ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА


ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА
Муллагалиева С.Х., Малкова А.В.
Россия, г. Екатеринбург,
МАОУ гимназия №35
sofya.mullagalieva@yandex.ruПроблема инженерного мышления является актуальной в современной жизни. Это обусловлено тем, что инженерное мышление определяет результат и качество любой интеллектуальной деятельности. Прежде всего разберемся, каково содержание этого выражения. « Инженерное мышление – способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их применения, способность решать возникающие проблемы, обосновывать выводы и решения, касающиеся создания и эксплуатации техники. Причем инженерное мышление является не только теоретической формой отражения действительности в виде понятий, гипотез, теорий. С его помощью инженер решает практические задачи».
Основой инженерного языка является высокоразвитое творческое воображение и фантазия, системное творческое осмысление знаний, владение методологической техникой творчества, позволяющей сознательно управлять процессом генерирования новых идей.
Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д. Главные из них – творческое, наглядно образное и техническое.
Инженерное мышление основывается на трех важных принципах: машинности, серийности и рациональности.
Важной чертой инженерного мышления является также системность. Формирование мышления, отличающегося подобными особенностями, происходит в процессе преподавания не только точных предметов, но и предметов гуманитарного цикла, прежде всего на уроках литературы и русского языка. В основе их лежит принцип обучения структурированному мышлению.
Обучение сегодня понимается не только как определенный запас знаний и овладение универсальными способами и приемами их приобретения. Принцип познавательной активности учащихся в процессе обучения должен быть одним из главных.
Методы и приемы, способствующие информационно - коммуникативной комплектности обучающихся при изучении литературы в 9-11 классах.
Приемы системно-деятельностного подхода на уроке :
различные виды пересказа;
составление плана лекции;
составление тезисов, конспектов по предложенному плану;
составление по ходу лекции вопросов, которые будут заданы после лекции;
графические схемы изложения материала;
собственный вывод из лекции.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся во время работы с книгой.
прием вопросов (одни из них носят фактологический характер –“что? где? когда?”; другие – требуют ответа в виде рассуждения - “почему? в чем? Дайте объяснение)
Эвристические методы обучения.
Задача учителя - выстроить внутри темы систему постепенного усложнения самостоятельной деятельности ученика
коллективная проблемно-поисковая работа;
система семинарских занятий ;дифференцированные индивидуально–опережающие задания.
При такой организации меняется отношение учеников к учебе, мотивы ученической деятельности; ученики знают близкие и далекие цели своей деятельности, формируются умение целеполагания, планирования, ученики видят результаты своей работы.
Особо важную роль в этом играют педагогические технологии, а именно лабораторно-практические занятия.
Этот тип урока становится востребованным в процессе преподавания материала. Обычно на лабораторных занятиях происходит коллективное исследование какой-либо темы, уроки, в основе которых лежат тренировочные упражнения, уроки, посвященные формированию навыков анализа конкретного текста. Смысл лабораторной работы в том, что учащиеся опытным путем убеждаются в существовании тех или иных закономерностей, которые известны науке. Так происходит усвоение произведения на уровне поэтики.
В процессе преподавания литературы необходимо учитывать род, метод, индивидуальные особенности стиля произведения. Знание теоретических понятий и алгоритм работы с ними позволяет формировать структурное мышление, которое лежит в основе инженерного мышления.
При изучении литературного произведения учитываются особенности:
жанра;
проблематики;
системы персонажей;
характер конфликта;
композиционные особенности.
Так при изучении новеллы Ф.Кафки «Превращение» в 11 классе можно использовать следующий алгоритм:
жанровые особенности параболы в произведении «Превращение» (парабола -жанр, близкий к притче, отличающийся многоплановой незавершенностью);
хронотоп новеллы:
образ пространства; изображение трагизма бытия через будничность и абсурд;
образ времени;
образ абсурдного мира, утрачивающего смысл и цель существования, замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными;
основная проблематика произведения – комплекс вины, наказания;
персонификация категории отчуждения в образе главного героя Грегора Замзы;
философско –этический смысл новеллы. В новелле Ф.Кафки изображается модель поведения, основанная на одиночестве и отверженности человека. В произведении заключается, по выражению В.Набокова, «взывающая к состраданию человечность».
