Рабочая программа по истории для 8 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида

Рабочая программа по истории для 8 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 7 8 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Учебники:
История России: учеб. для учащихся 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.
Количество часов – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

Содержание курса истории
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:
- «Единая Россия» (конец XV – начало XVII вв.)» (21 ч.)
- «Великие преобразования России в XVIII в.» (19 ч.)
- «История страны в период XIX в.» (23 ч.)
Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.
Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.
Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Ставропольского края.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

Требования к уровню подготовки учащегося
Знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Уметь:
- пользоваться «лентой времени»;
- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.
-формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно- развивающая задача: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально- волевой сферы.

Содержание курса История России
8 класс
Повторение

Единая Россия (конец XV - начало XVII века)

ИванIII Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского при Василии III. Российская православная церковь в Российском государстве.Первый русский царь Иван IV Грозный. Опричнина Ивана Грозного. Присоединение к Российскомугосударству Поволжья. Покорение Сибири. Быт простых и знатных людей. Москва – столица государства Российского. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и
первое издание книг в России. Правление Бориса Годунова. Смутное время. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Начало правления династии Романовых. Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Раскол в Русской православной вере. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Великие преобразования России в XVIII веке

Начало правления Петра I. Начало Северной войны и строительства Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Победа русского флота. Окончание Северной войны. Петр I-первый Российский император. Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Основание в Москве первого Российского университета и академии художеств.
Правление Екатерины II. «Золотой век» дворянства. Положение крепостных крестьян. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Знаменитый полководец Александр Суворов. Русские изобретатели и умельцы. Развитие литературы и искусства в XVIII века. Быт русских людей в XVIII веке.
История нашей страны в XIX веке

Россия в начале XIX века. Начало Отечественной войны 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Бородинская битва. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Отступление и гибель французской армии. Правление Александра I. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов. Император Николай I. «Золотой век» русской культуры. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Крымская война
1853-1856 года. Отмена крепостного права. Реформы Александра II. Правление Александра III. Развитие российской промышленности. Появление революционных кружков в России. Наука и культура во второй половине XIX века. Жизнь и быт русских купцов. Быт простых россиян в XIX веке.



Распределение учебных часов по разделам курса 8 класса:

№пп
Наименование раздела
Кол-во часов

1
Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
22

2
Великие преобразования России в XVIII веке
21

3
История нашей страны в XIX веке

25


Итого
68


Контрольные работы
1.Контрольная работа №1 «Единая Россия конец XV начало XVII века»
2.Тест «Великие преобразования России в XVIII в.»
3.Тест «История нашей страны в XIX в.»

Учебно- методическое обеспечение:
Литература основная.
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2012 г.









Календарно- тематическое планирование
8 КЛАСС
Раздел 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)
№ пп
Тема урока
Кол – во
часов
Цели
урока
Основные
Знания
Основные термины и понятия
Тип урока
Домашнее задание
Дата

1
Вводный урок.
1
Закрепить представление об истории как науке.
История – наука о прошлом человечества.
История, предки
Системати -зация знаний.



2
Иван III Великий – глава единого государства Российского.
1
Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.
Иван III создал централизованную систему государственного управления.
Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.
Комбини –
рованный
Учебник, стр. 6 – 11, схема.


3
Расширение государства Российского при Василии III.
1
Проследить процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы.
Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын Ивана III.
Боярин – наместник.
Комбини –
рованный
Стр. 12 – 16. Карта.


4
Русская православная церковь в Российском государстве.
1
Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве.
Русская православная церковь – помощник великого князя; митрополит – глава церкви.
Духовенство, десятина.
Комбини –
рованный
Стр. 17 – 20, схема.


5
Первый русский царь Иван IV Грозный.
1
Рассказать, как управлялось Московское государство при Иване IV.
1547 г. – венчание на царство, создание системы государственного управления.
Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник Ивана IV, телохранители, стрельцы.
Сообщение новых знаний
Стр. 21 – 29, схема.


