Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по прохождению преддипломной практики


Министерство образования и науки КБР, и по делам молодежи
СПО «Эльбрусский региональный колледж»
МЕТОДИЧКА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Методические рекомендации для студентов,
обучающихся по специальности
02.44.44. «Преподавание в начальных классах»

Тырныауз, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Права и обязанности участников преддипломной практики………………..5
2. Содержание преддипломной практики……………………………………….8
3. Отчётная документация по преддипломной практике……………………..11
4. Схемы анализа и самоанализа урока. Критерии оценки урока……………12
Заключение……………………………………………………………………...15
Приложения……………………………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые выпускники!
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе которой осваивается многофункциональная деятельность учителя начальных классов.
Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.
Цель преддипломной практики как первого этапа итоговой аттестации – установление соответствия уровня практической подготовленности выпускников требованиям Государственного образовательного стандарта.
Задачи практики – выявление:
- уровня сформированности профессиональных умений и навыков, определенных требованиями Государственного образовательного стандарта;
- степени осознания и руководства ценностными ориентирами, определенными требованиями педагогической профессии;
- степени владения системой знаний, необходимых для практической педагогической деятельности.
По окончании преддипломной практики студент должен:
- осуществлять образовательный процесс на основе федеральной и региональной политики в области прав ребенка;
- организовывать конструктивное взаимодействие с субъектами образования;
- диагностировать уровень развития и выявлять зону ближайшего развития учащихся;
- проектировать и реализовывать личностно-ориентированные технологии воспитания и обучения;
- использовать актуальные события жизни страны, города, образовательного учреждения, отдельных учеников для создания естественных ситуаций общения на уроке и во внеурочное время;
- проектировать и реализовывать различные формы работы с родителями;
- оценивать возможности использования опыта учителей образовательного учреждения, своих коллег (сокурсников) в своей практике;
- анализировать результаты педагогического процесса, выявлять причины затруднений и ошибок педагогической деятельности, корректировать свою педагогическую деятельность;
- оппонировать и защищать свою профессиональную позицию;
- повышать уровень развития путем самообразования.
1. Права и обязанности участников преддипломной практики
Директор школы:
Создает условия, определенные договором, для проведения практики в школе. Издает распоряжение о закреплении студентов за учителями.
Знакомит студентов со школой, режимом работы, дисциплинарными требованиями, с составом учителей, документацией школы, её материально — учебной базой, традициями и особенностями.
Обеспечивает единство требований к студентам со стороны учителей и руководителей практики.
Принимает участие в итоговых и установочных конференциях, организует педсоветы с обсуждением практики, участвует в оценке работы практикантов.
Заместитель директора:
Обеспечивает взаимосвязь между учителями начальной школы, учителями — предметниками, студентами и руководителями практики в школе.
Обеспечивает условия практики, определенные договором.
Включает студентов в воспитательно — образовательный процесс в школе, информирует о ежедневных изменениях в режиме учебных занятий и воспитательных дел, оказывает помощь при возникновении трудностей у практикантов. Участвует в оценке мероприятий, проводимых практикантами.
Координирует усилия учителей, классных руководителей по ведению практики студентов.
Учитель школы:
В течение первых двух дней знакомит практиканта с составом класса и индивидуальными особенностями учащихся.
Консультирует практиканта при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
Присутствует на всех уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых практикантом.
Проводит обсуждение уроков и внеклассных занятий, оценивает их и оформляет анализы в дневнике практиканта.
Знакомит практиканта с календарно-тематическим планированием и учебно-воспитательным планом работы класса.
В случае необходимости учитель сам проводит некоторые уроки, показывая методику исправления или доработки учебного материала.
Составляет характеристику педагогической подготовленности практиканта, ставит оценку за этот вид практики.
При подготовке к урокам или внеклассным мероприятиям рекомендует практиканту методическую литературу.
Права и обязанности студентов в период прохождения практики
Студент имеет право:
1. Выбирать объект своих наблюдений для выполнения заданий по практике, форму проведения внеурочной деятельности.
2. Обращаться за методической помощью к руководителям практики.