Другой важной технологией, способствующей формированию инженерного мышления, является проектная деятельность. Цель, способ, средства ее достижения, подбор необходимого материала, последовательность операций - таков путь разработки проекта, а проектирование - проявление творческого инженерного мышления.
В качестве примера можно обратиться к научно-исследовательскому проекту по зарубежной литературе ученицы 11 класса. «Поэтика интертекстуальности в творчестве Хорхе Луиса Борхеса».
Цель - показать сущность поэтики интертекстуальности и её роль в выражении концепции мира.
Задачи:
изучить теоретические вопросы по постмодернизму;
познакомиться с творчеством Х. Л. Борхеса;
рассмотреть проблемы интертекстуальности в рассказах данного писателя;
рассмотреть культурологические парадоксы, интеллектуальную метафоричность и их роль в создании модели мира.
Методы исследования:
культурно-исторический метод;
метод изучения художественного мира.
Следование определенному алгоритму в процессе анализа способствует постижению авторской концепции, формированию целостного представления о художественном произведении, моделированию читательской деятельности, которая позволяет сделать процесс обучения максимально адекватным результату образования по предмету «Литература».
Четкое знание теоретических понятий, владение композиционными приемами и речевыми средствами лежит в основе подготовки обучающихся к экзаменационному сочинению по русскому языку в 9 и 11 классах.
Сочинение по русскому языку ЕГЭ состоит из двух частей: анализ авторского текста и аргументация собственной позиции.
Анализ авторского текста.
Определить тему, стиль и проблему предложенного текста.
Речевые средства. В этом тексте публицистического(художественного) автор обращается к теме … и рассматривает проблему…)
Прокомментировать проблему, обозначить ее актуальность.
Речевые средства. Значимость этого вопроса определяется тем..; такой вопрос является актуальным, так как …
Определить идею текста.
Речевые средства. Идея текста выражается в том, что..Установить логику текста.
Речевые средства. Логика рассуждения автора такова: вначале высказывается идея, которая аргументируется рассуждениями в виде доводов, обращением к жизненному опыту, фактами истории, литературы. Или вариант. Логика рассуждения автора такова: вначале высказываются аргументы .., а затем формулируется идея.
Прокомментировать интересные аспекты текста.
Речевые средства. Интересным в рассуждениях автора является...
Подвести итог I части работы.
Речевые средства. Таково своеобразие авторской позиции.
Аргументация собственной позиции.
Выразить свое согласие – несогласие с позицией автора текста.
Речевые средства. Я согласен (не согласен) с мнением автора. Мнение автора представляется мне интересным, пожалуй, я соглашусь с ним.
Формулировка своего тезиса по сформулированной проблеме.
Речевые средства. Действительно,… Доказательство своей позиции с использованием литературных фактов. (Привести два аргумента из произведений художественной литературы).
Речевые средства. Эта проблема нашла отражение в художественной литературе. Например, произведение...
Другим примером является…
Подвести итог по проблеме.
Речевые средства. Итак … Таким образом…
Подобный алгоритм помогает учащимся выстраивать экзаменационную работу в соответствии с критериями оценивания сочинения ЕГЭ. Такая последовательность действий формирует инженерное мышление.
Подводя итог, можно сказать, что развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования.
Список литературы
Грабарь В.В. Инженерное мышление как социокультурный феномен образования / / Человек и наука: электронная научная библиотека.− 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/inzhenernoe-myshlenie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-i-problema-gumanitarizatsii-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.02.2015).
Никитаев В.В. Инженерное мышление и инженерное знание / / Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laborator/expertize/6059 (дата обращения: 02.02.2015).
Чканикова А. Что это такое – инженерный тип мышления / / Первое сентября: газета. – 2012. − № 17 [Электронный ресурс]. URL: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201705. (дата обращения: 02.02.2015).