6
Опричнина Ивана Грозного.
1
Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.
Опричник – дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы – расправа с боярами.
Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.
Комбини –
рованный
Стр. 30 – 34, карта.


7
Присоединение к Российскому государству Поволжья.
1
Дать уч – ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.
Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.
Порох, ясак, караул, толмач.
Комбини –
рованный
Стр. 35 – 38, карта.


8
Покорение Сибири.
1
Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.
Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.
Казак, круг, атаман.
Комбини –
рованный
Стр. 39 – 42, карта.


9
Быт простых и знатных людей.
1
Углубить знания уч – ся о быте простых и знатных людей.
Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.
Тулуп, тягло, слобода.
Комбини –
рованный
Стр. 43 – 49, таблица.


10
Москва – столица Российского государства.
1
Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.
Москва – столица Российского государства; Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.
Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.
Комбини –
рованный
Стр. 50 – 56, карта.


11
Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».
1
На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века.
Афанасий Никитин – русский путешественник.
Путешественник, раджа.
Комбини –
рованный
Стр. 57 – 61, карта.


12
Великий иконописец Андрей Рублев.
1
Познакомить уч – ся с творчеством Андрея Рублева.
Андрей Рублев – иконописец XV в.; икона «Троица».
Иконостас, путник, олифа, темпера.
Комбини –
рованный
Стр. 62 – 66, иллюстрации.


13
Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
1
На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV – XVI веков.
Иван Федоров – первопечатник; 1564 г. – первое издание книги в России.
Типография, предисловие.
Комбини –
рованный
Стр. 67 – 70.


14
Правление Бориса Годунова.
1
Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.
Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.
Патриарх.
Комбини –
рованный
Стр. 71 – 73.


15
Смутное время.
1
Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.
Смутное время – борьба за власть в начале XVII века.
Смутное время, самозванцы.
Сообщение новых знаний
Стр. 73 – 78.


16
Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.
1
Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.
Семибоярщина – власть бояр; 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков.
Семибоярщина.
Комбини –
рованный
Стр. 79 – 84.


17
Начало правления династии Романовых.
1
Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.
1613 г. – начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.
Соляной бунт, Медный бунт.
Комбини –
рованный
Стр. 85 – 88.


18
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).
1
Дать представление о положении крепостных крестьян.
Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.
Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.
Сообщение новых знаний
Стр. 89 – 94.


19
Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).
1
Дать представление о крестьянской войне XVII века под предводительством Степана Разина.
1670 г. – крестьянская война под предводительством Степана Разина.
Крестьянская война.
Комбини –
рованный
Стр. 89 – 94.


20
Раскол в Русской православной церкви.
1
Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви.
Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольники; Аввакум.
Протопоп, старообрядцы, скиты.
Комбини –
рованный
Стр. 95 – 99, таблица.


21
Освоение Сибири и Дальнего Востока.
1
Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в конце XVI – начале XVII в.
Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями.
Чум, первопроходцы.
Комбини –
рованный
Стр. 100 - 105, карта.


22
Контрольный урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»
1
Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV – XVIIвв.


Обобщение и систематизация знаний.
Стр. 6 – 105, карта.



Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.
23
Начало правления Петра I.
1
Показать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями.
Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».
Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.
Сообщение новых знаний
Стр. 106 – 112, карта.


24
Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.
1
Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны.
1700 г. – начало Северной войны, причины Северной войны.
Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.
Комбини –
рованный
Стр. 113 – 118, карта.


25
Полтавская битва.
1
Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.
1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами.
Окоп, редут, драгун, гетман.
Комбини –
Рованный
Стр. 119 – 122, карта, схема.


26
Победа Русского флота. Окончание Северной войны.
1
Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.
Гангутское сражение; 1721 г. – окончание Северной войны; значение победы в войне
Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.
Комбини –
Рованный
Стр. 123 – 127, карта.


27
Петр I – первый российский император.
1
Создать у уч – ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.
Петр I – первый российский император.
Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.
Комбини –
рованный
Стр. 128 – 133.