3. Присутствовать на открытых уроках и мероприятиях учителей образовательного учреждения, выступать с результатами на студенческих научных конференциях.
4. Собирать практические материалы, проводить исследования для написания ВКР, организовывать необходимую экспериментальную работу.
5. В случае необходимости обращаться в соответствующие инстанции колледжа по вопросам изменения содержания, режима и сроков практики.
6. Вносить предложения о совершенствовании учебно-воспитательного процесса, организации практики в образовательном учреждении.
Студент обязан:
1. Выполнять все виды деятельности, предусмотренные программой практики.
2. Подчиняться внутреннему распорядку образовательного учреждения, требованиям администрации и руководителей практики.
3. Следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда.
4. Соблюдать нормы педагогической этики.
5. Вести ежедневно Дневник практики.
6. Посещать практические семинары, теоретические занятия, организованные руководителем практики.
7. Соблюдать контрольные сроки выполнения задания по программе практики, своевременно отчитываться по итогам, принимать активное участие в конференциях.
Памятка практиканта
1. Старайтесь прибыть в школу за два дня до начала практики и за эти дни познакомьтесь с педагогическим коллективом школы, материально-технической базой, учебными пособиями, библиотекой, учебными кабинетами.
2. Изучите личные дела учащихся, их характеристики.
3. Перепишите расписание уроков в своем классе, познакомьтесь с обязанностями дежурных учителей, узнайте день дежурства у своего учителя, продумайте его организацию.
4. Уточните план воспитательной работы в классе.
5. Изучите инструкцию ведения классного журнала.
6. Познакомьтесь с планом работы родительского комитета.
7. В течение этих двух дней наблюдайте за работой учителя, ведите записи наиболее удачных приемов работы с классом, изучите учащихся, составьте для этого схему размещения их в классе. Делайте условные пометки напротив их фамилий.
8. Внимательно просмотрите тетради учащихся, познакомьтесь с приемами их проверки, критериями оценок учителя.
9. Проведите с ребятами увлекательные игры на переменах для изучения детей и установления контакта.
10. Попросите у учителя охарактеризовать актив класса, отдельных учащихся.
11. В последующие дни проведите всю учебно-воспитательную работу в соответствии с планом, своими обязанностями и рекомендациями, полученными на инструктивном совещании.
12. Технологические карты составляйте и утверждайте у учителя на один день вперед, календарный план – до начала практики.
13. Присутствовать на заседаниях педсоветов, методических объединений и на родительских собраниях, когда это диктуется содержанием и задачами педагогической практики.
14. Подготовьте и проведите родительское собрание, два внеклассных мероприятия с учащимися класса.
15. Если нужно обновите с согласия учителя оформление класса.
16.Занимайтесь самовоспитанием и самообразованием, совершенствуйте умения педагогического мастерства, развивайте культуру общения и речи, соблюдайте требования, предъявляемые к внешнему виду учителя.
17. Будьте всегда вежливыми, тактичными, скромными, пытливыми.
18. Всестороннее сами изучайте тот материал, который будете прорабатывать с детьми.
19. Тщательно продумайте все приемы работы на уроке, запись материала на доске и в тетрадях учащегося.
20. Составьте календарный план воспитательной работы на весь период практики.
21. Утвердите дневник по практике, календарный план уроков у учителя школы.
22. Неукоснительно выполняйте просьбы, советы, поручения и распоряжения директора, завуча, учителя.
23. Регулярно посещайте часы методического анализа просмотренных уроков.
24. Познакомьте с данной памяткой учителя, который станет вашим добрым советчиком и наставником.
25. Постарайтесь быть хорошим примером для подражания.
2. Содержание преддипломной практики
Преддипломная практика проводится в образовательных учреждениях разного типа. Эффективность данного вида практики обусловлена правильным подбором школы, уровнем квалификации учителей, качеством состояния учебной и внеурочной работы педагогического коллектива.
Сроки проведения преддипломной практики устанавливаются согласно учебному плану:
- по основной специальности — в течение 4 недель;
- по программе дополнительной подготовки — в течение 2 недель.
В период преддипломной практики каждый студент должен:
Провести 60 уроков и занятий (не менее 15 уроков и занятий в неделю):
1. По учебным предметам (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, изо, технология, физкультура, музыка).
