Рабочая программа по истории для 9 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида

Рабочая программа по истории для 9 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:
Примерной государственной программы по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010г. Авторы программы: О.И.Бородина, В.М.Мозговой, Л.С.Сековец.
Учебный план МКОУ ООШ № 6 на 2014/2015 учебный год
Рабочей программе соответствует учебник: «История России» для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Б.П.Пузанов, О.И.Бородина., Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009г.
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов – 68 часов и соответствует стандарту специального (коррекционного) образования по истории.
История для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
На уроках истории в образовательной школе, для детей с нарушение интеллекта используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой временю», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории.
Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию прав ильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определеннуюисторическую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Содержание программы
В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами:
- «Россия в началеXX в.» (9 ч.)
- «Россия в 1917 – 1920 гг.» (9 ч.)
- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (9 ч.)
- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (13 ч.)
- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (13 ч.)
- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.)
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Ставропольского края.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; Вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С.Сековец, Н. М. Редькина для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. М.: 2009 г.

Распределение учебных часов по разделам курса 9 класса:
№ пп.
Наименование раздела
Кол-во часов

1
Россия в начале XX века
11

2
Россия в 1917 – 1920 годах
10

3
СССР в 20 – 30-е годы XX века
10

4
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
15

5
Советский Союз в 1945 – 1991 годах
14

6
Новая Россия в 1991 – 2011 годах
8


Итого
68







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ 9 КЛАСС
Раздел 1. Россия в начале XX века.
№ пп
Тема урока
Кол – во
часов
Цели
урока
Основные
знания
Основные термины и понятия
Тип урока
Оборудование и материалы
Домашнее задание
Дата

1
Вводный урок
1
Дать общее представление о
курсе истории в
9 классе.
Курс истории 9 класса – изучение истории XX – начала XXI вв.

вводный
учебники



2
Начало правления Николая II.
1
Дать общую характеристику
России во время правления Николая II.
1894г. – начало правления Николая II; причины недовольства разных слоев общества.
Гвардия, полковник, забастовка, стачка.
Комбини –
рованный
Карта «Россия с 1861 по 1900 гг.»; видеофильм «Россия XXв. Россия на рубеже веков. Николай и Александра».
Стр. 8 – 13,
карта


3
Русско – японская война 1904 – 1905 гг.
1
Дать общее представление о
русско – японской
войне 1904 – 1905 гг.
Русско – японская война 1904 – 1905 гг.; осада Порт- Артура, Цусимское сражение; итоги войны.
Эскадра, крейсер, прицельный огонь.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг.»; видеофильмы «Россия XX в.Внешняя политика России».
Стр. 14 – 20,
карта


4
Первая русская революция.
1
Дать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 годов.
Первая русская революция 1905 – 1907 гг.; Кровавое воскресенье; восстание на броненосце «Потемкин», Московское вооруженное восстание.
Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикады.
Комбини –
рованный
Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; видеофильм «Русская революция», карточки с заданиями.
Стр. 20 – 26, карта.


5
Появление первых политических партий в России.
1
Формировать представление о политических партиях и движениях, возникших в начале XX века.
Представители партий в России: большевики, меньшевики, кадеты, эсеры.
Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии, гимназия.
Сообщение новых
знаний.
Видеофильм «Россия XX в. Общественное движение на рубеже веков. Образование политических партий».
Стр. 26 – 32.


6
Реформы государственного управления.
1
Формировать представление об изменениях в политической системе Российской империи.
Манифест 17 октября, Государственная дума – выборный законодательный орган; Конституция – основной закон.
Манифест, Конституция, депутат, курия.
Комбини –
рованный
Видеофильм «Россия XX в.Изменения в политической жизни России».
Стр. 32 – 36.


7
Реформы П.А.Столыпина.
1
Формировать представление о реформах П.А.Столыпина.
П.А.Столыпин; суть реформ П.А.Столыпина.
Кризис.
Сообщение новых
знаний.
Видеофильм «Россия XXв. Столыпинская реформа»; Карта «Революция 1905 – 1907 гг. в России»; портрет П.А,Столыпина.
Стр. 36 – 42.


