Урок в 4 классе модуль «ОСЭ» курс «ОРКСЭ» по теме: «Добро и зло»

Урок в рамках курса ОРКСЭ Модуль «Основы светской этики»
Тема : Добро и зло.
Класс: 4
Автор: Семёнова Светлана Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Чаадаевская СОШ» Муромского района Владимирской области

Цель: на фоне постоянно присутствующего противоборства между добром и злом, помочь детям выбирать и аргументировать позицию защитников добра.
Задачи урока:
1.Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
2. Развитие способностей открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
3. Воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Оборудование : словарь С.И.Ожегова, карточки с пословицами, фигурки, ватман, смайлики, текст В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек», выставка книг.
Ход урока
1. Мотивация учащихся, игра-тренинг
- Добрый день ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.
Запомните ребята, мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело, и его результативность. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Юрий Шмидт "Добро и Зло"
-Послушайте внимательно стихотворение
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?

-Ребята, а как бы вы озаглавили это стихотворение? (Добро и зло)

3.Сообщение темы урока, постановка проблемы
Тема нашего урока: Добро и зло.
Проблема:
Как вы считаете,
-Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на её обсуждение? (если люди перестанут быть добрыми, перестанут творить добро , то на земле будет царствовать зло, и тогда плохо будет и людям и животным и растениям )
- Сегодня на уроке мы и будем говорить о том , что есть добро , а что есть зло? И что нужно делать для того, чтобы в мире было много добра.

- Древнегреческий философ Платон утверждал: «Заботясь о счастье других, мы совершаем добро, а значит , и находим своё собственное счастье».
- Римский философ Сенека считал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым».
- А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: «Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру».

4.Работа над новым материалом
1) Обсуждение проблемы, работа над понятием «добро»
- Большинство живущих на земле людей не задаётся мыслью, а что есть «добро»? В чём оно «добро»?( «Добро» - это всё хорошее, доброе, красивое ,душевное, положительное.)
Например : (дети называют :солнце, улыбка, мама, любовь, мир, радость, справедливость, душевность, щедрость, сострадание, ласка , прощение, забота, благодарность, милосердие, доверие, поддержка, дружба, уважение
Работа со словарём С.И. Ожегова
- А сейчас мы заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова «добро».
Ученик зачитывает : Словарь С.И. Ожегова с. 169
- Ребята, вы согласны с этим определением?

2) Работа над понятием «зло»
- Но на Земле так- же ещё существует и зло.
- А что есть зло?
«зло» - оно противоположно добру, это всё плохое, вредное, скверное, негативное
Например: (дети называют: беда, зависть, равнодушие , ложь, воровство, хвастовство, война, ссора, обида, эгоизм, жестокость, принуждение, осуждение, унижение, рабство, равнодушие, грубость)

Работа со словарём С.И. Ожегова
-А сейчас снова обратимся к мудрой книге, и выясним, как в ней толкуется понятие «зло».
Ученик зачитывает : с. 230
Ребята, а вы согласны с этим определением?

В течении всего урока за каждый правильный ответ вы будете брать из коробки по 1-ой фигурке , которые мы изготовили на уроке технологии и класть их на парту рядом с собой, т.к. в конце урока они нам очень будут нужны ( из бумаги: деревья, домики, цветы, фигурки людей, птиц, животных, солнышко и др.)
Т.к. вы уже дали правильные ответы , возьмите фигурки и положите рядом с собой.

5. Работа в группах – игра «Волшебная чаша»
- Ребята, каждая группа сейчас получит «Чашу» ,но она не волшебная, т.к. наполнена добром и злом. Ваша задача, вылить из неё всё зло и оставить только добро. И только в этом случае ваша чаша превратится в «волшебную».
(в чаше карточки со словами: жестокость, помощь, мир, прощение, осуждение, унижение, забота, великодушие, злорадство, щедрость, жадность, милосердие, вежливость,высокомерие, хамство, уважение, скромность, равнодушие, любовь, радость, доброта)
Проверка:
(1 гр. Зачитывает)
-Какие слова вы вылили из чаши?
- Эти слова характеризуют каких людей? (злых)
- Кто-то из вас обладает этими качествами?
(2 гр. Зачитывает)
- Какие слова сделали чашу волшебной?
- А эти слова каких людей характеризуют?(добрых)
- Какое из этих качеств вы больше цените в людях?
- Ребята, подумайте, есть ли в вас эти качества? – Какие?
- Почему сделали такой вывод?

6. Историческая справка
- Издавна наши предки с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья.

Обратите внимание: В древней азбуке буква Д - называлась «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия.
ДОБРО – присуще сильным людям. Быть добрым – значит стараться понять чувства и заботы другого человека. В добром сердце живут сила, любовь, прощение, а добрые слова лечат душу.


