Авторская методическая разработка по курсу ОРКСЭ модуль Основы светской этики. Урок по теме Добро и зло


МБОУ КР ОО «Кутафинская средняя общеобразовательная школа»
303206 Орловская область, Кромской район, с.Кутафино
Авторская методическая разработка урока по модулю ОРКСЭ «Основы светской этики»
Урок по теме: «Добро и зло»
Злобина Анна Анатольевна, учитель начальных классов
Стаж работы: 20 лет
с. Кутафино 2016 год
Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьников.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
- формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение , эмоцианальную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Ключевые слова: добро, зло.
Формы и виды работы: беседа, устные высказывания на тему, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.
Оборудование: мультимедийный проектор, запись песни «Дорогою добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова); презентация по теме; шаблоны деревьев, цветов, плодов.
Ход урока
Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро».
Всем доброго утра. Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня.
Потрите ладоши. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Начнём наш урок с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, о чём будем вести разговор на уроке. (Звучит аудиозапись песни «Дорогою добра»).
Беседа после прослушивания песни.
- Кто догадался, какова тема урока?
Сегодня мы вместе проложим путь к доброте и постараемся с него не сворачивать.
3. Изучение нового материала.
- Что значит слово доброта?
Послушайте, какое определение даётся в Толковом словаре. (Заранее подготовленный ученик читает определение из словаря С.И.Ожигова, Н.Ю.Шведовой; после прочтения на экране появляется слайд 1).
Какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей).
Добрый человек творит добро и при этом сам становится чище, светлее. Первый шаг к доброте – доброе слово. Какие добрые, вежливые слова вы знаете?
От чего зависит сила добрых слов? Послушайте стихотворение З.Бядули «Петрусь».
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку -
Как невежлива девчонка!
Нёс знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извените, добрый вечер!
- Ты, - знакомый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
- Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми? Отчего зависит сила добрых слов? (От того, как они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они перестают быть «волшебными».)
Русский учёный И.П.Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить (Слайд 2).
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Нравтся ли вам, когда вас обижают?
- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
- Как быть добрее?
Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения М.Лисянского.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас
На дне души, до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
- Второй шаг к доброте – это добрые мысли. Л.Н.Толстой писал: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Слайд 3).
Издавна люди стремились к добру и боролись со злом. Это они отразили в пословицах. Сейчас я вам раздам деформированные пословицы. Ваша задача собрать эти пословицы и объяснить их смысл.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело само себя хвалит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово и кошке приятно.
- Каким делает человека доброта? (Красивым и счастливым)
Третий шаг к доброте – это добрые дела. Пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Физкультминутка
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Разбор ситуаций (работа в группах)
- Сейчас вы получите карточки, на которых написаны ситуации. Вы должны обсудить их и разъяснить, являются ли поступки героев добрыми или нет.
Ситуация 1.
Олег не сделал домашнее задание. Он попросил у своего друга Ильи тетрадь, чтобы списать заданное. Илюша выручил друга. Правильно ли он поступил?
Ситуация 2.
Надя грубо разговаривала со взрослым человеком. Олю возмутило поведение подруги, но она решила промолчать, чтобы не поссорится с Надей. Можно ли считать поступок Оли добрым? Как бы вы поступили в этой ситуации?
Четвёртый шаг к доброте – это добрые сердца.
Имея доброе сердце, вы не сможите равнодушно смотреть на чужую беду. Доброта проявляется не только в отношении к людям, но и к животным. Иногда бывает так: завёл себе человек собаку, она требует внимания и заботы. Надоели хозяину эти заботы, и выбросил он своего четвероногого друга на улицу. Послушайте, как много горечи и боли в стихотворении Э.Асадова «Рыжая дворняга»
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но всё же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И скрылся под гулким навесом,
Где пёстрый людской муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под корягу…