8
Серебряный век русской культуры.
1
Формировать представление о сути Серебряного века.
Серебряный век русской культуры – первое десятилетие XX века.
Странствовать, опера, балет, кино, балерина, кинотеатр, режиссер, пианино.
Сообщение новых
знаний.
Видеофильм «Ф.Шаляпин»; худ. Фильм «Анна Павлова»; портрет М.Горького.
Стр. 42 – 48.


9
Россия в Первой мировой войне.
1
Формировать представление о Первой мировой войне и об участии в ней России.
1914 г. – начало Первой мировой войны; А.А.Брусилов – талантливый русский генерал; Антанта, Тройственный союз.
Военный союз, претензии, фронт, дезертировать.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Первая мировая война»; видеофильм «Россия XXв. Первая мировая война».
Стр. 48 – 54, карта.


10
Р.К. Ставропольский край в начале XX в.
1
Дать сведения о том, как отразились на истории края основные события начала XX века.
Участие ставропольцев в Русско – японской войне, первой русской революции, столыпинской реформе, Первой мировой войне.
Манифестация, пожертвования, стабильность, патриотизм, погромы.
Сообщение новых
знаний.
Карта Ставропольского края; видеофильм «История Ставропольского края».
Доп. лит-ра.


11
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Россия в начале XX века».
1
Закрепить и обобщить знания уч-ся об историческом развитии России с 1900 по 1916 гг.


Систематизация и обобщение знаний
Карты «Русско – японская война», «Революция 1905 – 1907 гг.», «Первая мировая война», карточки с заданиями.



Раздел 2. Россия в 1917 – 1920 годах.
12
Февральская
революция и
отречение царя от престола.
1
. Формировать
представление о Февральской
революции.
Февраль 1917 г. – Февральская революция;
отречение царя Николая II от
престола; суть двоевластия.
Отречение, карточная система, двоевластие.
Комбини –
рованный
Карта «Первая мировая война»; карточки с заданиями.
Стр. 55 – 61.


13
Захват власти большевиками в Петрограде.
1
Показать, что захват
власти большевиками осуществлялся в ходе Октябрьского
вооруженного
восстания в
Петрограде.
Октябрь 1917 г. – октябрьская революция;
захват власти большевиками, Декреты о мире,
о земле, о власти.
Штаб, Красная гвардия,
декрет.
Сообщение новых
знаний.
Карта – схема «Вооруженное восстание в Петрограде», иллюстрация «Штурм Зимнего дворца».
Стр. 61 – 68,
карта.


14
Установление советской власти.
1
Дать общее представление об установлении Советской власти, о формировании советской государственности.
РСФСР, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, ВЧК, продовольственные отряды, Конституция 1918 г.
Рабочие комитеты, комитеты бедноты, продовольственные отряды, репарация, мятеж.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война», карточки с заданиями.
Стр. 68 – 77.


15
Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий.
1
Формировать представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России.
1918 г. – начало гражданской войны; интервенция, две противоборствующие силы; Белая армия, Красная армия.
Гражданская война, красноармеец, комиссар, интервенция, обмундирование, шинель, кобура.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Гражданская война и интервенция»; атрибуты для игры «Оденьте бойцов».
Стр. 77 – 83, карта.


16
Борьба между красными и белыми.
1
Дать общее представление о борьбе между «красными» и «белыми».
Разгром «белых» на Южном, Восточном фронтах, в Крыму.
Эмигрант.
Комбини –
рованный
Карта «Гражданская война и интервенция»; видеофильм «История гражданской войны», портрет М.В.Фрунзе.
Стр. 83 – 89, карта.


17
Крестьянская война против «белых» и «красных».
1
Формировать представления о «третьей силе», противостоявшей «белому» и «красному» движению.
Повстанческая армия «зеленых» под руководством Н.И.Махно.
Тачанка.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,
Стр. 89 – 94, карта.


18
Экономическая политика Советской власти.
1
Дать представление об экономической политике Советской власти.
Политика Советского правительства – всеобщая трудовая повинность, отмена частной собственности, отмена денег, запрет торговли; продразверстка в деревне.
Продразверстка, коммунизм, совхозы.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война
Стр. 94 – 98, карта.