28
Преобразования Петра I.
1
Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России.
Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.
Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.
Комбини –
рованный
Стр. 134 – 140.


29
Эпоха дворцовых переворотов.
1
Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.
Последовательность правления царей.
Дворцовые перевороты, фаворит.
Комбини –
рованный
Стр. 141 – 147.


30
Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.
1
Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.
М.В.Ломоносов - первый русский академик; И.И.Шувалов - меценат, покровитель науки и искусства.
Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.
Сообщение новых знаний
Стр. 148 – 151.


31
Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
1
Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России.
1755 г. – основание Московского университета; 1759 г. – открытие Академии художеств.
Разночинцы, мещане.
Комбини –
рованный
Стр. 152 – 156.


32
Правление Екатерины II.
1
Раскрыть сущность политики Екатерины II.
Время правления Екатерины II – просвещенный абсолютизм.
Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник.
Сообщение новых знаний
Стр. 157 – 160.


33
Золотой век дворянства.
1
Рассказать о расширении привилегий дворянства.
Золотой век дворянства – время правления Екатерины II, привилегии дворян.
Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат.
Сообщение новых знаний
Стр. 161 - 166


34
Положение крепостных крестьян.
1
Дать уч – ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.
Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.
Наказы, вольная.
Комбини –
рованный
Стр. 167 – 170.


35
Р.К. Основание города Ставрополя.
1
Дать сведения об основании города Ставрополя.
1777 г. – основание города Ставрополя.
Азово – Моздокская линия, казаки, крепость.
Сообщение новых знаний
Доп. лит – ра.


36
Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
1
Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.
1773 – 1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.
Дезертирство.
Комбини –
рованный
Стр. 172 – 176, карта.


37
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.
1
Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.
Русско – турецкие войны 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.
Ультиматум.
Комбини –
рованный
Стр. 177 – 183, карта.


38
Знаменитый полководец Александр Суворов.
1
Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.
А.В.Суворов – выдающийся полководец, воинское звание – генералиссимус.
Генералиссимус.
Комбини –
рованный
Стр. 184 – 188.


39
Русские изобретатели и умельцы.
1
Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.
И.П.Кулибин – изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины.
Паровая машина, семафор.
Комбини –
рованный
Стр. 189 - 193


40
Развитие литературы и искусства в XVIII веке.
1
Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.
Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.
Драматурги –
ческие произведения.
Сообщение новых знаний
Стр. 194 – 197, таблица.


41
Быт и нравы русских людей в XVIII веке.
1
Познакомить уч–ся с бытом и нравами русских людей в XVIII веке.
Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.
Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.
Сообщение новых знаний
Стр. 198 – 203.


42
Р.К. Ставрополье в конце XVIII века.
1
Познакомить уч-ся с хозяйством, сословиями Ставрополья.
1782 г. – Указ Екатерины II о разрешении заселения края гражданскими лицами.
Переселенцы, чумачество, государственные крестьяне.
Сообщение новых знаний
Доп. лит-ра.


43
Контрольный урок по теме «Великие преобразования России в XVIII веке». Тест
1
Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».


Обобщение и систематизация знаний.
Стр. 106 – 203.



Раздел 3. История нашей страны в XIX веке.
44
Россия в начале XIX века.
1
Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX в.
Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах».
Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.
Сообщение новых знаний
Стр. 203 –
207.


45
Начало Отечественной войны 1812 года.
1
Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.
24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.

Сообщение новых знаний
Стр. 208 –
212. Карта.


46
Бородинская битва.
1
Дать представление о Бородинском сражении.
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии.
Генеральное сражение, ставка. Флеши.
Комбини –
рованный
Стр. 213 –
217, схема битвы.


47
Оставление Москвы.
1
Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.
Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками.
Фураж.
Комбини –
рованный
Стр. 218 –
221.


48
Народная война против армии Наполеона.
1
Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне 1812 г.
Помощь партизан; народная война.
Партизанский отряд, рейд.
Комбини –
рованный
Стр. 222 –
225.


