На тему: Библиотека лицея – когнитивный ресурс развития образования

БИБЛИОТЕКА ЛИЦЕЯ – КОГНИТИВНЫЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«Школьная библиотека –
это информационный ресурс
школы, а не «вспомогательная
структура».
К.Э. Патрик.
В статье рассматривается актуальная проблема формирования педагогической культуры преподавателя профессионального лицея через когнитивный ресурс образования.
Ключевые слова: когнитивный ресурс, педагогическая культура, презентация, проект.

В наше время стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися.Лицеист на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а лицейская библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому лицейской библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.
Следовательно, при смене стандартов образования лицейская библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.
Одновременно с созданием лицея – начала формироваться ее библиотека. Все началось с комплектования фонда учебной и методической литературы, необходимой для осуществления учебного процесса. Инновационная деятельность педагогов потребовала поиска самых новых, самых современных и эффективных методик, обусловила начало формирования фонда периодических изданий по общим и специальным проблемам образования. Это потребовало, с одной стороны, комплектованию фондов библиотеки справочной, энциклопедической, словарной литературой.
Развитие способности и готовности к непрерывному образованию не может осуществляться исключительно в ходе учебных занятий, необходимо поле жизненных ситуаций, в которых будут развиваться, демонстрироваться, использоваться различные стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Все это обусловливает развитие библиотеки в информационно-образовательный центр лицея.
Деятельность библиотеки осуществляется как во внеурочное, так и в урочное время.
Осваивая новые формы работы, я не отказываюсь от того, что стало уже традиционным, например, от библиотечных уроков, занятий по литературному краеведению и т.д. Теперь это не самостоятельный, отдельный вид работы, это – часть общей системы работы, которую библиотека организует с лицеистами. Изучая теоретический материал по истории письменности, древним книгам, русской рукописной книге, по истории книгопечатания, я привлекаю энциклопедии, дополнительную литературу. Время проведения уроков по информационной грамотности согласуется с учителями ( в соответствии с изучаемой обучающимися темой). Например, в 4 классе литературу изучают по учебникам Климанова Л.Ф. «Литературное чтение. В океане света», в первой части учебника говорится об изобретении славянской азбуки, о древних рукописных книгах и именно перед началом этой темы я провожу с учащимися урок «Древние книги». При подготовке практических заданий я, создавала для учащихся рабочие листы (ответы на вопросы по пройденной теме, решение кроссвордов), используя их как основу для организации самостоятельной работы. За счет этого библиотечные уроки вписываются в общую логику дидактической системы лицея и вносят свой вклад в развитие универсальных учебных действий младших школьников. Знания и умения, получаемые, на таких специальных занятиях мы обязательно используем в учебных и жизненных ситуациях, например, при подготовке проектов.
Приведу в качестве примера проект «Древняя книга», который готовили учащиеся 5 класса к конкурсу-викторине «Книга – мой друг». Одной из домашних заданий – творческий конкурс на тему «История древней книги», мы решили подготовить электронную презентацию силами участников конкурса. Поскольку учащиеся еще не владеют достаточными умениями в подготовке электронных презентаций, проект осуществлялся в тесном взаимодействии с учителем.
Цель проекта состояла в создании электронной презентации «Древние книги» для представления на конкурсе и для дальнейшего использования на уроках по информационной грамотности.
Задачи проекта предусматривали, что в процессе создания электронной презентации учащиеся получат практические навыки поиска информации по заданной теме в Интернете и в библиотеке; освоят алгоритм создания и оформления презентаций, сжатого изложения найденного материала на слайде; расширят опыт работы в мини-группах.
На подготовительном этапе были организованны занятия, на которых дети узнали историю древней книги, какие книги были первыми на Руси, описания.
Для ее подготовки мы определили под темы нашей электронной презентации, в соответствии с которыми учащиеся разделились на творческие мини-группы по 2 человека:- узелковое письмо и глина; папирус;
восковые таблички; бамбук, шелк; береста.
Для того чтобы в проектную деятельность включилось как можно больше детей и для того, чтобы не занимать дополнительно время после уроков, по согласованию с учителем, основная работа по поиску информации была организована дома. Родители одновременно, помогая учащимся находить, обрабатывать и сохранять информацию по заданной теме. Каждый участник нашего проекта создал свою электронную папку, куда отправлял отобранные материалы и создавал слайд по своей тематике для общей презентации.
Наблюдение за работой детей показало, что помимо учебных результатов, такая работа позволяет эффективно формировать отношение детей к книге, к истории своей страны, к культурному наследию как важнейшей человеческой ценности. Они учатся понимать ответственность за свой вклад в общее дело, требовательно относится к качеству работы – своей и своих товарищей, учатся помогать другим и благодарно принимать чужую помощь. И еще один результат – эту электронную презентацию я до сих пор использую при проведении уроков информационной грамотности.
В перспективе планируется создание проекта «Мой дом - моя крепость».
Подготовку начать с углубления знаний по истории Приднестровского края. Для этого организовать специальные занятия в библиотеке лицея, для подготовки к которым дети знакомятся с краеведческой литературой, имеющейся в фондах. Для того чтобы сделать это быстро и найти именно те книги, которые нужны для подготовки к конкурсу, ребята будут работать с традиционными каталогами и картотеками. За счет этого кропотливая работа с каталогом, которая является элементом библиотечных уроков, переставала быть скучной необходимостью, она становилась настоящим поиском, приобретала соревновательный характер. Организовать экскурсии, материалы таких экскурсий-презентаций в дальнейшем используются классными руководителями и воспитателями групп продленного дня лицея на классных часах, при подготовке к другим конкурсам, викторинам и просто для изучения достопримечательной нашего города. Несмотря на то, что представленная работа будет осуществляться в рамках подготовки к краеведческим конкурсам и играм. Содержание и организация работы планируется таким образом, чтобы все мероприятия органично вписывались в систему воспитательной и внеурочной деятельности лицея, внося свой вклад в развитие читательской компетентности и информационной грамотности обучающихся, расширяя их опыт сотрудничества и способствуя профессиональному самоопределению. Поэтому знания о родном городе, вдвойне необходимы. Мне очень хочется, чтобы ученики и учителя нашего лицея знали о связи нашей малой родины с судьбами людей, Хочется, чтобы мы, живя здесь, знали, что он наш земляк или его родственники, друзья посещали, жили и служили на нашей земле, упоминали в своих литературных произведениях.

Список литературы:

Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому книга / – М.: Школьная библиотека, 2006.
Светенко Т.В. Учебный проект в школе: кн. для учителей /– Псков: [ПГПИ], 2000.
Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / – М.: Русская шк. библ. ассоциация», 2008.