Конспект внеклассного мероприятия История Российской армии (6 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
Белоглинского района»




Внеклассное мероприятие



КОНКУРСНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Провела: кл. руководитель 6 класса
Орехова Елена Николаевна





п. Центральный

Цели мероприятия: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему русской и российской армии, активизация досуговой и познавательной деятельности учащихся, сплочение классного коллектива.
Оборудование: 1) конверт с двумя разрезанными на слова пословицами; 2) два листа с одинаковыми списками фамилий и имен великих русских полководцев; 3) два листа с одинаковыми кроссвордами; 4) два листа с одинаковым текстом, два листа с шифром, два чистых листа; 5) два листа в клетку; 6) две поздравительные открытки с одинаковым текстом, которые разрезаны на семь частей; 7) две карточки со словами - "волосы" и "полосы"; 8) два бинта; 9) дротики и игровое поле «Дартс»; 10) две карточки с заданием для командиров.
Вводное слово учителя. Сегодняшнее мероприятие под названием “История Российской армии” посвящается защитникам Отечества. Слово предоставляется ведущим.
Ведущий 1: Становление государства и его развитие связано с тесным его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Это связано с защитой своих границ или походами на соседние территории, что в свою очередь требует наличия армии и флота. Так было и с Россией.
Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, используется народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь испытывает период феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпора татаро-монгольским ордам и на долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.
В это же время новгородским князьям приходится отражать нашествие немецко-шведской агрессии с северо-запада, проявляется военный талант Александра Невского.

Ведущий 2. Через полтора столетия после начала нашествия монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам. Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем, Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства.
В результате, Русь становиться одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии.

Ведущий 3. Регулярная армия начинает складываться при Иване IV. Это проявляется в военных реформах Ивана IV, что выразилось в отмене местничеств на время походов, был определён единый порядок прохождения воинской службы, появляются полки нового строя (стрелецкие).
До XVII века перед Россией стояли 3 основные задачи: поиск выхода к Балтийскому морю, защита южных рубежей от набегов крымского хана и возврат ранее утраченных территорий. Эти задачи решались и с помощью военного оружия. В этих войнах России частично удалось решить эти проблемы, хотя и были ощутимые поражения (за время опричнины, Смутного времени).

Ведущий 4. До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. Все его реформы связаны с превращением России в великую державу, а как следствие были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его “потешные” полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. При их комплектовании использовалась практика наборов солдат и драгун, сложившаяся к концу XVII века. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирается из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.
Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создании Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров создаются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведётся подготовка через гардемаринскую школу.

Ведущий 5. Основными событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия ведёт со Швецией за выход к Балтийскому морю. Начало войны для России было неудачным, так как было потеряно большое количество армии, артиллерии. С 1703 года российские войска одерживают победы. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). (Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755–1762 годов, Русско-турецкая война 1768–1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.

Ведущий 6. XIX век также вписал ряд ярких и горьких страниц в военную историю страны. В начале 19 века русская армия участвует в войнах против Франции. Яркими страницами военной истории этого периода являются отечественная война 1812 года и Крымская война 1853–1856 годов. Если первая доказала силу русского оружия, то вторая окончилась для России неудачно, так как была проиграна, несмотря на усилия офицеров и народа. Яркими страницами этих войн стали Бородинское сражение, Синопский бой и оборона Севастополя.
Во второй половине XIX века в российской армии была проведена военная реформа, в результате которой были отменены военные поселения, сокращён срок военной службы для окончивших ВУЗы, появляются железнодорожные войска, реорганизованы военные министерства и штабы. Это позволило создать боеспособную армию, в мирное время небольшую по численности, но с хорошо обученным резервом на случай войны. Что сказалось на Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, когда русские войска поддержали восстания балканских народов против Турции, которая вынуждена была признать ряд территориальных потерь.

Ведущий 7. На рубеже XIX–XX веков Россия пыталась проводить мирную политику в Европе, что вылилось в созыв международных конференций по разоружению. Это давало некоторую свободу в более агрессивной внешней политике на Дальнем Востоке, где происходит столкновение России и Японии из-за Манчжурии. Это в свою очередь вылилось в Русско-японскую войну 1904–1905 годов, которая для России была неудачной, так как был потерян почти весь Тихоокеанский флот, из-за пассивности командования терпели поражения сухопутные войска. И следствием этой войны стали территориальные потери России на Дальнем Востоке (Южные Курилы и Южный Сахалин, отошедшие к Японии).

Ведущий 8. В ходе первой мировой войны в России произошли ряд изменений. В первую очередь, это касалось структуры армии (в офицерский корпус входят представители других сословий, а не только дворяне). Первая мировая война приводит к краху Российской империи, следствием этого стали две революции в1917 году и к гражданской войне, которая привела к становлению советской власти и созданию советской армии (23 февраля 1918 года). 23 февраля 1918 года произошло первое боевое столкновение между наступающими на Петроград, столицу РСФСР, германскими войсками и первыми отрядами формировавшейся Красной Армии. В результате упорных боев наступление германских войск удалось остановить, а затем и повернуть их вспять. День 23 февраля 1918 года стал для Красной Армии днем ее боевого крещения, а впоследствии, и ее главным праздником.
Гражданская война расколола русское общество на два крупных лагеря: белое и красное движение. Становление советской власти и тоталитарного режима отразилось и на армии, что выразилось в репрессиях 20–50 годов XX века, когда был уничтожен почти весь командный состав армии, это выразилось в неудачах советской армии в начале Великой Отечественной войны.