19
Р.К. Ставрополье в годы революции и гражданской войны.
1
Дать представление о Ставрополье в годы революции и гражданской войны.
Все события России отразились на истории нашего края.
Учредительное собрание, республика, совнарком, Добровольческая армия.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война
Доп. лит-ра.


20
Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.
1
Дать общее представление о жизни и быте людей в годы революций и Гражданской войны.
Характерные черты жизни людей: беспризорники, безработица, ликбезы, комсомольцы, пионеры.
Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, пионеры, комсомольцы.
Сообщение новых
знаний.
Книга Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир».
Стр. 98 – 104.


21
Повторительно – обобщающий урок по теме Тест «Россия в 1917 – 1920 годах».
1
Закрепить и обобщить знания уч-ся об историческом развитии России в 1917 – 1929 гг.


Систематизация и обобщение знаний
Карта «Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война»,
Стр 55 – 104.


Раздел 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века.
22
Новая
экономическая
политика.
1
Объяснить сущность
новой экономической политики Советского государства.
НЭП – новая
экономическая
политика; продовольственный
налог,; свободная
торговля; «золотой червонец», платные услуги.
Батрак, концессия.
Сообщение новых
знаний.
Видеофильм «Москва. Страницы истории XXв. От разрухи до обновления», карточки с заданиями.
Стр. 106 -
111


23
Образование СССР.
1
Раскрыть причины, предпосылки и принципы построения СССР.
30 декабря 1922 г. – образование СССР.
Союз, наркоматы, делегат.
Комбини –
рованный
Карта «Союз Советских Социалистических Республик».
Стр. 111 – 116.


24
Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.
1
Познакомить с личностью И.В.Сталина; показать роль Сталина во внутрипартийной борьбе.
Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков – ВКП(б); Генеральный секретарь – И.В.Сталин.
Культ личности, духовная семинария.
Комбини –
рованный
Иллюстрации, фото И.В.Сталина.
Стр. 116 – 120.


25
Индустриализация в СССР.
1
Дать уч-ся представление о проведении индустриализации в СССР.
Индустриализация в СССР; подъем промышленности; пятилетний план; стахановское движение.
Индустриализация,
заем, пятилетка, комсомольская путевка, шахтер.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Союз Советских Социалистических Республик», видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. По плану реконструкции».
Стр. 120 – 129.


26
Коллективизации крестьянских хозяйств.
1
Дать представление о проведении коллективизации крестьянских хозяйств в России.
1929 г. – коллективизация крестьянских хозяйств; раскулачивание; политика правительства.
Колхоз, кулак, трудодни.
Комбини –
рованный
Карточки с заданиями.
Стр. 129 – 135.


27
Новая Конституция страны 1936 г.
1
Познакомить уч-ся с основными положениями Конституции 1936 г.
1936 г. – новая Конституция СССР; построение социализма.
Сессия, репрессия.
Комбини –
рованный
Иллюстрации, карточки с заданиями.
Стр. 135 – 140.


28
Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века.
1
Дать уч-ся общее представление о развитии науки и культуры СССР в 20 – 30-е гг. XX века.
Исследования в области физики, химии, биологии, географии. М,Шолохов «Поднятая целина»; звуковое кино.
Синтетический каучук.
Сообщение новых
знаний.
Фото, иллюстрации, видеофильм «Веселые ребята».
Стр. 140 – 146.


29
Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.
1
Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.
Жизнь и быт граждан; жизнь и быт партийных работников; изменения в психологии людей.
Керосинка, элита, паек.
Комбини –
рованный
Видеофильм «Москва. Страницы истории XX в. От разрухи до обновления»; карточки с заданиями.
Стр. 146 – 150.


30
Р.К. Ставропольский край в 20 – 30-е гг. XX века.
1
Познакомить уч-ся с историческими событиями края в 20 – 30-е гг.XX века.
Ставрополье в периоды: голода 1921 – 1922 гг., нэпа, коллективизации, культурной революции.
Голод, новая экономическая политика, трагедия раскрестьянивания, репрессии, борьба с неграмотностью.
Сообщение новых
знаний.
Видеофильм «История Ставропольского края», карта Ставропольского края.
Доп. лит-ра.


