Индивидуальная программа сопровождения учащегося с ОВЗ (моторная алалия)


«Индивидуальная программа сопровождения учащегося с ОВЗ (моторная алалия)»
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей
с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В данную группу можно отнести как детей - инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Индивидуальная программа сопровождения учащегося с ОВЗ Курочкина Дмитрия, 26.04.2008 г.р. была составлена после обследования социальных условий проживания ребёнка, педагогического, дефектологического, психологического и логопедического обследования, и на основе заключения невропатолога.
Дмитрий вступает в контакт со взрослыми. Проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Хорошо принимает помощь при затруднении в выполнении задания. Объём слуховой памяти низкий, запоминания имеют механический характер, объём смысловой памяти снижен. Внимание неустойчивое, в связи с быстрым утомлением, трудности произвольной концентрации внимания. Темп мыслительной деятельности заниженный. Низкий уровень развития мышления. Мышление имеет конкретно-ситуативный характер. Временные и пространственные представления сформированы недостаточно. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Речь малопонятна для окружающих. Дыхание и голос имеют отклонения от нормы. В речи не соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами не всегда соответствует смыслу, наблюдаются нарушения темпа речи; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. Звукопроизношение нарушено, возникают трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Дмитрий испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Пересказ прослушанного текста практически недоступен. Чтение у Дмитрия послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Не всегда может осуществить простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал. Затрудняется в выделении лишнего предмета. Слабо владеет обобщающими понятиями, не классифицирует. Наблюдается стабильное эмоциональное состояние. Выраженных признаков неадекватных эмоций не выявлено. Навыки самообслуживания сформированы.
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в нарушении лексико-грамматических и фонетико-фонематических операций в процессе порождения речевого высказывания. Иными словами, нарушаются все подсистемы языка.
Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.
На основании заключений была разработана Индивидуальная программа сопровождения для данного ребёнка.
Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание и формы работы в данном направлении следующие:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, учителем-логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- разработка индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (каждым из специалистов ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;
- формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
При разработке программы придерживались следующих принципов коррекционной работы:
 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в другие образовательные учреждения.
Подробнее хотелось остановиться на содержании логопедической программы.
У ребёнка с моторной алалией наблюдаются следующие нарушения:
просодической стороны речи;
фонематического анализа и синтеза;
звукопроизношения;
пространственно-временных представлений;
лексико-грамматического строя речи;
недостаточный объём словарного запаса;
недостаточно развита связная речь;
темп чтения не соответствует возрастной норме;
многочисленные дисграфические ошибки при письме по слуху.
Цель программы индивидуального логопедического сопровождения: устранение нарушений устной речи, устранение нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.
Учитывая индивидуальные особенности развития Дмитрия, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения:
нормализация артикуляционной моторики;
развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;
нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);
развитие зрительного гнозиса;
коррекция звукопроизношения;
развитие фонематической системы: дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений; 
увеличение пассивного и активного словарного запаса;
развитие лексико-грамматического строя речи;
коррекция процессов чтения и письма;
развитие связной речи: диалогической и монологической;
развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития.
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка; опираться на сознательность и активность его; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Коррекционно - логопедическую работу с ребёнком, имеющим заключение моторная алалия, строю поэтапно, и опираюсь на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:
однословное предложение;
предложение из слов корней;
первые формы слов;
усвоение флексий;
усвоение предлогов;
наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
I этап - концентр «Звук». «Слог»
Цель – формирование первоначальных речевых навыков в системе речевого общения. Первый этап логопедической работы длится примерно до появления фразовой речи.
II этап - II концентр «Слово»
Цель – развитие словаря и фразовой речи.
III этап - III концентр «Фраза»
Цель – развитие речевого высказывания, как основной единицы речевого действия.
IV этап - IV концентр «Связная речь»
Цель – умение строить предложение из нескольких слов. Научить, грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
V этап - V концентр «Звукопроизношение»
 Формирование звукопроизношения.
 Формирование слоговой структуры слов.
Представляю вашему вниманию фрагмент Индивидуальной программы логопедического сопровождения «Обогащение пассивного и активного словаря. Развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие связной речи».
ИГРА «ГНОМИКИ»
Цели: 1.Тренировать в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
3. Закреплять знания различения цвета.
Оборудование: Картинки, изображающие большого и маленького гномика (рядом с каждым гномиком крепится разноцветный шнурок); парные картинки с изображением больших и маленьких предметов с отверстиями.
Задания: большие предметы «отдай» большому гному, маленькие – маленькому.
Ребёнок нанизывает картинки на шнурки. Например, у большого гнома на розовом шнурке огурец, стул, карандаш; у гномика на голубеньком шнурочке огурчик, стульчик, карандашик.ИГРА «СОСЧИТАЙ И ПРИШНУРУЙ»
Цели: 1. Тренировать в согласовании числительных с существительным.
2. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
3. Закреплять математические представления.
Оборудование: Цифры с соответствующим количеством кружков (рядом с каждой цифрой прикреплён цветной шнурок); предметные картинки с изображением разного количества предметов с отверстиями.
Задание: сосчитай, сколько предметов на картинке, и прикрепи картинку к нужной цифре. Ребёнок «прошнуровывает» картинки и отвечает на вопросы:
Про какие предметы можно сказать один? (один апельсин), одна? (одна груша), два? Две? Логопед следит за правильным изменением окончаний.
Фрагмент программы учителя-дефектолога.
Фрагмент программы педагога-психолога.
Между всеми направлениями работы прослеживается тесная взаимосвязь: так над речью работают и дефектолог, и психолог; над развитием психических процессов - и логопед, и психолог; над пространственно-временными представлениями – все специалисты и учитель начальных классов.
В итоге логопедической работы Дмитрий должен научиться:
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
четко дифференцировать все звуки речи;
выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Результативность логопедического сопровождения ребенка с моторной алалией отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;
перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.
Заключение:
Планируемый результат - достижение ребёнком с моторной алалией уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с моторной алалией, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с моторной алалией, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.