Методические рекомендации (работа с детьми с девиантным поведением)


Методические рекомендации по работе с детьми девиантным поведением
( из опыта работы классного руководителя)
Семья является главным фактором, влияющим на ребенка. Семьи бывают разными. В зависимости от отношений в семье к членам семьи и к людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы возрастающая отчужденность детей и родителей, причиной которого являются разные причины: большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.д. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др.Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды:
- раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении.
- академическая неуспеваемость
- конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.
- отстраненность, отсутствие контакта со сверстниками и педагогами Всё это приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети   депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации. Встает вопрос» «Как помочь ему?» С этой целью необходимо и целесообразно каждому педагогу овладеть приёмами и методами индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:
I - контактный ( снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом)
II – диагностический (на основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи)
III - коррекционный (создание ситуации успеха)
YI – самостоятельности (готовности учащегося работать над собой:)
Главное условие успеха – это сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения, высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя:
- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
- создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
- создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
- организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
- создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
- организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:
индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;
вовлечение во внеклассные мероприятия;
вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);
Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.
Литература
1.Журнал «Детский дом» №39, 2011 год, стр. 21
2. Интернет-ресурсы