РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №1»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГКС(к)ОУ«Волгоградская С(к)ОШИ№1»
____________/И.Ю.Гайтукаева /
Приказ № ___
от «__»__________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)
2015-2016 учебный год
Учитель: Крюкова О.Г.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании школьного Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________/Л.М.Щербакова /
учителей предметников «__»____________20___г.
Руководитель МО
_________/О.Н.Ташлыкова/
Протокол №1 от «31»августа 2015г.
Волгоград 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа  составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных уч-реждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой . М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 год;
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей. 
Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.
 Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.
На занятиях по СБО уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.
Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная работа учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя и воспитателя осуществляется на проведении совместных отдельных экскурсий, некоторых итоговых практических занятий, которые могут входить  во внеклассные мероприятия. Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике, проверить, что и как восприняли ученики на занятиях СБО. Взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.
Результативность занятий по СБО обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи курса:
формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Воспитание позитивных качеств личности.
Литература
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.
2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.
3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
4. Технология . Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001г.
5. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001 г.
6. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001 г.
7. Ермакова В.И., Основы кулинарии. Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. средней школы / В.И. Ермакова – М.: Просвещение, 1993 г.
8. Лабзина А.Я. Дидактический материал по обслуживающему труду 4 кл. Пособие для учителя / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко, Н.В. Савельева. – М.: Просвещение, 1983 г.
9. Старикова Е.В. Дидактический материал по трудовому обучению:Кулинарные работы, обработка ткани: 5 кл. Книга для учителя / Е.В. Старикова. – М.: Просвещение, 1996 г.
Содержание программы.
Социально – бытовая ориентировка
6 класс (2 часа в неделю)
I четверть (18 часов)
Личная гигиена (10 часов)
Теоретические сведения.
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.
Способы закаливания.
Правила и приемы выполнения воздушных солнечных и водных процедур, физических упражнений.
Сезонная одежда, обувь, головной убор.
Правила и приемы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство.
Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором.
Освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
Губительное влияние наркотиков и токсичных веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.
Практические работы:
Сюжетно-ролевая игра «Выбор сезонной одежды, головного убора, обуви». Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; .Выполнение физических упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой ситуации;
.Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста;
Одежда и обувь (8 часов)
Теоретические сведения.
Значение опрятного вида человека.
Поддержание одежды в порядке.
Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель.
Зашивание распоровшегося шва.
Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Практические работы
1.Поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;
2. Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней к домашней и школьной одежде.
3.Подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва;
4.Стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Питание (8 часов)
Теоретические сведения.
Гигиена приготовления пищи.
Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.
Составление рецепта приготовления блюд
Практические работы
1.Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; 2.Чтение рецептов, подготовка продуктов;
3.Приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки;
4.Заварка чая;
5.Строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; 6.Составление рецепта приготовления собственного блюда;
7.Мыть посуду с применением химических моющих средств.
Семья (2 часа)
Теоретические сведения.
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
1.Запись сведений о родителях и других членах семьи.
II   четверть (14 часов)
Культура поведения (4часа)
Теоретические сведения.
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее,библиотеке, на дискотеке).
Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы
1.Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами учеников.
2. Моделирование реальных ситуаций по теме «Способы ведения разговора со старшими и сверстниками». Обсуждение.
3. Сюжетно –ролевая игра «Встреча друзей».
Жилище (6часов)
Теоретические сведения.
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.
Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)
Практические работы
1.Уборка помещения.
2.Проведение сухой и влажной уборки помещения.
3. Чистка мягкой мебели, мытье зеркал.
Транспорт (6 часов)
Теоретические сведения
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет)
Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы – интерната, в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты.
Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практические работы
1.Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении.
2.Разработка рационального маршрута передвижения от дома до школы-интерната
III        четверть (20 часов)
Торговля (6часов)
Тематические сведения
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно – письменные принадлежности, хозяйственные и др.
Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.п.
Продуктовые специализированные: «Булочная», «Булочная кондитерская», «Овощи и фрукты» и др.
Виды товаров: фасованные и в развес (розлив).
Порядок приобретения товаров, оплата.
Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Практические работы
1.Правила поведения в магазине и общения с работниками магазина
2.Экскурсия в магазин. Приобретение доступного по цене товара
IV четверть (16 часов)
Средства связи (8 часов)
Тематические сведения
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное, с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления.
Основные средства связи (почта, телефон, телеграф, компьютер), их назначение.
Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Письма различного вида. Стоимость пересылки.
Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
2.Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
3.Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
4.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическая работа.
1.Упаковка бандероли. Заполнение бланка на отправку бандероли.
2.Упаковка посылки. Заполнение бланка на отправку посылки.
3.Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
Экскурсия на почту-телеграф.
Медицинская помощь (4 часа)
Тематические сведения
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. 1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
Практические работы
1. Сюжетно-ролевые игры «Запись на прием к врачу»; «Вызов врача на дом»; «Вызов «скорой помощи».
2.Экскурсия в аптеку. Знакомство с отделами, с видом отпуска товара
3.Меры предупреждения глистных заболеваний
Учреждения, организации и предприятия - 2часа
Тематические сведения
Дошкольные учреждения, УВК, ДДТ, лицеи, гимназии, колледжи и т. п.
Правила поведения в школе, на занятиях и в других общественных местах.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Личная гигиена
Учащиеся должны знать:
Знать: правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ.
Уметь: закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; отказаться от соблазна испробоватьнаркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.
Одежда и обувь
Знать: санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Уметь: пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей; гладить их.
