Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме Добро и зло

Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Филинова Наталья Ивановна
Класс: 4_____________________. Дата: 3 декабря________. Предмет: ОРКСЭ_______. № урока по расписанию:1_______________________________
Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и покаяния»__________________________________________________________________________________________
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме____________________________________________________________________________
Цель урока: сформировать у детей четкое представление о понятии добра и зла, греха, раскаяния и покаяния в мировых религиях, проследить различия трактовки этих понятий.__________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Планируемые результаты:__________________________________________________________________________________________________
усвоение новых понятий, умение ими пользоваться;
Умение работать в группе, высказывать собственное мнение;
Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;
Осознание того, что религиозные заповеди указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
создание условий для возникновения у учащегося внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
В жизни по – разному можно жить-
Можно в беде, можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И помышляя о чуде, рукой обожженное солнце достать
И подарить его людям.
-Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
осознанное вхождение в пространство учебной деятельности на уроке;
Личностные: положительная мотивация
Познавательные:анализ, сравнение.
Регулятивные:
эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.
Коммуникативные:взаимодействие учителя с учеником

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Демонстрация мультфильма «Просто так»
Беседа:
Какое настроение было у наших героев в начале?
Какое в конце?
Почему?
Что произошло?
Так что такое делать добро?
Как его нужно делать?
тренировку соответствующих мыслительных операций;
фиксация затруднения в деятельности
Строят высказывания, формулируют предложения о том, что такое добро
Личностные: овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог

3. Выявление места и причины затруднения.
Частично-поисковый метод.
Постановка проблемы.
А дайте, и мы сейчас сделаем добро друг другу. Нам приятно, когда нам говорят хорошие слова. Давайте их скажем сейчас. У меня сейчас в руках медвежонок по имени Рыжик ( мягкая игрушка). Он живет в моей семье, и сегодня я взяла его на встречу с вами. Давайте передавать его друг другу с добрым, приятным словом.
Как вы себя чувствовали, когда передавали игрушку?
Почему вам было нелегко?

выявление и фиксацию места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Решение проблемного вопроса.
Учащиеся передают друг другу игрушку с добрыми словами. Многие испытывают затруднение в подборе слов, многие не говорят в ответ спасибо. Оказывается, творить добро не так то уж и просто. Нужно учиться говорить добрые слова, часто их говорить
Фронтальная работа
Чтение стихов о добре учащимися наизусть.
Личностные: осознание принадлежности к своей семье.
Познавательные: постановка проблемы.
Регулятивные:
понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания
Наглядно-иллюстративный метод: показ презентации «Добро и зло»
Словесный метод
Беседа:
-Если не будем делать добро, то какими мы станем?
Что такое быть злым?
А где зло возникает?
Как проявляется?
Как в религии называется зло?
Как вернуть связь с Богом?
Вывод:
Что бы быть добрым надо много душевно трудиться, чтобы Бог нас простил, нужно покаяться.
обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Фронтальная работа: Просматривают презентацию
Личностные:
принятие нравственных норм
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, понимать информацию, представленную в виде текста.
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

5.Реализация построенного проекта
Прием: «Сформулируй правила» Слайд 6
«Собери пословицу» конверт с пословицами»

предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Групповая работа
( класс делится на 3 группы: 1,2 формулирует правила добра, 3-составляет пословицы о добре )
Личностные: нравственно-этическое оценивание качеств семьи.
Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
.Регулятивные: умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные: учитывать позиции партнёров по общению, интегрироваться в группу сверстников, инициативное сотрудничество в отборе информации.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прием «Работа с притчей»
Чтение притчи о блудном сыне.


предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Индивидуальная работа
(работа с карточками)
Фронтально. Беседа:
Почему отец простил сына?
С кем можно сравнить отца?
Так как же Бог относится к грешникам?
Личностные:
смыслообразование: т.е. ученик задаётся вопросом, какое значение, какой смысл имеет для меня семья
Познавательные:
осознание поставленных задач
Регулятивные: понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение полно и точно выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Метод активного чтения.
(работа с текстом стр. 27)
Прием «Инсерт»
Чтение текста, учебнике стр.27
Дифференциация по уровню трудности.
самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа с текстом (маркировка с использован .значков на полях )
+ знал;
- думал иначе;
? хочу спросить;
V новое.
Проверка «Давайте обсудим»
Личностные: установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Регулятивные: умение самостоятельно организовывать работу, осуществлять самоконтроль
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение полно и точно выражать свои мысли.

8. Включение в систему знаний и повторение.
Работа с презентацией.
Словесная беседа:
- Несмотря на то, что все религии разные, но в каждой можно найти ответ на вопрос Что такое добро и зло, грех, раскаяние, воздаяние?
Заполнение новых граф в таблицу «Религии мира»
выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Фронтальная работа.

Личностные: эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других.
Познавательные: выполнение творческого задания.
Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

9. Рефлексия учебной деятельности.
Корректирующая работа по недостигнутым образовательным результатам
- Посмотрите, какой замечательный у нас получился результат.
- Что, на ваш взгляд, было особенно интересным?
- Выскажите свое мнение опираясь на фразы:
Мне понравилось
Я даже не думал (а), что
Я узнал (а)
Мне бы хотелось сейчас
Домашнее задание (дифференциация по объёму
и по уровню творчества):
- творческая работа ( сочинение на тему «Добрые поступки моих родных»);
-найдите в литературных произведениях или в жизни своей семьи пример добрых поступков.
оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Фронтальная работа.

Личностные: формирование положительного отношения к своей семье.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Регулятивные:
оценивать достигнутые результаты в собственной деятельности, удерживать учебную задачу на протяжении всего урока.
Коммуникативные:
умение осуществлять способ взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа обучающихся на уроке ( указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
Дифференциация и индивидуализация обучения ( подчеркнуть): присутствовала/ отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся ( подчеркнуть): репродуктивный/ продуктивный
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей._________________________________________________________
15