31
Повторительно – обобщающий урок по теме:
К. Р. «СССР в 20 – 30-е гг. XX века».
1
Повторить и закрепить материал об историческом развитии СССР в 20 – 30-е гг. XX века.


Систематизация и обобщение знаний
Карточки с заданиями.
Стр. 105 – 150.


Раздел 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
32
СССР накануне
Второй мировой
войны.
1
Показать положение
СССР в мире,
в системе
международных
отношений.
Изменение советской внешней политики; 1939 г. – подписание с Германией договора о ненападении.
Фашисты, нацисты, конфликт.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».
Стр. 152 – 158, карта.


33
Советский союз в начале Второй мировой войны.
1
Дать уч-ся общее представление о внешней политике СССР в начале Второй мировой войны.
1 сентября 1939 г. – начало Аторой мировой войны; 1939 – 1940 – советско – финляндская война.

Комбини –
рованный
Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.».
Стр. 158 - 162. карта


34
Начало Великой Отечественной войны.
1
Формировать у уч-ся представление о ходе военных действий в начальный период войны.
22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны; план «Барбаросса»; причины неудач Красной армии в начале войны.
Оккупировать, дивизия.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Начало Великой Отечественной войны».
Стр. 162 – 170, карта.


35
Битва за Москву.
1
Дать уч-ся представление о героической борьбе за Москву.
Оборонительные бои за Москву; контрнаступление советских войск; подвиги защитников Москвы; значение победы в битве за Москву.
Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, Генштаб.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Битва за Москву»; портрет Г.К.Жукова.
Стр. 170 – 177, карта


36
«Все для фронта! Все для победы!»
1
Формировать представление о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад.
Эвакуация промышленных предприятий; вклад ученых и инженеров, помощь колхозников.
Тыл, броня, конструкторское бюро, автоматы.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,
Стр. 177 – 183.


37
Блокада Ленинграда.
1
Дать уч-ся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Блокада Ленинграда длилась 900 дней; Дорога жизни; 1944 г. – полное снятие блокады.
Блокада.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Блокада Ленинграда, таблица «Главные битвы войны"
Стр. 183 – 188, карта.


38
Сталинградская битва.
1
Дать уч-ся общее представление о Сталинградской битве.
Лето 1942 г. – февраль 1943 г. – битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Вов.
Эскадрилья.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны"
Стр. 188 – 195, карта.


39
Борьба советских людей на оккупированной территории.
1
Дать общее представление о борьбе советских людей в тылу врага во время Вов.
Формы и методы борьбы советских людей на оккупированной территории.
Концлагерь, рейды.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Партизаны», таблица «Борьба советских людей на оккупированной территории».
Стр. 195 – 201, карта.


40
Битва на Курской дуге.
1
Дать уч-ся общее представление о ходе Курской битвы.
Июль 1943 г. – битва на Курской дуге; 12 июля 1943 г. – танковое сражение под деревней Прохоровкой; освобождение советских территорий.
Коалиция.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «Курская дуга», таблица «Главные битвы войны"
Стр. 201 – 208, карта.


41
Героизм тружеников тыла.
1
Дать уч-ся сведения о сплоченном совместном труде советских людей в тылу.
Вклад советского народа в общую победу.
Комендантский час, патруль, пенициллин.
Комбини –
рованный
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,
Стр. 208 – 213.


42
Окончание Великой Отечественной войны.
1
Дать уч-ся общее представление о завершающих сражениях Красной Армии в Европе.
Осень 1944 г. – освобождение советской территории; 9 мая 1945 г. – подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии; значение победы советского народа в Вов.
Рейхстаг, Нюрнбергский процесс, капитуляция.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм « Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Битва за Берлин».
Стр. 213 – 218, карты.


43
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой
войны.
1
Дать уч-ся общее представление о войне СССР с Японией.
8 августа 1945 г. – вступление СССР в войну с Японией; 2 сентября 1945 г. – подписание акта о безоговорочной капитуляции Японии, конец Второй мировой войны.

Комбини –
рованный
Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», видеофильм «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Война с Японией».
Стр. 218 – 221, карта.