49
Отступление и гибель французской армии.
1
Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.
Декабрь 1812 г. – отступление и гибель французской армии; значение победы.
Мундир.
Комбини –
рованный
Стр. 226 –
230, карта.


50
Правление Александра I.
1
Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.
Основные направления политики Александра I.
Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.
Комбини –
рованный
Стр. 231 –
234.


51
Создание тайных обществ в России.
1
Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.
Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля.
Республика.
Комбини –
рованный
Стр. 235 – 237, таблица.


52
Восстание декабристов.
1
Рассказать о ходе восстания декабристов.
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.
Декабристы, присяга, каторга.
Комбини –
рованный
Стр. 238 – 242.


53
Император Николай I.
1
Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.
Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.
Казармы, жандарм, чиновник.
Сообщение новых знаний
Стр. 243 – 245.


54
Золотой век русской культуры.
1
Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.
Первая половина XIX века – золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.
Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.
Сообщение новых знаний
Стр. 246 – 252.


55
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
1
Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.
А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.
Лицей. Поэма, дуэль, роман.
Комбини –
рованный
Стр. 253 – 256, стихи А.С.Пушкина.


56
Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.
1
Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Научные открытия – телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.
Телеграф, телефон, свита, пингвин.
Сообщение новых знаний
Стр. 257 – 260, карта


57
Р.К. Основание села Донского.
1
Дать представление об основании родного села
1803 г. – основание села Медвежьего.
Переселенцы, земледелие, скотоводство, чумачество.
Сообщение новых знаний.
Доп. лит-ра.


58
Крымская война 1853 – 1856 гг.
1
Дать общее представление о Крымской войне.
1853 – 1856 гг. – Крымская война» 1854 – 1855 гг. – оборона Севастополя; герои войны – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов.
Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.
Сообщение новых знаний.
Стр. 261 – 266, карта.


59
Отмена крепостного права.
1
Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.
1861 г. – отмена крепостного права; Александр II – царь- освободитель; значение отмены крепостного права.
Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.
Сообщение новых знаний.
Стр. 267 – 273.


60
Реформы Александра II.
1
Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.
Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).
Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.
Комбини –
рованный
Стр. 274 – 278.


61
Правление Александра III.
1
Дать общее представление о деятельности Александра III.
Укрепление государственной власти; Александр III – царь – миротворец.
Кредит, экспорт, импорт.
Комбини –
рованный
Стр. 279 – 283.


62
Развитие российской промышленности.
1
Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III.
Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте.
Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.
Комбини –
рованный
Стр. 284 – 289, карта.


63
Появление революционных кружков в России.
1
Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России.
Революционная деятельность в конце XIX века.
Забастовка, интеллигенция, революционер.
Комбини –
рованный
Стр. 290 – 292, таблицы.


64
Наука и культура во второй половине XIX в.
1
Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века.
Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.
Консерватория.
Сообщение новых знаний.
Стр. 293 – 299.


65
Жизнь и быт русских купцов.
1
Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.
П.М.Третьяков, С.Морозов – русские купцы- меценаты.
Благотворительная деятельность, галерея.
Сообщение новых знаний.
Стр. 300 – 305.


66
Быт простых россиян в XIX веке.
1
Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.
1897 г. – перепись населения.
Конка, котелок, трактир.
Сообщение новых знаний.
Стр. 306 – 309.


67
Р.к. Кавказская война в XIX веке.
1
Показать причины, ход и результаты войны.
1817 – 1864 гг. – Кавказская война; присоединение территории Кавказа к Российской империи.
Горцы, имам, межнациональные отношения.
Сообщение новых знаний.
Доп. лит-ра.


68
Контрольный урок по теме «История нашей страны в XIX веке.». Тест
1
Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.


Обобщение и систематизация знаний.
Стр. 204 – 309.



Всего часов- 68
Контрол., раб- 1
Тест- 2
Региональн., компон. - 4













15