Психологическая помощь детям, подросткам и юношеству, занимающимся профессиональным спортом

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ




Методическая разработка



Тема: «Психологическая помощь детям, подросткам и юношеству, занимающимся профессиональным спортом»



Составила: инструктор-методист МБОУДОД ДЮСШ
г.о. Лосино-Петровский
Анисимова Людмила Юрьевна




2014 г.
Психологическая помощь детям, подросткам и юношеству, занимающимся профессиональным спортом

В настоящее время не только спорт высшего мастерства, но и спорт, направленный на подготовку спортивных резервов, т.е. молодежный и юношеский, и даже детский спорт все больше профессионализируется по своей сути. Об этом свидетельствует создание сети спорт-интернатов, школ олимпийского резерва, спортивных классов, ориентированных на подготовку спортсменов высшего класса. В результате занятия спортом для юных спортсменов превращаются в деятельность, близкую по своему статусу к профессиональной и занимающую ведущее место среди других видов деятельности.
Участие в соревнованиях, где от молодого спортсмена требуется полная отдача, где присутствуют конкуренция, травмы и боль, риск - все это создает ситуации, в которых детям - спортсменам необходимо регулировать свое психическое состояние. Известно, что уже в группах начальной подготовки интенсивно развивающийся детский организм испытывает огромный прессинг психоэмоциональной и физической нагрузок, который способен выдержать не каждый ребенок. Если физические нагрузки велики, а ребенок-спортсмен плохо управляет своим состоянием, возникает чрезмерное психическое напряжение, которое снижает эффективность спортивной деятельности, приводит к ее дезорганизации, а в результате к проигрышу, к потере уверенности в себе и депрессии.
Большая проблема - выдерживать двойную нагрузку: учеба в школе и тренировки в спорте. К тому же, подростковый период (возраст от 11 до 15-16 лет) - это самый длительный и сложный из всех кризисов развития, который сопровождается у подростка целой гаммой специфических (часто внутренне конфликтных) переживаний: свойственная подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и пр.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, в свои способности, иногда даже ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтах с окружающими взрослыми.
Таким образом, в настоящее время проблема комплексного психологического обеспечения детского и юношеского спорта становится все более актуальной.
Комплексная психологическая подготовка основана на максимальном использовании индивидуальных особенностей детей-спортсменов, причем не только достоинств, но и недостатков. Где в качестве субъективных факторов спортивной деятельности выделяются те индивидуальные особенности юного спортсмена, которые непосредственно определяют ее эффективность и проявляются как в эффективности спортивной деятельности (индивидуальный уровень развития физических и психических качеств по существу есть проявление специальных способностей), так и в процессе принятия тактических решений.
Психологическая подготовка юных спортсменов – это особое воспитание, и, как всякое иное воспитание, оно эффективно и важно, когда спортсмен юн, всего хочет, ищет себя, свой стиль, когда он с благодарностью принимает новые варианты поведения и спешит проверить их на практике.
Это тот период в его спортивной карьере, когда он естественно, в силу возрастных закономерностей готов к изменениям и личностному росту.
Психологическая помощь юным спортсменам направлена на то, чтобы:
повысить способность управлять чувством беспокойства (снятие фобий, тревожности, повышение мотивации);
выработать и впоследствии уметь поддерживать высокий уровень уверенности в себе;
выработать навыки повышения устойчивости к стрессу, снижение утомляемости;
обучить необходимым психологическим технологиям и внедрению их в учебно-тренировочный и соревновательный процесс;
вывести спортсмена на уровень психологической стабильности;
раскрыть индивидуальные творческие ресурсы.

В задачи комплексной психологической подготовки юным спортсменам входит:
снятие психической напряженности;
обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;
моделирование условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию).
Что включает в себя психологическая подготовка спортсмена?
Ранняя психологическая подготовка спортсмена включает в себя мероприятия, проводимые систематически задолго до соревнований. Спортсмен, неподготовленный к необычайно жесткому общему жизненному и тренировочному режиму, особенно характерным для спорта высших достижений, до соревнований может и не дойти. В каждодневных мероприятиях задача психологической подготовки ставится более узко и конкретно – формирование и совершенствование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлены успешность и стабильность выступлений на соревнованиях.
Цель психологической подготовки – адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия соревнований. Необходимые психические свойства и качества создаются на базе индивидуальных особенностей спортсменов.
Психологическая подготовка направлена на:
коррекцию, нивелирование, устранение личностных особенностей, например, таких как: эмоциональная возбудимость, тревожность, сензитивность, неуверенность, несобранность, немобилизованность;
на дополнение, совершенствование, развитие – спокойствия, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа;
формирование спортивного характера, критерием которого являются: стабильность выступления в соревнованиях, улучшение результатов от соревнования к соревнованию по мере повышения их значимости, более высокие результаты в соревнованиях по сравнению с тренировочными, лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях, сверхусилия на финише и др.

