Структурные изменения уроков русского языка на этапе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения основного общего образования.


Лопатина Нина Николаевна.
Учитель русского языка и литературы.
МБОУ Лопатинская СОШ.
Новосибирская область.
Татарский район.
Структурные изменения уроков русского языка
на этапе подготовки к внедрению ФГОС
второго поколения основного общего образования.
2014
В 2009 году в развитии образовательной системы России начался новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.
В чём отличие стандарта 2004 года и ФГОС второго поколения? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательный для изучения.
В Стандарте 2004 года детально описывается содержание образования: темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным;
метапредметным;
предметным.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся;
формирует их универсальные учебные действия, а именно:
личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация);
регулятивные УУД ( целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка, саморегуляция);
познавательные УУД ( общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем).
В соответствии с этой задачей современный урок должен включать семь основных параметров, а именно:
1.Целеполагание (преобразование педагогической цели в учебную ситуацию, ведущую к целеобразованию; групповое интервью о том, что знают и что хотели бы узнать о теме урока; определение значения темы и цели урока для изучения предмета; определение значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету; определение учителем темы и цели урока).
2.Обеспечение самостоятельности учеников (выбор целей, учебных задач, формулировка темы; выбор количества и уровня трудности заданий; выбор способа выполнения и формы организации; рассмотрение разных вариантов ответов; оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся; разработка критериев оценки ответов).
3.Обучение понятиям (вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся; термины, непонятные слова и выражения объясняются; вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям; существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются; выясняется место нового понятия в системе других понятий; поощряется объяснение своими словами).
4.Формирование поисковой активности (выделение учащимися проблем, постановка задач; построение гипотез и планов их проверки; наличие задач с избыточными и недостающими данными; поиск материала, дающего представление о происхождении явления; поиск способа решения (он не может быть задан); дискуссия).
5.Реакция на ошибки учеников (использование ошибки для углубления знаний; предоставление возможности ученику самому исправить ошибку; предупреждение ошибки учителем; исправление ошибки другими учащимися; исправление ошибки учителем ; несогласие, отрицательная оценка; ошибки не замечаются).
6.Индивидуальный стиль педагога (помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося; выражает своё отношение к ситуации взаимодействия на уроке; уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей; подбадривает неактивных, привлекает их к работе; инструктирует, советует; прибегает к внушению, убеждению учащихся).
7. Оценочная деятельность (фиксирует продвижение, сравнивает прошлые и настоящие достижения учащегося; отмечает достижение определённых результатов, сравнивая их с нормой; суммирует достижения учащихся; оценивает обобщённо; достижения учащегося сравнивает в сравнении с успехами других; отметки не комментирует; обратная связь отсутствует).
Опираясь на данные параметры, можно получить количественную и качественную оценку урока, выявить, какие задачи личностного подхода уже решены, определить «топографию» урока. Мне, как учителю – словеснику, помогают осмыслить специфику методов преподавания по отношению к задачам личностного подхода, а также конструировать уроки русского языка. Умение анализировать урок, его качественный показатель позволит судить об успешности решения задач личностного развития; а качественный анализ даст ориентир в перспективах совершенствования урока.
При конструировании уроков современного русского языка я, как и многие мои коллеги, использую «Требования к уроку русского языка и литературы в аспекте идей ФГОС» (автор С.И. Львова). Эти требования включают следующие этапы:
Объявление темы урока (формулируют сами учащиеся)
Сообщение целей и задач (формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания).
Планирование (планирование учащимися способов достижения намеченной цели).
Практическая деятельность учащихся (учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы).
Осуществление контроля (учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
Осуществление коррекции (учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно).
Оценивание учащихся (учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).
Итог урока (проводится рефлексия).
Домашнее задание (учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей).
Структура современного урока русского языка должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Уроки, проведённые на основе использования выше перечисленных параметров и требований к ним на этапе внедрения ФГОС, отличаются глубоким содержанием, высокой работоспособностью учащихся, погружением их в изучаемый материал. На таких уроках нет равнодушных детей. Их глаза светятся. Чем? Радостью познания. Познания себя, жизни. Приятно, когда дети, оценивая свою деятельность, отмечают: «Урок полезен, всё понятно». Но как важно, что дети понимают: «Ещё придётся потрудиться» или «Да, трудно всё – таки учиться!»
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Учитель постоянно должен быть в поиске. Ямбург Е. А., директор Центра Образования № 109 г. Москвы, заслуженный учитель РФ справедливо заметил: «Творить свою душу – задание пожизненное. Здесь не обойтись часом ученичества… Главная задача педагога – научить самостоятельно познавать мир, привить интерес к жизни, то есть помочь человеку стать счастливым…»
Литература:
Шемякина Е.В. Урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС в основной школе. Интернет – ресурсы. 2014 г.
Цепелева Е.В. Стандарты 2004 г. И ФГОС второго поколения. Образовательный портал. 2014 г
3. Памятка для учителя «Требования к уроку русского языка и литературы в аспекте идей ФГОС» (автор С.И. Львова).
Управление современной школой. Журнал «Завуч» (для администрации школ). №2, 2014 г.
Введение ФГОС основного общего образования в деятельности образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. Вологда, 2012 г.