44
Р.К. Ставрополье в годы Великой Отечественной войны.
1
Дать уч-ся общее представление о Битве за Кавказ и изгнании фашистских захватчиков с нашей земли.
Летняя кампания немцев 1942 г.; план «Эдельвейс»; бои за перевалы; январь 1943 г. – изгнание фашистов с Кавказа.
Мобилизация, отступление, «Новый порядок», изгнание.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», видеофильм «История Ставропольского края».
Доп. лит-ра.


45
Р.К. Посещение музея боевой славы.
1
Познакомить уч-ся с нашими земляками – героями Вов.


Экскурсия.




46
Повторительно – обобщающий урок по теме: «СССР в годы
К/Р. Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
1
Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны.


Систематизация и обобщение знаний
Карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.», Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», таблица «Главные битвы войны".



Раздел 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.
47
Возрождение страны после войны.
1
Дать уч-ся представление о победах СССР в войне; подвигах советского народа, сумевшего в кратчайшие сроки возродить экономику страны.
Потери СССР в войне; первостепенные задачи; героический подвиг людей; трудности послевоенной жизни.
Возрождение, трудовой подвиг, трудодни.
Сообщение новых
знаний.
Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы.
221 – 225.


48
Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.
1
Дать общее представление о внешней политике СССР и борьбе за власть после смерти Сталина.
Послевоенная внешняя политика СССР; борьба за власть между членами Коммунистической партии.
«Холодная война».
Комбини –
рованный
Карта «Политическая карта мира».
Стр. 225 – 230, карта.


49
Реформы Н.С.Хрущева.
1
Дать общее представление об экономической политике Н.С.Хрущева.
Экономическая политика Н.С.Хрущева; появление совнархозов; освоение целины; денежная реформа.
Реабилитация, кредит, целина.
Комбини –
рованный
Карта «Союз Советских социалистических республик».
Стр. 230 – 236.


50
Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.
1
Дать уч-ся конкретные сведения о больших успехах отечественной науки и техники.
И.В.Курчатов – создатель атомной бомбы; атомная электростанция; атомный ледокол; первый телевизор; ЭВМ.
Лайнер.
Комбини –
рованный
Карта «Союз Советских социалистических республик», таблица «Реформы Хрущева», иллюстрации.
Стр. 236 – 241.


51
Освоение космоса.
1
Дать уч-ся сведения об освоении космоса советскими учеными.
1957 г. – запуск искусственного спутника Земли; Белка и Стрелка – первые живые существа в космосе; 1961 г. – первый полет в космос человека; первый космонавт – Ю.А.Гагарин.
Космодром.
Комбини –
рованный
Портреты С.П.Королева, Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой; видеофильм «Россия в космосе».
Стр. 241 – 245.


52
Хрущевская «оттепель».
1
Дать уч-ся представление о духовной жизни страны в период правления Н.С.Хрущева.
Хрущевская «оттепель» - время правления Н.С.Хрущева; 1957 г. – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.
НКВД, «Архипелаг ГУЛАГ».
Сообщение новых
знаний.
Портреты А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, карточки с заданиями.
Стр. 245 – 250.


53
Экономика и политика в эпоху «застоя».
1
Дать общее представление экономического и политического развития страны в период правления Л.И.Брежнева.
Л.И.Брежнев; назревание кризиса власти и экономики; новая Конституция СССР 1977 г.
Дефицит.
Комбини –
рованный
Карта «Союз Советских социалистических республик»,
Стр. 250 – 257.


54
Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.
1
Формировать у уч-ся общее представление об основных направлениях советской внешней политики; дать сведения об участии СССР в Афганской войне.
Заключение соглашения и договора о прекращении производства оружия и его испытания; приезд американского президента в Москву; участие советских войск в Афганской войне; результат.
Ядерное оружие.
Комбини –
рованный
Карта «Союз Советских социалистических республик», Политическая карта мира.
Стр. 257 – 261, карта.


55
Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».
1
Проследить динамику развития духовной сферы жизни советского общества в годы «застоя».
Ужесточение мер против диссидентов; «неофициальное искусство»; подпольная газета «самиздат».
Инакомыслящие, диссиденты, «самиздат», барды, магнитофон.
Сообщение новых
знаний.
Таблица «Развитие культуры».
Стр. 261 – 267.


