Методическая разработка по внеклассному занятию. Внедрение регионального компонента в профессиональную деятельность

Сценарий музыкально-литературной композиции
«Моя Родина – Приамурье»

Составитель: преподаватель музыкальных дисциплин Новикова В. И .
Звучит музыка к песне « С чего начинается Родина», выходят 2 ведущих(на фоне музыки)
Ведущий1.
Задумывались ли вы над вопросом: «Что такое Родина?» Место, где ты родился и рос, или просто пятно на карте?
Ведущий 2.
Русский поэт А.Блок писал: «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку»
Родина – это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Родина – это не только наша огромная матушка Россия, это и наш край, наш посёлок.
Ведущий 1.
Да , любовь к Родине это память о материнской песне, о первом слове на родном языке, это знание традиций ,охранение культуры своего народа и уважение к другим культурам . Наша Родина –Приамурье.
Слайд№1.
Ведущий 2.
В дружбе и согласии много лет живут на древней земле , нивхи и ульчи, нанайцы и эвены.
Ведущий1. Русские и белорусы, армяне и татары
Ведущий 2 . Эвенки и негедальцы, орочи,ороки русские и белорусы, армяне и грузины, для всех она самая лучшая , родная. любимая.
(Пролог). Звучит музыка, на её фоне идёт текст за кадром
Несравнимы просторы амурские, ни с какими, другими в стране.
Есть орловские, тульские, курские, но Амур свой люблю я вдвойне.
Слайды №2 с видами Амура, тайги.
выходит чтец
Чтец
С детства знакомая песнь бесконечная,
Солнце – горячее, щедрое, вечное!
Сопки – хранители древнего племени.
Сколько, Амур, ты блуждаешь во времени?

Робкая, дикая, гордая женщина –
Сколько, тайга, тебе вёсен обещано?
Мари не меряны, тропы – не хожены,
Звери и птицы! Как с вами похожи мы!

Волны! Я ваше ловлю соучастие,
Сеть моя крепкая, вытяни счастье!
Ветер весенний, прошу – сохрани
В гриве зеленой саранок огни!

Травы высокие, тишь первозданная.
Дали открытые. Утро туманное.
Где б ни жила, я и где б ни ходила я-
Здесь моя родина, вечная, вечная, милая.
Слайд»3-карта
Ведущий 1
Фольклор народов Приамурья хранит народную мудрость и знания.
Именно через культуру, быт и традиции люди, не знающие языка, учились понимать друг друга, жить в мире и согласии не только с природой, но и друг другом. В музыкальном фольклоре находили отражение всё происходящее. Фольклорный материал в современной обработке с интересом исполняется по сей день.
Слайд №4
Песня « Амурские были» - вокальный ансамбль « Арила»

Ведущий2.
Вы знаете, что большое значение в жизни народов Приамурья, как и других народов России, имели тотемные животные. Одни свято верили, что их род произошел от лиственницы или кедра, а другие – от медведя или тигра, совы или касатки, лося или оленя. К животным, у аборигенам было особое, уважительное отношение, они отлично знали повадки зверей и были замечательными охотниками . Могли победить даже царя тайги- тигра.
Слайд №5
Сказка о тигре (ДОо-33-с)
Ведущий 1.
Народы нижнеамурья жили в суровых условиях, выжить могли только выносливые , умелые, ловкие люди. Им не было равных в охоте, рыболовстве, выделывании шкур, вязанью сеток. Всё это умели делать не только мужчины, но и женщины.
На фоне музыки
Слайды№6( с видами Амура , промыслы в национальных костюмах)
Чтец
Я – земли нанайской дочь.
Мой отец – нанайский клён,
Подарил мне верность он.
Мать – нанайская берёза –
От неё глаза и косы.
Величав, могуч и мудр,
Дед, любимый мой Амур,
Подарил мне, словно перстни,
Все свои легенды, песни.
Ну а бабушка тайга,
Хоть сурова и строга,
Научила быть умелой,
Терпеливой, стойкой, смелой,
Разве я забыть смогу
Приамурскую тайгу?
Разве в жизни разлюблю я
Ширь амурскую родную?
Здесь мои в краю лесном
Птицы все и звери,
Здесь любой откроет
Предо мною двери.
Славлю я Амура мощь,
Новь родного края.
Я – земли нанайской дочь.
Дом мой – дом наная.

Песня « Болонские девчата» вокальный ансамбль « Арила»
Слайд№7 ( природа Приамурья)
Ведущий2.
Вот видите, как прекрасна наша малая родина: как богаты ее недра, леса, реки и озера. Но самое главное, она богата людьми, сильными, талантливыми, нравственными, которые приумножают богатство России, здесь, на окраине. В любых условиях человек всегда стремился к красоте, к красоте в одежде, своем жилище, домашнем обиходе. И эта красота создавалась своими руками, из природных материалов.

Демонстрация презентации « Береста» группа ПНКо-24-с (нивхи)

Игра на звуковом бревне.

В сказках и песнях народов Приамурья отражены их представления о природе, о том, как устроен мир. Они старались красиво и поэтично объяснить, как появились животные, насекомые и растения. Эти сказки пугают и смешат, поражают воображение и завораживают.


Сказка «Откуда в тайге появились комары и мошкара» ДОо-11-С

Чтец « Я-эвен»

Танец « Птицы» -
Астафьева Елизавета, Названова Ксения . ДОо - 24
Ведущий1.
Мы, народы, большие и малые, живущие здесь, на краю земли, составляем часть великой России, часть великой культуры, которая тесно переплелась, взаимно обогатилась культурами малых народов.

Чтец.
Край мой любимый – с туманными далями,
С шумной тайгою, с болотными рясками –
Сколько бы дивных земель не видали мы, -
Нет тебя лучше, красивей и ласковей.

Я исходил твои тропки заветные,
Видел рассветы над горными кручами,
Там, где в расщелинах, еле заметные,
Речки родятся ручьями певучими.

Здесь я услышал, как юноши спорили,
Есть ли места на земле знаменитее
Край мой возлюбленный! В радости, в горе ли –
Связан ты с сердцем незримыми нитями.

Пусть твои сопки в туманах теряются,
Пусть ты далёк от Москвы белокаменной –
Близость сердец не верстой измеряется, -
Мужеством славных, их доблестью пламенной!
( Степан Смоляков)
Слайд№8
Песня « О России» исп. вокальный ансамбль « Арила»

Сдайд.№9
«У каждого из нас своя Россия ,
Но всё-таки она на всех одна..»











15