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
- Это стихотворение никого не оставило равнодушным. О чём вы думали, когда его слушали? Верю, что вы никогда не станете похожи на этих людей, никогда не предадите друга, будь то человек или животное.
4. Рефлексия:
- Давайте подведём итог: из чего же состоит наш путь к доброте? В народе говорят, что добрые слова – корни, добрые мысли – цветы, добрые дела – плоды, добрые сердца – сады.
У вас на партах лежат изображения деревьев. Приклейте к ним цветы и плоды. Если добрых мыслей у вас пока больше, чем добрых дел, то пусть на вашем дереве будет больше цветов. Если же ваши добрые мысли нашли отражение в добрых делах, то пусть на вашем дереве будут только плоды. Прикрепите свои деревья к листу ватмана. Как мы назовём нашу работу? Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
5. Домашнее задание
Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добро, зло, гуманность. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Самоанализ урока
Данный урок по типу – комбинированный. Учащимся давались знания с опорой на ранее изученный материал, на жизненный опыт.
На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Обеспечила их комплексность и взаимосвязь. Выбранную структуру урока считаю рациональной. Думаю, что дети справились с задачами урока. Они активно работали, отвечали на вопросы, выполняли задания правильно. Задания были ориентированы на развитие у учащихся коммуникативных навыков и культуру выражения мысли; на формирование положительного отношения к нравственным поступкам.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: научность, доступность, наглядность, связь с ранее изученным материалом.
Чтобы заинтересовать учащихся использовала технологию сотрудничества,
в течение урока поддерживалась высокая работоспособность и хорошая психилогическая атмосфера. Виды работ чередовались. На уроке использовалась наглядность: презентация по теме, аудиозапись песни, карточки с заданиями для групповой работы, иллюстрация с эпиграфом к уроку, записи на доске, материалы для творческой работы (изображения деревьев, шаблоны цветов и плодов). В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа.
Позаботилась и о здоровье детей. Провела физкультурную паузу.
Домашнее задание получили творческого характера. Думаю, что дети справятся.
Мне было легко вести урок, ученики охотно включались в работу.
Считаю, что все поставленные задачи урока реализовались.
Анализ урока
Тема урока соответствует учебной программе. Урок – изучение нового материала, комбинированный. Задачи урока определены на основе программы, методических пособий, учебника, дополнительной литературы. Основные компоненты урока выдержаны. Перед обучающимися поставлены цели, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Образовательные задачи связаны с развивающими и воспитательными, чётко сформулированы. Содержание урока построено в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учётом уровня подготовленности обучающихся. Материал подобран для изучения темы, самостоятельной работы, закрепления. Учитель выбрал рациональные методы, приёмы, средства обучения, стимулирования, контроля, которые оптимальны для данного типа урока, данной темы, класса. Сочетание коллективной, групповой, индивидуальной работы способствовало познавательной активности обучающихся. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь нового материала с ранее изученным. На уроке реализованы все дидактические принципы, были созданы условия для успешного учения обучающихся. Учителем спрогнозирован уровень усвоения обучающимися научных знаний, сформированность умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах. Чередование труда и отдыха (физкультминутка) способствовало ритмичности и чёткости работы. Была проведена предварительная работа, необходимая для изучения новой темы. Урок достиг поставленной цели, задачи урока выполнены.
Пояснительная записка
В папке представлен конспект урока по теме: «Добро и зло», анализ и самоанализ урока. На диске размещён конспект урока, презентация по теме, материалы к уроку: аудиозапись песни «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова), которая использовалась на этапе сообщения темы, цели и задач урока и для создания на уроке тёплой, доверительной атмосферы; на слайде – эпиграф к уроку и ключевые фразы, раскрывающие основные понятия по теме; также представлена творческая работа обучающихся, которая выполнялась на этапе рефлексии.

«Доброта – отзывчивость, душевное расположение
к людям стремление делать добро другим».
С.И.Ожигов, Н.Ю.Шведова
«Словом можно убить, словом можно воскресить».
И.П.Павлов
«Доброта. Вот качество, которое я желаю
приобрести больше всех других».
Л.Н.Толстой
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Русская народная пословица


-953135-82550