Конспект урока ОРКСЭ по теме Добро и Зло


Конспект урока ОРКСЭ по теме «Добро и зло». Баталова Н.С.
Цель урока: Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Задачи :  1.Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2.      Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3.      Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4.      Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Основные понятия:
доброта,
милосердие,
добро и зло.
Методы обучения:
1.Беседа
2.Упражнения
3.Работа в парах.
Ход урока.
Организация класса.
Новая тема.
- Посмотрите на рисунок и скажите, каких героев вы видите? Подберите прилагательное к левому герою. Какой он? (Злой). А какой правый герой? (Добрый).
- Вы знаете, что называют добром? (Ответы детей).
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 12 и найдите определение добра. Прочитайте.
- Какие добрые поступки вы знаете, совершаете?
-На странице 9 под рисунком прочитайте про добрые поступки. А теперь посмотрите на рисунок и расскажите, кто совершает добрые поступки. Объясните, почему вы так думаете?
Самостоятельная работа.
- У вас на столах карточки с началом предложения, допишите эти предложения.
«Добро – это…»«Доброта – это ...»«Добрый человек – это ... »
- Кто прочитает, что получилось? Давайте обсудим прав ли ребенок в своем определении?
Работа с учебником.
- Прочитайте на 13 странице учебника вывод о добре. Подходят ваши высказывания к этому выводу?
- Как вы понимаете пословицы «Худо тому, кто добра не делает никому»,
«Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно».
-Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
Беседа с детьми.
- Теперь поговорим о противоположности добра. Что это? ( Ответы детей)
Обобщение ответов детей.
Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.
Работа с учебником.
- На 13 странице найдите определение зла. Прочитайте.
- Объясните значение слов : «Злоязычие», «Добросердечность».
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
- Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения.
Притча о добре и зле.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Высказывания известных людей о добре и зле.
Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим?
-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)
-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)
-Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
-Добро всегда побеждает зло.
-Тайное всегда становится явным.
Рефлексия.
- Кто может назвать тему нашего урока?
- Понравился вам урок?
- Что расскажете родителям?
Домашнее задание.
- Найдите в толковом словаре Ожегова, Даля определение словам добро, зло.
- Нарисуйте рисунки на тему «Добрый поступок», «Злой поступок».