Конспект урока по ОРКСЭ на тему Добро и зло (4 класс)


Урок по курсу ОРКСЭ
Модуль: «Основы светской этики»
4 класс
Учитель: Гламаздина Л.Н.
учитель начальных классов
Тема урока «Добро и зло»
Цель: формирование нравственных представлений учащихся о добре и зле.
Задачи:
раскрыть понятия «добро» и «зло»;
развивать терпимое отношение друг к другу;
воспитывать стремление совершать добрые поступки.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, конверты с пословицами для групп.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия
Виды деятельности: беседа, дискуссия, анализ текста, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. подготовка творческой беседы с членами семьи.
Структурные элементы урока:
Организационный момент (цель: создать эмоциональный настрой) 
Учитель (У):
- Соедините ладошки по кругу, улыбнитесь друг другу. С каким настроением мы приступаем к работе?
 -Я хочу начать урок словами Ж.Ж.Руссо:
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...”
Постановка учебной задачи.
У: прочитайте афоризмы известных людей:
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.Ключевский
Доброта для души то же, что здоровье для тела. Л.Толстой
Не уставайте делать добро. А.Чехов
Если вы можете научить человека добру и не делаете этого - вы теряете брата. Восточная мудрость
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. Лев Толстой
Добро по указу – не добро. И.Тургенев
У: Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке?
Обсуждение афоризмов (выслушиваются ответы детей).
Изучение новой темы.
Беседа с учащимися по вопросам:
Понятны ли вам слова добро и зло?
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?
Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?
Работа с текстом (текст читает учитель), чтение и анализ.
«Это было в Копенгагене, перед Новым годом. В тот день одна девочка продавала спички. «Спички, купите, пожалуйста, спички». Хрустел снег под ногами, деревья покрылись инеем, прохожие торопились домой, к тёплым каминам, и никто не хотел останавливаться. А девочке так нужна была хотя бы одна монетка! Робкая девочка, словно тоненькая свеча, стояла на углу: «Купите, пожалуйста!» Все проходили мимо. И вдруг она услышала голос: «Вот, возьми». Драгоценная монетка опустилась в ладонь. Девочка подняла глаза и увидела, что вместо шарфа у человека, отдавшего монетку, старенькое полотенце. Опечаленная, девочка вернула монетку.
-  Вы очень добры, но я не могу взять последнее».
По мотивам биографии Г.Х. Андерсена.
Беседа по прочитанному:
- Какие чувства у вас вызывает эта история? Почему?
- Как вы думаете, почему девочка назвала этого человека добрым?
- Почему она отказалась взять монетку? (выслушиваются ответы детей).
У: этот эпизод из жизни великого сказочника Г.Х. Андерсена стал основой сюжета его известной сказки «Девочка со спичками». Если вам захотелось узнать о том, что произошло в этой сказке Г.Х Андерсена дальше, найдите ее в любом сборнике сказок этого замечательного датского писателя.
У: познакомьтесь со стихотворением А. Барто.
ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА...
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой.
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда–то,
А теперь поставил в счёт.
И меня к нему, ребята,
Что–то больше не влечёт.
Беседа по прочитанному:
- О чем оно заставило вас задуматься?
- Как вы полагаете, что значит делать добро?
4. Работа с учебником.
Чтение статьи из пособия для учащихся.
Беседа по содержанию:
- Что нового вы узнали о добре и зле?
- Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?
5. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: выписать из текста 2-3 предложения, которые показались вам наиболее важными.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
6. Работа в группах.
а) объяснить значение пословиц (у каждой группы своя пословица):
Доброе намерение уже само по себе что-нибудь да стоит. (Английская пословица)
Добро - изнанка зла. (Японская пословица)
Учись доброму, так худое на ум не пойдет. (Русская пословица)
Жизнь дана на добрые дела. (Русская пословица)
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (Башкирская пословица)
От добра добра не ищут. (Русская пословица)
б) составление памятки «Как стать добрым человеком»
знакомство с памяткой (раздаются памятки каждой группе)
У: познакомьтесь с памяткой «Как стать добрым человеком».
Памятка «Как стать добрым человеком?»
Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
Будь добрым к людям!
Учись добру у добрых!
Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Не причиняя зла, добрей становишься!
У: как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?
Задание: напишите в группах свою памятку. Можете использовать в ней те правила, которые предложены в данной памятке.
7. Рефлексия.
- мы с вами поговорили о добре и зле, как бы вы сейчас определили, что такое добро, а что такое зло?
- каким становится мир с появлением добра?
- какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (дети высказываются)
- А теперь давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и послушаем песню «Если добрый ты…» 
8.Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о том, как развивались представления людей о добре и зле. Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.