкция куратора службы; формы обращений в ШСП, отчетов; журнал регистрации поступивших обращений по разрешению конфликтных ситуаций; кодекс сотрудничества членов ШСП; информационные листы о работе ШСП; программа сопровождения учащихся ШСП; программа занятий;план работы (на неделю).


Основная задача:
Создание модели школьной службы медиации

Возможные подходы
1.Профилактический  подход.  ШСП призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. В этом случае она работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения,  становится частью административной системы школы и подчиняется школьной администрации. 2.Воспитательный (педагогический) подход. Создание ШСП рассматривается как проявление детской активности. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.






Основные формы работы
1.Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
2.Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу.





Результат этапа реализации: функционирующая модель школьной службы медиации



Этап рефлексии
Задача администрации: анализ всей проделанной работы, сопоставление конечных результатов (материальный, визуальный и педагогический) своей деятельности с намеченной целью

Основная задача: сопоставление конечного результата деятельности с намеченной целью

Задача педагогов: рассказать об этапах своей деятельности, сделать анализ и оценку своей работе, выслушивать мнение о ней педагога и сверстников





Способы организации этапа рефлексии
саморефлексия коллективная рефлексия





Результат этапа рефлексии: общественное признание состоятельности
(успешности, результативности)



Этап коррекции
Задача администрации:
содействие в определении способов коррекции

Основная задача:
сделать выводы о проделанной работе и взять на заметку ошибки

Задача педагогов: определить материал, нуждающийся в коррекции и отобрать способы корректировки действий и качества выполнения последовательно с ним





Способы организации этапа коррекции
«банк идей»;
вопросы разного характера,
беседа,
и т.д.





Результат этапа коррекции: внедрение в жизнь модели школьной службы медиации


15