Статья на тему Моторная алалия


Моторная алалия
Под термином «алалия» понимают специфическое языковое недоразвитие, возникающее в результате поражения соответствующих отделов коры головного мозга в доречевом периоде. Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет системный характер. Оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными нарушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, то есть затруднено повторение слогов, слов и, особенно, предложений. На каждом возрастном этапе, в зависимости от уровня речевого развития, эти нарушения проявляются в разных формах, но на всех возрастных этапах при моторной алалии у ребенка отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) стороны речи при более сохранном ее понимании. Кроме того, моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи.
Такое системное недоразвитие речи не может не отразиться на психическом развитии ребенка, поэтому работу по устранению данного нарушения надо начинать как можно раньше и, что самое главное, комплексно, то есть с участием не только квалифицированного логопеда, но и психолога и, желательно, дефектолога. Такая работа проводится в нашем центре. Для получения наиболее полных данных о состоянии ребенка проводитсясовместный первичный приём логопеда и детского психолога. Специалисты Центра проводят комплексную диагностику, после чего составляют план коррекционной работы с ребенком. Данный подход позволяет существенно повысить результативность коррекции моторной алалии.
Коррекция речевого недоразвития у детей – алаликов строится на основе понимания алалии как системного речевого расстройства. Необходимо развивать не только речевые, но и неречевые функции. Под неречевыми функциями мы понимаем такие направления, как развитие оптико-пространственных функций, развитие слухового и зрительного внимания, развитие праксиса, работа над общей и мелкой моторикой, и т.д.
Развитие речевой функциональной системы включает работу над звукоподражаниями (на начальном этапе), развитие фонематических функций, импрессивного и экспрессивного словаря, морфологической и синтаксической систем.