56
Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века.
1
Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей в 70-80-е гг. XX века.
Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе.
Магнитола, проигрыватель, транспарант.
Комбини –
рованный
Иллюстрации, фотодокументы.
Стр. 267 - 273


57
Реформы М.С.Горбачева.
1
Дать уч-ся общее представление об экономических, политических преобразованиях в 80-е гг. XX века.
«Перестройка» в экономике, политике; прекращение войны в Афганистане; провозглашение гласности; учреждение поста президента; отмена статьи в Конституции о КПСС.
Фермер, альтернативные выборы.
Сообщение новых
знаний.
Иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.
Стр. 273 – 279.


58
Распад СССР.
1
Дать уч-ся общее представление о политическом развитии страны в 1991 году.
Учреждение поста президента РСФСР; 19 августа 1991 г. – ГКЧП; Беловежское соглашение; СНГ; 1991 г. – распад СССР.

Сообщение новых
знаний.
Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.
Стр. 279 – 283, карта.


59
Р.К. Ставрополье в 60 – 80-е гг. XX века.
1
Показать экономическое и социальное развитие Ставрополья в 60 – 80-е гг. XX века.
Развитие промышленности и сельского хозяйства; строительство Большого Ставропольского канала; жилищное строительство.
Житница, здравница.
Сообщение новых
знаний.
Карта Ставропольского края.
Доп. лит-ра.


60
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».
1
Повторить и закрепить учебный материал об историческом развитии СССР в 1945 – 1991 гг.


Систематизация и обобщение знаний
Карта «Союз Советских социалистических республик», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.
Стр. 221 – 283.


Раздел 5. Новая Россия в 1991 – 2011 годах.
61
Экономические реформы Б.Н.Ельцина.
1
Дать уч-ся общее представление об экономических реформах, проведенных Б.Н.Ельциным.
Самостоятельное установление цен на свою продукцию; приватизация предприятий; создание частных фирм.
Приватизация, ваучер.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Союз Советских социалистических республик»,
Стр. 283 – 289.


62
Реформы государственного управления.
1
Дать уч-ся общее представление о государственном управлении после политического кризиса 1993 г.
Политический кризис 1993 г.; новое политическое устройство страны; герб, гимн, флаг.
Предприниматель или бизнесмен.
Комбини –
рованный
Таблица «Политическое устройство страны».
Стр. 289 – 297.


63
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.
1
Дать уч-ся общее представление о развитии науки и культуры в нашей стране в 90-е годы XX века.
Возрождение меценатства; восстановление памятников архитектуры; новые средства связи.
Интернет.
Сообщение новых
знаний.
Карта «Российская Федерация».
Стр. 297 - 303


64
Продолжение реформ в России.
1
Дать уч-ся общее представление о реформах при В.В.Путине.
В.В.Путин – второй президент России; Государственный совет; образование округов; налоговая реформа; разработка военной и судебной реформ.
Округ.
Сообщение новых
знаний
Карта «Российская Федерация».
Стр. 303 – 310.


65
Россия в современном мире.
1
Показать продолжение реформ при президенте Д.А.Медведеве.
Д.А.Медведев – нынешний президент России; реформы образования, здравоохранения, социальной сферы.
Стабильность, национальные проекты, ЕГЭ, пенсионная реформа.
Сообщение новых
знаний
«Политическая карта мира».
Средства массовой информации.


66
Повторительно – обобщающий урок по теме: Тест «Новая Россия в 1991 – 2014 годах».
1
Повторить и закрепить учебный материал об истории развития Новой России в 1991 – 2011 годах.


Систематизация и обобщение знаний
«Политическая карта мира», иллюстрации, фотодокументы, карточки с заданиями.



67
Р. К. «Современное развитие Ставропольского края»
1
Рассказать о современном положении нашего края. Его место в современной России.



Доп. Лит-ра



68
Итоговое тестирование «Повторение пройденного»
1
Обобщить изученный материал


Систематизация и обобщение знаний






Всего
Часов- 68
Тест-5
Контр. раб -2
Рег. компонент - 7

15