Ведущий 9. Рубеж 30–40 годов XX века ознаменовался рядом военных конфликтов СССР с соседними государствами (с Японией 1938–1939 годов, с Финляндией 1939–1940 годов). Но крупнейшей войной этого периода стала 2 мировая война (1 сентября 1939 года – 2 сентября 1945 года) и Великая Отечественная война (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года).
В годы ВОВ советский народ проявил мужество и героизм. Несмотря на трагическое начало в 1941 году, к концу года советские войска смогли остановить немецко-фашистские войска под Москвой. Кроме того, в начале ВОВ пограничники, встретившие оккупантов, проявили героизм и помогли сорвать идею “блицкрига”. Основными событиями ВОВ стали: бои под Москвой и за Кавказ, блокада Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы, форсирование Днепра, бои за освобождение западных территорий СССР. В 1944 – 1945 годах советские войска освободили Восточную Европу.
Большую роль в ВОВ сыграло партизанское движение, которое проводило подрывные операции в тылу фашистских войск. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем заканчивается Великая Отечественная война. 2 мировая война продолжается войной с Японией, которая закончилась 2-го сентября 1945 года, подписанием капитуляции Японии на борту американского ленкора “Миссури”. В этой войне также участвует и СССР.

Ведущий 10. Эта война принесла большие потери, как для СССР, так и для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек. За годы войны погибло около 1млн. офицеров, 4 млн. партизан; было разрушено более 1700 городов, 70 тыс. сёл и деревень, большое количество предприятий, колхозов и совхозов. Прямой материальный ущерб в ценах 1941 года составил 679 млн. руб.
В дальнейшем, советские войска участвуют в региональных конфликтах, которые были вызваны “холодной войной”. Крупнейшими такими конфликтами были Корейская война 1950–1953 годов, Карибский кризис 1961 года, Афганская война 1979–1989 годов.
В настоящее время российские войска входят в состав миротворческих сил ООН в бывшей Югославии, Грузии, Средней Азии.
Учитель. На этом наш рассказ об истории российской армии закончен. Позвольте поздравить вас с праздником защитников Отечества.
Пусть в жизни все сбывается, В работе получается, Чтоб радостным событием Был каждый день согрет. Всего-всего вам доброго И счастья вам огромного, Здоровья непременного. Кипучей вам энергии, Задора и огня!
На середину зала выходят девочки
Девочка 1.
Дуют ветры в феврале, Воют трубы громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка.
Девочка 2.
Улетая, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье.
Девочка 3.
Пограничник на границе Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ.
Девочка 4.
Охраняет наше море Славный, доблестный моряк. Гордо реет на линкоре Наш родной российский флаг.
Девочка 5.
Наши летчики-герои Небо зорко стерегут. Наши летчики-герои Охраняют мирный труд.
Девочка 6.
Наша армия родная Стережет покой страны, Чтоб росли мы, бед не зная, Чтобы не было войны.
Девочка 7.
Вы пока что маловаты, Но вы в будущем солдаты, И сегодня мы проверим, Кому Родину доверим.

Учитель. Итак, начинаем соревнование – команды прошу выйти на сцену.
Сегодня у нас будут состязаться мальчики 5-го и 6-го класса. Капитаны, представьте участников своих команд.
Капитаны представляют свои команды (в каждой команде по 8 человек)

Учитель. А сейчас позвольте представить наше жюри.
Представляется жюри

Учитель. Послушайте общие правила нашего соревнования.

1. Играем не ради корысти, а ради удовольствия - своего и других. 2. Играем честно. Обидно, когда проигрываешь, но все равно не мухлюй и не злись. 3. Будь стойким, не унывай при неудаче и не злорадствуй. 4. Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся. 5. Не упрекай партнера за промахи, но старайся поправить беду своими успехами. 6. Сохраняй спокойствие независимо от исхода игры.
Конкурсная программа

1. Разминка
Каждая команда получает конверт с двумя разрезанными на слова пословицами об армии, войне, службе. Задание 1 команде:
1. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
2. Тяжело в учении, легко в бою.
Задание 2 команде:
1. Кто Родине верен, тот в бою примерен.
2. За правое дело стой смело.

За каждую правильно составленную пословицу начисляется два балла.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 4.

