Формирование инженерного мышления во внеурочное время

Швецова А.А.
г. Богданович, МАОУ-СОШ № 2, учитель физики

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время созрела реальная необходимость в воспитании и обучении учащихся, которые в дальнейшем свяжут свою деятельность с промышленным производством. Указ губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г № 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа» нацелен на формирование осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития.
Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства. Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе.
Решить поставленные задачи перед школой призван предмет «физика».
Как учебный предмет он направлен на формирование у учащихся научной
картины мира.
В 7-9 классах, когда формируется интерес к предмету, необходимо
уделять особое внимание технологии критического мышления и инженерному мышлению. Эта технология нацелена на развитие способностей учащихся: ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения, которые используются для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов. А это те необходимые профессионально важные качества инженера, которые пригодятся в работе.
«Учёные изучают то, что уже есть, инженеры создают то, чего никогда не было »
Инженерное мышление – особый вид мышления, формирующийся и
проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющих быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.
В целом, инженерное мышление можно представить в виде структуры
(рис. 1).

Рис.1. Структура инженерного мышления

техническое мышление – умение анализировать устройство и принцип работы технических объектов;
конструктивное мышление – умение строить модели решения поставленной проблемы и задачи;
исследовательское мышление – определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы;
экономическое мышление – рефлексия качества процесса и результата деятельности.
В формирование инженерного мышления на уроках и во внеурочное время я использую проектные работы, экспериментально-исследовательские задания и изготовление приборов для проведения научных экспериментов.
Проектные работы развивают умения рассматривать природные и технические явления с точки зрения физики – определять причину явления и его закономерность.
Проектное обучение, как доказывают учёные, и подтверждает практика, способствует:
развитию у обучающихся абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления;
формированию интеллектуальных умений: аналитических, критических, коммуникативных и т.д.
Результатом эффективности проектного обучения является активное участие учеников в НПК. Школьная НПК «Первые шаги в науку», которая проходит ежегодно, показывает, что ребята прорабатывают очень много материала, уделяя особое внимание на анализ, исследование и оформление полученных результатов. Проектные работы были представлены в различных формах - собственных продуктах: информационные буклеты, исследовательские работы, ЦОР и т.д. Особо хотелось подчеркнуть, что среди победителей и призёров в НПК есть воспитанники д/сада № 18: Старкова Алена, Шабалин Семён, Куликова Юля и многих других. Так же мои ученики принимают активное участие и в других конкурсах. Например: интернет – проект «Удивительный мир физики» организованный департаментом образования Ярославской области от центра телекоммуникации и информационных систем в образовании, интернет – проект «Эрудиты планеты», в международном турнире по интеллектуальному марафону, тест – драйв от УрФУ, проекты от МАН, где тоже получали призовые места, но и не надо забывать и наши районные проекты «Открытия, изменившие мир», где ежегодно на протяжении 5 лет мои воспитанники занимают призовые места.
Учащиеся 7-11 классов принимают активное участие в олимпиадах по физике различного уровня и имеют неплохие результаты и победы. Например: международная олимпиада «Зубрёнок», «Пятёрочка» от центра довузовской подготовки, «Инфоурок», «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и т.д.
Повышает интерес к техническим наукам познавательные экскурсии, которые мы организуем с родителями и учениками. Например: музей «Космонавтики» в Москве, где дети могли зайти в спутник- носитель и посмотреть как живут и работают космонавты, музей «Экспериментариум» где можно было своими руками исследовать физические законы и явления, в музее истории «Трактора» в г. Казани проследить развитие тяжёлой техники. Не менее важны экскурсии и на производство: Челябинская кондитерская фабрика, типография, хлебозавод, Свердловская киностудия.
Результат обучающихся напрямую зависит от профессионализма педагога. Я, как и многие учителя нашей школы, в течении 3х лет тесно сотрудничаем с Общероссийской Малой академией наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО», участвуя в конкурсах для учителей, так же и в курсах повышения квалификации по темам: «Проектирование работы образовательного учреждения с одаренными школьниками», «Особенности исследовательской деятельности учащихся старших классов», где обсуждались вопросы по «Инженерной школе».
Одним из средств повышающих мотивацию обучающихся является и внеурочная деятельность. Об этом и говорит Крылов Евгений Васильевич – доцент кафедры информационно-компьютерных дисциплин института атомной энергетики г. Обнинска о проблеме инженерного образования в школе: «Надо развивать кружки, факультативы, курсы по выбору, предметные олимпиады – этого будет достаточно. Можно добавить профориентацию. Для развития способностей как к точным, так и гуманитарным наукам необходимо работать по принципу: учить по мере психологической готовности к восприятию.так же он говорит: - я вижу снижение способности к логическому мышлению:
Первая причина – уровень развития технических средств: телевизор, компьютерные технологии. Скажем, компьютер «отключает» мелкую моторику ребенка, являющуюся мощным средством развития, особенно в раннем детстве.
Еще одна причина – идеи раннего развития логических способностей. Всё надо делать вовремя: преждевременное развитие наносит непоправимый вред интеллекту! В детском саду надо заботиться о развитии моторики и воображения. Далее, в начальной школе, наступает время развития образного мышления. Логическое мышление – более позднее качество, и его надо тщательно готовить, развивая, прежде всего, воображение, а также дисциплину мышления. Это должно происходить, приблизительно, в 7-8-ом классе. Именно тогда наступает время математики, физики, информатики».
Я особое внимание уделяю проведению факультатива по физике, где мы с учениками занимаемся на базе кабинета физики, оснащённого необходимым мультимедийным оборудованием, лаборантской.
Результатом нашей деятельности является изготовление силами учеников и использование в дальнейшем на уроках физики самодельного экспериментального оборудования, ЦОР. Также в своей работе я использую систему знаний с постановкой и демонстрацией домашнего эксперимента. В ходе выполнения задания учащиеся изготавливает простейшие приборы, выполняют измерения, демонстрируют в классе получившиеся установки, объясняют происходящие физические процессы, отвечают на вопросы. Приветствуется и поощряется творческий подход и неординарное решение. Этот вид деятельности формирует у учащихся навыки практической деятельности, необходимый для ведения лабораторных и конструкторских работ. Важно отметить, что ученик должен видеть положительный результат своей работы. В этом и заключается основная сложность по сравнению с виртуальными работами, компьютерными моделями. Если виртуальные компьютерные установки работают с первого раза, то реальные приборы и физические демонстрации, разработанные учащимися, как правило, требуют кропотливой настройки и работы.
Ребята с желанием участвуют во внеурочных мероприятиях. Например: я разработала и провела внеурочное мероприятие «Научный эксперимент своими руками» для учащихся 7-8 классов города и района. Ученики применили физические знания при решении незнакомых задач, предложили гипотезы для объяснения определённого круга физических явлений, разработали плана эксперимента. Элемент данного мероприятия я предлагаю сейчас выполнить вам:
Опыт « Ракета из воздушного шарика»
Для проведения опыта вам потребуются:
- воздушный шарик
- пластиковая трубочка
- скотч
- толстая нить
План работы:
1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.
2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.
3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику.
4. Теперь отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.



ВЫВОД: в результате такой работы мои ученики приобретают и раскрывают ресурсы личности, а также формируют инженерное мышление обучающихся.

Китайская мудрость гласит:
Я услышал – и забыл,
Я увидел – и запомнил,
Я сделал – и понял!

Так будем продолжать творить, создавать и идти уверенным шагом навстречу техническому прогрессу.


15