Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии для учащихся 6 классов Игра «Турист — знаток географии»


Цель мероприятия:
- научится применять и закрепить полученные знания по географии на практике.
Оборудование:
- маршрутные листы,
- карточки – задания,
- маршрут клада.
. Задания различной направленности, раскрывающие как творческие способности детей, так и интеллектуальные качества.
Оценивать работу учащихся 6 класса и правильность выполнения заданий предстоит ученикам 9 классов.
Ход мероприятия
Учитель:
Каждый человек в своей жизни о чёт-то мечтает, и ,наверняка, каждый из вас хотел бы в своей жизни хоть раз найти сокровища или клад. Сегодня вам представится такая возможность. Мы с вами попытаемся осуществить вашу мечту. Но для этого вам нужно применить свои знания по географии как можно четче и точнее. Вам предстоит показать свои знания . Учитель: А теперь юные искатели приключений – в путь! И помните, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба!
Выдаются маршрутные листы, с отмеченными станциями и проводится инструктаж.
На каждой станции команды получают оценку, которую ассистенты записывают в маршрутный лист. Команда, набравшая больше баллов становиться победительницей.
Станция «Топографическая»
Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(За каждый правильный знак – 1 балл)
(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)
Станция "Геологика". По названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный …дождьМатериковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый :.. остров
Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная ::. водаПодземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: рекаЗвуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: волнаАтмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое ::. течение
Станция «Математическая»
Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)
Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.(нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)
3 . Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:
1ч -+5о С, 7ч -+7 о С, 13 ч -+9 о С19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)
Станция «Заморочки из бочки»
- Прочитайте шуточные стихотворения, быстро, без заминки  найдите ошибки. 1 балл за правильный ответ.
А)Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток.  (Не на восток, а на запад.)
                             
Б)Край снегов, морозов, вьюг
Называем словом юг.  (Север )                                           
  В) Знает каждый капитан:
Волга - это океан.     (Это река)
                                              
Г) Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета.     (заката)
Станция «Терминологическая»
Внимательно прочти и отгадай загадки
      Мне везде найти дорогу Помогает верный друг. Точно он всегда покажет: Это — север, это — юг. (компас)
Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг… (экватор)
Он и летом и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему иди
Он все будет впереди. (горизонт)
Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли …...  (меридианы)
Дорога есть - ехать нельзя, Земля есть - пахать нельзя, Луга есть - косить нельзя, В реках, морях - воды нет. (карта)
Станция «Координатная»
- Изобразите рисунок, двигаясь согласно направлениям. Все движения прорисовывайте простым карандашом.
4 клетки на юг, 4 клетки на запад. 4 клетки на север, 2 клетки на СВ по диагонали, 2клетки на ЮВ, 4 клетки на запад. (домик)
Станция «Климатическая»
Какая существует зависимость между температурой воздуха и атмосферным давлением? Ответ. Чем выше температура воздуха, тем ниже атмосферное давление.
Какая существует взаимосвязь между углом падения солнечных лучей и температурой воздуха? Ответ. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем выше температура воздуха.
Какой процесс называется конденсацией? Ответ. Переход воды из парообразного состояния в жидкоеСтанция «Обзорная»
1. Почему пресная вода на Земле не иссякает? (Существует круговорот воды в природе).
2. Какова основная причина океанических течений? (Постоянные ветры)
3. Какова основная причина морских приливов? (Притяжение воды Луной)
4. В каких состояниях существует вода в природе? (В жидком, твёрдом и газообразном)
5. От чего образуются цунами? (От моретрясений)
Команды возвращаются на точку построения, сдают свои маршрутные листы, для подсчета баллов, баллы команд одного класса суммируются и выводится класс победитель. Пока идет подсчет баллов выполняется последнее задание классами – поиск клада по маршруту.
Команды по сигналу начинают движение по заданному маршруту. Главная задача – найти конверт, в котором лежит записка. В записке находится клад, который является наградой для всех участников – текст записки «Самое ценное у человека – это жизнь, честь, совесть и здоровье. С этими ценностями человек рождается и проносит до самой смерти. Другие ценности человек приобретает в течение жизни: знания, умения и навыки, закаляется его воля, совершенствуются его добродетели. Чтобы человеческая сокровищница была полной, необходимо сохранять данное от рождения и пополнять в течение жизни полезными приобретениями». Построение команд.
Учитель:
Ребята, вы все молодцы-все справились с заданиями и по ходу нашей игры мы все убедились, что вы не зря учитесь. Ваши знания вам очень помогли сегодня, а еще вам очень помогла ваша сплоченность, командная поддержка и взаимовыручка.
Наша игра подошла к концу – клад найден.
Награждение команды – победительницы.
Всем спасибо за такое зрелищное и очень позновательное мероприятие.