2. 2 внеклассных мероприятия (классных часа) за весь период практики.
3. 1 родительское собрание.
4. Провести не менее 12 уроков за весь период практики (2 недели) по предметам дополнительной подготовки.
5. Выполнить экспериментальное исследование по теме ВКР.
6. Собрать материал для выступления на защите по итогам практики.
7. Оформить отчётную документацию по итогам преддипломной практики.
Студенты выполняют все виды работ, предусмотренные программой практики; составляют технологические карты уроков и конспекты занятий и других видов деятельности, согласовывают их с учителями; активно участвуют в анализе уроков, занятий и других видов деятельности, ведут дневник практики по установленной форме.
Режим работы:
Студент проводит не только уроки, но и выполняет функции классного руководителя. Уроки и классные часы проводятся в соответствии с индивидуальным графиком работы студента. За каждый проведённый урок, классный час, родительское собрание студенту выставляется оценка в дневник практики и сводную ведомость оценок.
1-4 недели
1. Учебно — ознакомительная работа:
- знакомство с классом. Составление календарно-тематического плана, плана воспитательной работы на период педагогической практики, разработка технологических карт уроков и занятий;
- знакомство с материально — технической базой школы, кабинета;
- знакомство с ведением школьной документации (заполнение классного журнала, определение объёма ежедневных записей в тетрадях учащихся, приёмы и систематичность проверки);
- знакомство с деятельностью учителя по контролю и оценке результатов обучения в начальной школе;
- проведение уроков.
2. Самостоятельная подготовка, проведение, анализ и самоанализ уроков по учебным предметам начальной школы. Проведение уроков — по расписанию.
3. Проверка тетрадей, письменных и контрольных работ, выставление отметок учащимся.
4. Изготовление наглядных пособий, дидактических материалов.
5. Систематическое участие в воспитательной работе с детьми. Проведение воспитательных мероприятий — по плану. Выступление на родительском собрании с докладом по одной из проблем семейного воспитания (по заданию учителя).
6. Участие в воспитательно — образовательной деятельности педагогического коллектива школы (методобъединения, семинары, конференции, педсоветы, деловые игры, психологические консилиумы и т.д.).
7. Сбор материала для дипломной работы.
8. Подведение итогов преддипломной практики по специальности.
9. Оформление отчётной документации.
10. Составление и утверждение характеристики с указанием отметки за преддипломную практику в школе.
3. Отчётная документация по преддипломной практике
Папка «отчётная документация по преддипломной практике» включает в своё содержание:
1. Титульный лист папки (Приложение 1).
2. Содержание (Приложение 2).
3. Дневник:
4. Титульный лист дневника.
5. Расписание уроков, расписание звонков (Приложение 3).
6. Сведения об обучающихся класса (Приложение 4).
7. План размещения обучающихся в классе (Приложение 5).
8. Характеристика класса (из плана воспитательной работы учителя).
9. Социальный паспорт класса.
10. Индивидуальный график проведения уроков и занятий (Приложение 6).
11. Технологические карты уроков (включая внеклассные занятия, разработку родительского собрания) на день, оценка и анализ урока (занятия, собрания, беседы) учителем. Оформленные разработки технологических карт с фотографиями для выставки (по 1 на каждый предмет или мероприятие).
Правила ведения дневника:
- рекомендуемый формат дневника А-4;
- дневник заполняется ежедневно;
- записи в дневнике ведутся аккуратным и разборчивым почерком;
- студент-практикант обязан иметь дневник всегда при себе во время работы в школе;
- за ведение дневника по итогам практики выставляется оценка.
12. Наглядно-иллюстративный материал к урокам.
13. Характеристика с оценкой.
14. Отчёт (Приложение 7).
4.Диагностическая карта анализа и самоанализа урока. Критерии оценки урока.
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
1.Целеполагание учителя
Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету)
Формулирует содержательную и развивающую цели урока
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата
2.Мотивация
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией
Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СОЕдиница содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение и т. д.) не дается учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата
4.Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПД)
Работает с классом фронтально на всех этапах урока
Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
Исходит из того, что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний
5.Методы обучения (МО)
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст — в таблицу, таблицу — в график, диаграмму) и т.д.Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам
Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т.д.