2. Коррекция психических состояний спортсмена с целью укрепления психологической защиты на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Данная коррекция необходима в том случае, если не было ранней психологической подготовки. Программа коррекции нацелена на управление психическим состоянием и поведением спортсмена в условиях соревнований.
Реализация данной программы начинается, как правило, за 30-40 дней до ответственных соревнований.
Каков общий принцип методики психологической подготовки?
Общий принцип методики психологической подготовки - это воздействие, как на сознание, так и на подсознание спортсмена приемов смешанного влияния. Приемы направлены на промежуточные компоненты управления действиями и переживаниями спортсменов. Приемы, используемые в процессе психологической подготовки, подбираются всегда строго индивидуально.
Зачем нужно работать с бессознательным спортсмена в процессе психологической подготовки?
Наше поведение определяется работой коры больших полушарий мозга. Наша психика условно состоит из двух частей – сознательной и бессознательной. Их соотношение можно сравнить с айсбергом: надводная часть – это сознание, подводная – бессознательное.
Конечно же, наше бессознательное сильнее сознания, ибо в нем хранится вся информация. Именно оно и определяет наши поступки. Очень часто на уровне сознания спортсмен уверенно говорит о желании выиграть, но, если на бессознательном уровне он не верит в эту возможность, то победа не состоится.
Поэтому для того, чтобы изменить имеющееся состояние спортсмена на желаемое, необходимо работать с его бессознательным.

Что такое психология победителя? Возможно ли ее взрастить и сформировать?
Секрет психологии победителя прост: в его основе лежит привычка к позитивному мышлению.
Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы в начале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого.
Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может давать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе. То же самое происходит и с нашим мозгом. Программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух.
Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, а у неудачника - свой!
Какие способности можно развить у спортсмена, если сотрудничать с психологом?
Развитие способностей спортсмена за счет психологического консультирования


Качества и средства, ведущие к успеху
Спортсмен, которого консультирует психолог
Спортсмен, не получающий консультации психолога


1
Мотивация
Получает дополнительные мотивы, которые ведут его на пути к победе

Функционирует в заданных рамках установок тренера


2
Планирование
Учится планировать собственную карьеру и ставить адекватные, достижимые цели

Приходит к навыку планирования по прошествии длительного времени


3
Творческие способности
Развивает за счет применения новейших технологий

Уповает на развитые способности


4
Стратегия и тактика успеха
Обогащает свои стратегии за счет закономерностей, взятых из опыта подготовки чемпионов

Пользуется только теми стратегиями, которые имеются у тренера или окружения


5
Средства, повышающие работоспособность
Имеет возможность получить психологическую, поддержку, не относящуюся к допинговым средствам

Применяет только фармакологические препараты


6
Восстановление

Помимо общепринятых средств восстановления использует скрытые возможности своего организма

Восстанавливается за счет общедоступных методов


7
Управление своими способностями и поведением
Учится программировать свою психику, которая влияет на эффективность деятельности

Полагается по большей части на интуитивное знание, которое приходит с опытом (если опыт имеется)


8
Развитие личности спортсмена
Обогащает свою личность за счет обучения, развития творческих качеств и разрешения внутриличностных проблем

Развитие личности происходит стихийно, либо не происходит вообще (когда внутриличностные проблемы не решаются)


9
Обратная связь

Имеет возможность получить объективную оценку своим действиям и необходимые рекомендации

Получает стандартную, не всегда адекватную оценку тренера, врача. Не будучи удовлетворенным оценкой объясняет поражение случайными факторами (судейство, черная кошка, плохая погода)


10
Управление стрессом
Устраняет тревожность и негативное влияние внешней среды в процессе выступления или игры специальными и проверенными методами

Борется со стрессом психоактивными средствами (в которые иногда входят алкоголь и наркотики)











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15