2. "Я знаю..." (конкурс военных историков)
За три минуты из предложенного списка фамилий и имен нужно выбрать только те, которые являются фамилиями и именами великих русских полководцев. Список у всех команд одинаковый. Каждая правильно названная фамилия – это один заработанный балл, но каждый неправильный ответ – это минус один балл.
Максимальное количество баллов за это задание – 4.
Георгий Жуков, Иван Грозный, Федор Шаляпин, Михаил Кутузов, Павел Корчагин, Петр Чайковский, Александр Невский, Юрий Гагарин, Александр Суворов, Михаил Ломоносов, Петр Первый, Павел Третьяков.
3. Отгадай кроссворд
Каждой команде нужно разгадать кроссворд, составленный из названий боевой техники.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


По горизонтали:
6. Артиллерийское орудие, названное женским именем.

По вертикали:
1. Граната.

2. Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет. Что же это?

3. Боевая гусеничная бронированная машина.

4. На горе-горушке Стоят старушки. Если они охнут, Люди вмиг оглохнут.

5. Боевое средство для устройства взрыва.

Ответы:
По горизонтали: 6. Катюша.
По вертикали: 1. Лимонка. 2. Самолет. 3. Танк. 4. Пушки. 5. Мина.

Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 6.
4. Радисты
Каждая команда выставляет по два участника. Первому участнику выдается текст, который нужно зашифровать, и шифр.
Текст: «Штаб в лесу слева не охраняется».
Шифр:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По команде "Марш!" первый участник начинает зашифровывать текст, отделяя букву от буквы запятыми, а слово от слова – тире. Как только первый участник заканчивает, он передает шифр и шифрограмму второму участнику, который должен ее расшифровать. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание. Проигравшая команда не получает баллы.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.

5. Летчики
Каждая команда выделяет по участнику, которому выдаются лист в клетку и ручка.
Ведущий начинает диктовать:
1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх.

Когда ведущий заканчивает диктовку, летчики отдают лист полетов в жюри. В результате графического диктанта должно получиться изображение, похожее на самолет. Побеждает та команда, которая успешно справилась с заданием.
В данном конкурсе обе команды могут набрать одинаковое количество баллов.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.

6. Шифрованное письмо
Каждой команде выдаются поздравительные открытки, которые разрезаны на семь частей. Что же было написано на открытке? (Желаем удачи и здоровья!).
Кто быстрее составит открытку и прочитает громко ее текст?
Побеждает та команда, которая быстрее и точно назовет данное поздравление.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.

7. Испорченный телефон
А теперь проверим, как умеет слышать каждый участник команды.
Сыграем в игру "Испорченный телефон". Первый участник команды шепотом на ушко должен только один раз сказать соседу заданное слово, а тот, таким же образом, должен передать это слово следующему участнику. И так дальше, слово должно дойти до последнего участника и он должен сказать его ведущему.
Команде 1 слово - "волосы", команде 2 слово - "полосы".
Побеждает та команда, которая быстрее и точно назовет заданное слово.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.

8. Санитары
От каждой команды выделяются два участника. Им выдается бинт и поручается задание привести их в порядок, т.е. скрутить бинт. Побеждает та команда, санитары которой быстрее и аккуратнее скрутят бинт.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.

9. Стрельбище
Данный конкурс проводится на основе игры "Дартс". Каждый участник команды бросает один дротик в мишень. Побеждает та команда, которая выбьет большее количество очков. Количество выбитых очков приравнивается к количеству баллов за конкурс.

10. Конкурс командиров
Как правило, командир самый главный человек в любом деле. Своевременное выполнение зависит от того, насколько быстро он сумеет организовать свою команду.
Задача командиров: объяснить задание своей команде без слов, а только жестами и мимикой.
Задание командиру 1 команды:
Встать всей команде в шеренгу, положив руки друг другу на плечи. Ноги на ширине плеч. Качаться с одной ноги на другую.
Задание командиру 2 команды:
Встать всей команде в шеренгу и изобразить, что тянут канат.
Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит данное задание.
Максимальное количество баллов за этот конкурс – 5.


Окончание соревнования. Жюри подсчитывает баллы.

На середину зала снова выходят девочки

Девочка 8.
Мы мальчишек поздравляем И здоровья им желаем, Чтоб росли большими, Отличниками были.
Девочка 9.
Драчливой нашей половине Мы поздравленья шлем свои. Для поздравленья есть причины – Ура защитникам страны!
Девочка 10.
Когда на ваши потасовки На переменах мы глядим, Мы верим – с вашей подготовкой Страну всегда мы защитим!
Девочка 11.
Пускай под глазом расцветает Синяк пурпурно-голубой. В ученье тяжело бывает, Гораздо легче будет бой!
Девочка 12.
Поэтому, друзья, давайте От всей души без лишних слов От всех невзгод нас защищайте, Но только, чур, без синяков!

Учитель. Ну вот и завершили мы наш конкурс, посвященный Дню защитника Отечества. Позвольте поблагодарить всех, кто принял в нём участие. А сейчас подошло время узнать, какая команда победила в нашем соревновании. Слово предоставляется жюри.
Награждение победителей.
Команда-победитель получает грамоту за I место, проигравшая – за II место.

История
Российской Армии
Times New Roman Заголовок 3 Заголовок 415