6.Рефлексия
Оценивает работу учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)Организует экспресс-диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков критериям)
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке
Заключение
Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки выпускников колледжа и призвана продемонстрировать их готовность выполнять профессиональные обязанности в сфере начального образования.
Умелое сочетание теории и практики, перенос теоретических знаний в практическую педагогическую деятельность поможет вам постичь профессию учителя начальных классов.
Желаем вам успехов, удачи и уверенности в своих силах!
Приложение 1
Министерство образования и науки, и по делам молодежи
СПО «Эльбрусский региональный колледж»
ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
специальность 02.44.44.
ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
с __ месяц по __ месяц
2015 – 2016 учебного года
студентки III курса
Ф.И.О. студента
Образовательное учреждение:
Класс:
Учитель:
Руководитель практики:
Тырныауз, 2015г
Приложение 2
Содержание
Дневник
1. Расписание уроков, звонков.
2. Сведения об обучающихся класса.
3. План размещения обучающихся в классе.
4. Характеристика класса.
5. Социальный паспорт класса.
6. Индивидуальный график проведения уроков и занятий.
7. Технологические карты уроков (разработки внеклассных мероприятий и род. собрания), оформленные разработки мероприятий для выставки.
8. Наглядно-иллюстративный материал к урокам
9. Характеристика
10. Отчёт
Приложение 3
Расписание уроков, звонков
День недели № урока Время Предмет
ПОНЕДЕЛЬНИК 1. 2. 3. 4. 5. ВТОРНИК 1. 2. 3. 4. 5. СРЕДА 1. 2. 3. 4. Приложение 4
Сведения об обучающихся класса
№№ Ф.И.О. обучающегося Дата рождения Домашний адрес
1 Приложение 5
План размещения обучающихся в классе
Доска
Стол учителя (Можно фото)
Приложение 6
Индивидуальный график проведения уроков и занятий
Руководитель практики:___________________________________________________
Студентка IV курса, группы ____ (ФИО)_____________________________________
База практики: __________________________________________________________,
класс _____ Учитель:____________________________________________
Программа: ___________________________________________________________
День недели Расписание звонков Расписание уроков График работы
Понедельник 03.02. 10.02. 17.02. 24.02. Вторник 04.02. 11.02. 18.02. 25.02. Среда 05.02. 12.02. 19.02. 26.02. Четверг 06.02. 13.02. 20.02. 27.02. Пятница 07.02. 14.02. 21.02. 28.02. Приложение 7
Отчёт по итогам преддипломной практики
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
Школа ___________________________________________________________________
Класс ____________________________________________________________________
Программа («Школа России», «Школа 2100», «Школа 21 века» и др.)________________________________________________________________
Учитель _________________________________________________________________
1. Уровень подготовки класса_______________________________________________
2. Какие трудности возникли при подготовке и проведению уроков по каждому предмету:
русский язык__________________________________________________________________
литературное чтение________________________________________________________________
математика_______________________________________________________
окружающий мир__________________________________________________
трудовое обучение (технология)______________________________________
изобразительное искусство______________________________________________________________
физическая культура _______________________________________________
3. Какие методы и приёмы чаще всего использовали для активизации
познавательной деятельности обучающихся?__________________________________________________________
4.Как осуществляли дифференцированный подход в процессе обучения (работа со слабыми и с одарёнными детьми)? _______________________________
5.Как осуществляли идеи сотрудничества на уроке и во внеурочное время?________________________________________________________________
Какие технологии активного обучения использовали на уроке?________________________________________________________________
7.Какие уроки проводились интереснее и почему?_______________________________________________________________
8.Как часто использовали наглядность, ТСО?_________________________________________________________________
9.Какие трудности возникли в воспитательной работе? _________________
10.Чему новому научились на практике?______________________________________________________________
11.Чем вы довольны? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Что хотелось бы изменить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Целостное впечатление и выводы по преддипломной практике: _____________________________________________________________________________________________________________________