Методическая разработка Формирование основ инженерного мышления детей. Учебный центр для школьников младшего возраста «РобоСтарт».


Формирование основ инженерного мышления детей.
Учебный центр
для школьников младшего возраста
«РобоСтарт».
Формирование основ инженерного мышления детей и юношества является одной из важных задач, решение которых направленно на достижение общей цели ускорения инновационного развития нашего общества.
Воспитание перспективных инженерно-технических кадров важно начинать со школьного возраста.
Задачи учебного центра "РобоСтар":
Ориентировать подростков на приобретение навыков технического творчества,
Прививать интерес к техническим исследованиям.
Развивать имеющиеся способности творческой технической одаренности.
Потребность в формировании инженерного мышления обучающихся является основополагающим фактором развития Учебного центра "РобоСтар".
Полноценное функционирование объединения технической направленности требует постоянного развития:
внедрения новых видов детского технического творчества в образовательное пространство учреждения;
популяризацию научно-технического творчества среди детей и молодежи;
расширение уровня технической грамотности детей; стимулирование деятельности лучших педагогов; совершенствования материально-технической базы.
Все эти задачи легли в основу «Программы развития детского технического творчества в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Преображенский» на 2014-2017 гг.».
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение следующих целей:
– создание необходимых условий и механизмов эффективного и устойчивого развития системы детского (юношеского) технического творчества в ГБУ ДО ДДТ «Преображенский», способствующей самореализации, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей и подростков, подготовке их к активному участию в развитии научно-технического потенциала Санкт-Петербурга;
- обеспечение в условиях учреждения дополнительного образования детей социального заказа государства на воспитание технически грамотных и высокоорганизованных специалистов для различных производственных отраслей, обладающих высокими духовно-нравственными принципами, стойкими жизненными ориентирами.
В рамках программы развития детского технического творчества в ДДТ «Преображенский» одним из основных приоритетов является разработка и реализация Проекта по созданию учебного центра для школьников младшего возраста «РобоСтарт», осуществляющего комплексные интегрированные программы в сотрудничестве с научным и техническим сообществом Санкт-Петербурга (2014-2017 гг.)..Современный курс школьной информатики с включением в него робототехники – «точка роста» информатизации образования, он как ни один другой предмет нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO (ЛЕГО), которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты ЛЕГО, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию. С целью реализации данного проекта разрабатываются новые программы для школьников младшего возраста.
Для реализации поставленной цели в рамках программы развития детского технического творчества в ДДТ «Преображенский» были определены следующие задачи:
1. Разработка комплекса социально-педагогических, материально-технических и финансовых условий, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие системы детского технического творчества.
2. Формирование ключевых компетенции обучающихся для успешной социализации личности в дальнейшей деятельности.
3.Выявление одаренных детей и подростков, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития и включения в систему непрерывного профессионального образования.
4. Модернизация материально-технической базы ДТТ, обеспечение ее соответствия современным требованиям.
5. Разработка и внедрение образовательных и досуговых программ спортивно-технической и научно-технической направленностей, ориентированных на развитие личности ребенка.
Особенностью нашего проекта является, во-первых, система интегративного взаимодействия спортивно-технического отдела ДДТ «Преображенский», и объединение образовательных учреждений Центрального района на базе ДДТ «Преображенский» в учебный центр «РобоСтар», во–вторых, механизм интенсивного межсферного взаимодействия с учреждениями образования, организациями различного уровня.
С основными направлениями для реализации проекта по созданию учебного центра вы можете ознакомиться в приложении №1.
Поскольку Учебный центр направлен на формирование специальных компетенций обучающихся и знаний на определенных сферах деятельности, возникла необходимость изменений в программном обеспечении. Методическая служба ДДТ «Преображенский» осуществляет процесс разработки новых образовательных программ для младших школьников и корректировки имеющихся.
Учебный центр как инновационная форма деятельности требует особого уровня подготовки педагогических кадров. Учреждением было осуществлено повышение уровня профессиональной компетенции педагогов через курсы повышения квалификации. Этому способствовали следующие обучающие мероприятия:
курсы повышения квалификации как очно, так и дистанционно
участия в мероприятиях различного уровня
закрепление за учреждением статуса районной площадки по техническому творчеству, появление районного методиста по техническому творчеству.
Корректировка программного обеспечения, повышения уровня профессиональной квалификации педагогов привело к изменению в методике образовательного процесса. Одним из ключевых условий успешности процесса модернизации образования является разработка эффективной практики оценивания результативности реализации образовательных программ. Компетентностный подход, определенный как основа новой образовательной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы. В своей работе мы опираемся на разработанные определенные критерии и показатели эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей.
Были выделены показатели эффективности реализации дополнительных образовательных программ детского технического направления в ГБУ ДО ДДТ «Преображенский».
Функционирование Учебного центра было бы невозможно без обновления материально-технической базы. В соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» Дому творчества «Преображенский» в 2014 году были выделены средства в размере 7 млн. рублей, на которые отремонтирован класс радиоэлектронных систем управления, приобретены образовательные конструкторы, комплекты учебного лабораторного оборудования для робототехники, электротехники, компьютерной графики.На наш взгляд, повышению мотивации обучающихся к занятию техническим творчеством способствует расширение социального партнерства в данном направлении, а так же повышение уровня квалификации педагогов, постоянное обновление и совершенствование методической и материально-технической базы.
От реализации данного проекта мы ожидаем: в первую очередь - увеличение численного состава детей, занимающихся техническим творчеством до 20% от общего числа обучающихся, а также привлечения новых высококвалифицированных специалистов для реализации образовательных программ технической направленности.
Приложение № 1

п/пНаправление
Мероприятия
11. Оптимизация системы ДТТ
1.1. Расширение секций и объединений ДТТ, создание учебного центра ДТТ для детей младшего школьного возраста.
1.2. Обеспечение работы по подготовке руководителей сборных команд ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» для выступления на городских, Всероссийских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях.
1.3. Повышение качества обучения по направлению ДТТ, на основе системы формирования инженерного мышления обучающихся.
22. Ремонт помещений в здании по адресу: Россия, 191123, 
Санкт-Петербург, Воскресенская набережная, д.24
ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» 2.1. Текущий ремонт помещений. Фото отремонтированных кабинетов.
2.2. Модернизация учебно-материальной базы в соответствии с перечнем.
33.
Научно-методическое обеспечение процесса ДТТ в ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» 3.1. Разработка и издание методических рекомендаций, сборников программ по различным направлениям ДТТ, информационно справочной литературы
3.2. Организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по приоритетным направлениям развития ДТТ.
3.3. Разработка и апробация программ дополнительного образования, тематических курсов, в том числе дистанционных, по различным областям технических, естественнонаучных дисциплин, программ профильного обучения старших школьников, программ обучения младших школьников, внедрение новых педагогических технологий, изобретательства и творчества.
44. Информационное обеспечение системы ДТТ в ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» 4.1.Проведение городских массовых мероприятий по ДТТ и спортивно-техническому творчеству (выставок, конкурсов, олимпиад, фестивалей, спартакиад по техническим видам спорта, соревнований и т.д.)
4.2. Обеспечение участия сборных команд ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» в городских, Всероссийских и Международных мероприятиях по ДТТ.
4.3. Разработка и реализация механизма социального партнёрства ГБУ ДО ДДТ «Преображенский» с предприятиями, государственными и общественными организациями в части профессиональной ориентации школьников
55. Совершенствование системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов и организаторов ДТТ в ДДТ«Преображенский» 5.1. Организация постоянно действующей системы повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров ГБУ ДО ДДТ «Преображенский»