7. Игра «Словесный конструктор»
Слово «добро» даёт начало многим русским словам.
- Постарайтесь составить некоторые из них, используя следующие слова:
(они должны являться сложными им. прил. в нач. форме)
добро + душа - (добродушный);
добро + желать - (доброжелательный);
добро + порядок - (добропорядочный);
добро + сердце - (добросердечный);
добро + совесть - (добросовестный).
Проверка в парах
- Как понимаете смысл этих слов?
- Какие из этих качеств подходят к вам? Почему вы так считаете?

8.Работа над рассказом В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек»
- А сейчас послушайте рассказ В.А.Сухомлинского (название не зачитывать)
1) Чтение текста подготовленным учеником.
2)Беседа
- Почему ни 1-ого, ни 2- ого проезжих дед не назвал человеком?(плохо поступили, подумали только о себе)
- А почему 3-его проезжего назвал обыкновенным человеком?( он проявил заботу обо всех людях, сделал доброе дело, оставил ведро, чтобы все люди смогли утолить жажду)
- Каким ещё человеком его можно назвать?
-Как бы вы озаглавили этот рассказ?

9.Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
- Ребята, чтобы на земле было больше добра ,давайте мы сейчас с вами создадим «Волшебный цветок добра».
Встаньте все в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Звучит музыка: Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе: Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
А сейчас спокойно откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь все за руки. Глядя друг другу в глаза, пожелайте что-то доброе и хорошее.
- А начинайте так: Я тебе желаю


10. Работа над пословицами.
1)С древних времён наш народ ценил добро и осуждал зло. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни - верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему - то научают
И от беды нас берегут.
- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?

2)Работа в парах Игра «Составь пословицу» ( учащиеся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)
Доброе слово человеку, на добрые дела.
Жизнь дана что дождь в засуху
Доброе слово лечит, зло забывай.
Добро помни, а а злое калечит.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром плати.

3)Проверка: зачитывают по 1 уч-ся из каждой группы
- Какая из этих пословиц вам понравилась больше ?
- Как вы понимаете её смысл?
11. Задание «Выбери правильный ответ на вопрос»
- Назовите поступки, которые вы считаете добрыми? Злыми?
- Совершали ли вы когда-нибудь в своей жизни добрые (злые) поступки? Какие?
- Какие чувства вы испытывали при совершении добрых (злых) поступков?
- Какие чувства вы испытывали, когда по отношению к вам другие люди совершали добрые(злые) поступки?

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ.

1команде
Что является добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на обещанную встречу;
в) помочь соседу решить задачу;
г) забыть выполнить просьбу друга.

2 команде
Что является последствием злых дел?
а) радость;
б) беда;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
1 команде
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
2 команде
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
12.Коллективная творческая работа

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Посмотрите , какие фигурки вы получили ? (Дома, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)
А сейчас на листе ватмана составим картину. Необходимо правильно расположить и наклеить фигурки.
Как назовём нашу картину?(«Страна добра») Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
13. Итог
1) - Какую важную проблему мы сегодня решали на уроке?
(-Что есть добро и что есть зло? И что нужно делать для того, чтобы в мире было много добра.)
2) Синквейн
По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо отличаете добро и зло. А теперь составим «синквейн» со словами «добро» и «зло».
1группа со словом « добро» 2группа со словом «зло»
бескорыстное , искреннее жестокое , бессердечное
присутствует , наделяет , впечатляет ранит, убивает, уничтожает
проявление чувств, полезных другим разрушение души человека
любовь беда
Проверка работ: дети зачитывают

3)Рефлексия деятельности учащихся на уроке
Наш урок подходит к концу. Вспомните все этапы нашего урока.
- Что больше всего понравилось?
-Что нового узнали?
С помощью смайлика оцените своё настроение на уроке, вам было:
а) отлично б) хорошо в) скучно

4)Выставка книг
а) литература:
- Вы все добросовестно готовились к этому занятию. Вами успешно организована эта выставка книг на тему « Добро и зло». На перемене можете поменяться книгами и узнать ещё больше для себя по этой теме.

б) книги, изготовленные самостоятельно (демонстрация) :
- Кроме этого каждый из вас сам создал замечательную «Книгу о добре и зле», куда включил и пословицы, и поговорки, писали сочинения, сочиняли стихи, сказки, рисовали рисунки и др.
в) Задание на дом
И сегодня, завершая работу над ней , вам останется только отразить на последней странице своё настроение о проделанной трудоёмкой работе. А его вы можете выразить с помощью рисунка . Это и будет домашним заданием.

На этом наш урок окончен!