Выступление «Модернизация технологии и содержание образования с учетом концепции математического образования»


Выступление на конференцию
август 2016г. Плетнева В. М.
«Модернизация технологии и содержание образования с учетом концепции математического образования»

Математика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. 24 декабря 2013года распоряжением Правительства РФ была утверждена концепция математического образования в РФ . Исходя из которой основной целью математического образования можно считать формирование гуманитарного математического мышления в условиях новых технологических вызовов.
Из основной цели вытекают задачи математического образования:
- формирование математического мировоззрения;
- развитие учащихся (культурное, духовное, эстетическое, нравственное, творческое, интеллектуальное).
Главный принцип концепции математического образования состоит в осознании реального сосуществования в методической системе обучения математике двух функций школьного образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование.
Перечислю качества личности обучающегося, на которые влияет математика:
- способность логически мыслить;
- умение анализировать, и критически осмысливать материал;
- способность самостоятельно добывать знания;
- понимание предмета математических дисциплин, понимание связи математики с действительностью с другими науками;
- толерантность, патриотизм;
- эстетическое и трудовое воспитание.
Исходя из вышесказанного, трудно переоценить важность реализации концепции математического образования.
Приведу комплекс мер организованных и проводимых с обучающимися в Енкаевской школе в рамках реализации концепции математического образования:
- организация участия обучающихся в школьном и муниципальном этапах олимпиады школьников по математике;
- участие в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (дипломы участия);
- участие во Всероссийской олимпиаде по математике для 5-11 классов «Рыжий кот» (дипломы победителей);
- участие в общероссийском конкурсе «Мультитест» (дипломы участия);
- организация подготовки проектных работ учащихся;
- организация и проведение школьных мероприятий математической направленности (командные соревнования, соревнования между классами, открытые уроки по математике, декада математики и др.);
- организация и проведение систематической работы с обучающимися, по решению нестандартных задач (с 5 класса).
Остановлюсь отдельно на одном из аспектов реализации концепции математического образования педагогом, а именно применение ИКТ в школьном математическом образовании. Применение ИКТ позволяет:
- повысить долю логических, и математических рассуждений в курсе математике;
- повысить самостоятельность и мотивацию обучающихся;
- увеличить область математических задач и задач математического моделирования, которые учащиеся смогут решать с применением компьютера.
Кроме традиционных форм применения ИКТ, наши педагоги используют тренажеры по математике для развития навыков устного счета. Основы устного счета закладываются у детей на первой ступени обучения, но их развитие целесообразно поддерживать и в среднем звене. Учителя математики знают, что многие дети плохо устно считают и это мешает изучение математики.
Выделю те моменты, которые на мой взгляд характеризуют состояние математического образования в нашей школе:
изучены содержание авторских программ и учебников, используемых для работы в 2016- 2017 учебном году. В новом учебном году наша школа переходит на обучение математики по учебникам Никольского С. М. (математика 5-6 классы) и учебникам Колягина Ю. М. (алгебра 7-9 классы);
разработаны рабочие программы на основе примерных основных общеобразовательных программ для всех классов;
выстраивается система работы с математически одаренными учащимися через индивидуальные занятия, ведется кружковая работа с учащимися 8-9 классов по теме «Практикум по решению математических задач повышенной трудности», занятия внеурочной деятельностью в 5 классе «В мире математики» в рамках ФГОС; систему подготовки к олимпиадам, ведется подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации;
реализуется программа преемственности математического образования при переходе ученика из начальной школы в среднюю школу. Учителя математики и учителя начальных классов взаимодействуют друг с другом в плане обмена опытом;
систематическая подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ с учетом ошибок, допущенных в ходе экзаменов, консультации для учащихся по подготовке к сдаче ОГЭ, проведение контрольных диагностических работ в конце каждого полугодия.
Стратегия  современного образования ставит перед каждым работником образования задачи значительной перестройки профессиональной деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда. В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов. 
система повышения квалификации учителей математики нашей школы включает в себя прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации: пройдены курсы по теме «Особенности преподавания математики в условиях реализации ФГОС ООО» (2015г.), участие в проведении семинаров, проектах, форумах, конкурсах:
- участие в образовательном проекте «Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики», который проходил в городе Касимов (2014-2015гг);
- участие в региональном форуме учителей математики в г. Рязань (2015г);
- неоднократное участие в выездных семинарах учителей математики в Ермишинский район, которые проходили в Ермишинской средней школе и Савватемской средней школе (2015г);
- выступления на районных семинарах учителей математики и педагогических советах (2015-2016гг);
- участие в муниципальном конкурсе педагогического мастерства учителей математики (2015г).
Содержание данных мероприятий ориентирует педагогов на развитие личности ребенка, учит их технологии формирования условий для самообразования личности, реализации этих условий.
Все перечисленные меры по реализации концепции математического образования позволяют решить одну из наиважнейших задач для всех ступеней обучения – формирование математического мировоззрения.
И, пользуясь случаем, уважаемые коллеги, от себя лично и от всего коллектива учителей Енкаевской школы разрешите поздравить вас с началом нового учебного года! После длительного перерыва начинаются нелегкие будни, нас ждут звонки, уроки, перемены, нас ждут новые темы, контрольные работы, проверка тетрадей… Учить детей нелегко, а порой и очень сложно, но для учителя, в сердце которого живет любовь к детям и желание дать им новые знания, это самая приятная работа на свете! Желаю вам энтузиазма, стремления внедрять новые технологии и приемы, желания объяснять, наставлять и напутствовать. И пусть ваши ученики всегда отвечают вам благодарностью!
Спасибо за внимание!