Семья
Знать: место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;
как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
свои права и обязанности в семье.
Уметь: рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;
Культура поведения
Знать: правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.
Уметь: культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
Жилище
Знать: гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой влажной уборки; правила пользования электропылесосом; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Уметь: производить сухую и влажную уборку помещения; чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; чистить мебель; соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.
Транспорт
Знать: виды междугороднего транспорта; стоимость проезда на всех видах городекого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок приобретения билетов и талонов; компостирование талонов.
Уметь: выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и зоны.
Питание
Знать: способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния; способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда.
Уметь: пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду.
Торговля
Знать: виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
правила поведения в магазине и общения с работниками магазина; правила покупки товаров; стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).
Уметь: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование; оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар;вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.
Средства связи
Знать: основные средства связи; виды почтовых отправлений; стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм.
Уметь: находить индекс почтового отделения по справочнику; записать адрес на конверте; составить текст телеграммы; заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы.
Медицинская помощь.
Знать: способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных заболеваний;
функции основных врачей-специалистов; основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; о возможном вреде самолечения.
Уметь: записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;приобрести лекарство в аптеке.
Учреждения, организации и предприятия.
Знать: виды детских учреждений и назначение; адрес дома детского творчества;какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.
Уметь: обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, вигротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата планируемая Дата фактическая Название раздела
Тема урока Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
1-2 05.09.
05.09. Личная гигиена
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.
Способы закаливания. 2
Ответы на вопросы учителя.
Работа в тетради «Правила закаливания организма», обсуждение в группах, запись в тетрадь.
«Мягкие» и «жесткие» методы закаливания» ( обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн и др.). Запись в тетрадь.
3-4 12.09.
12.09. Правила и приемы выполнения воздушных солнечных и водных процедур, физических упражнений.
Сезонная одежда, обувь, головной убор. 2 Определение ЗОЖ, иммунитет. Запись в тетрадь. Индивидуальный выбор времени и нагрузок. Заполнение таблицы «Положительные результаты закаливающих процедур» -самостоятельная работа. Проверка выполнения –работа в парах.
Вспомнить названия сезонной одежды и головных уборов, их назначение. Заполнение таблицы.
Сюжетно-ролевая игра «Выбор сезонной одежды, головного убора, обуви». Выполнение задания по карточкам.
Запись памятки в тетрадь.
5-6 19.09.
19.09. Правила и приемы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. 2 Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста;
Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы учителя.
Заучивают слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Отгадывают загадку
Работа в тетради.
Рассматривают таблицу.
Делают записи в тетради.
Дети делают упражнения по схеме на доске.
Игра «Слепой и поводырь».
7-8 26.09.
26.09. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором.
Освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз. 2
Знакомство с памяткой «Организация рабочего места школьника». Определение наименьшего расстояния для чтения.
Знакомство с общими принципами гигиены зрения (работа в тетрадях). Чтение рекомендаций по просмотру телевизионных передач. Рассматривание таблицы «Гигиена зрения при работе за компьютером».
Медицинский контроль зрения у детей.
Рассматривание схем, таблиц по теме урока.
Практическая работа « Упражнения для глаз».
9-10 03.10.
03.10. Губительное влияние наркотиков и токсичных веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. 2 Просмотр социальных роликов о вреде курения, алкоголя.
Ответы на вопросы учителя о вреде наркотиков и токсических веществ.
Просмотр фрагмента кинофильма о вреде наркотиков и токсических веществ.
Чтение памятки «Умей сказать нет!».
Разыгрывание ситуаций отказа от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.
11-12 10.10.
10.10.
Одежда и обувь
Значение опрятного вида человека.
Поддержание одежды в порядке. 2 Просмотр презентации «Значение опрятного вида человека». Обсуждение. Ответы на вопросы учителя.
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной одежды к хранению.
Изучение памятки «Повседневный уход за одеждой». Заполнение таблицы «Средства и приспособления по уходу за обувью».
Запись в тетрадь памятки.
13-14 17.10.
17.10. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель. 2 Изучение таблицы «Инструменты, фурнитура для мелкого ремонта одежды». Таблица «Способы пришивания фурнитуры».
Знакомство с инструкцией «Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами».
Практическая работа. Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде. Выполнение задания под контролем учителя.
Работа по карточкам. Самостоятельное выполнение задания.
15-16 24.10.
24.10. Зашивание распоровшегося шва. 2 Рассматривание таблицы «Виды швов» и зарисовывание ее в тетрадь. Практическая работа: зашивание одежды по распоровшемуся шву. Соблюдение инструкции «Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами».
17-18 31.10.
31.10. Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др. 2 Знакомство с образцами тканей, определение их с помощью осязания. Приклеивание их в тетрадь. Изучение таблицы «этапы стирки белья. Выбор моющего средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей. Приготовление инвентаря. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами безопасной работы с
бытовыми химическими средствами.
Практическая работа: стирка изделия из цветной хлопчатобумажной ткани.
Знакомство с условными обозначениями, используемых в глажении белья. Приспособления для глажения. Знакомство с правилами пользования утюгом. Зарисовывание в тетрадь схем утюжки разных изделий.
19-20 14.11.
14.11. Питание
Гигиена приготовления пищи.
Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. 2 Просмотр презентации «Гигиена приготовления пищи». Санитарные требования к помещению кухни, кухонной посуде, используемой для приготовления пищи. Прочитать самостоятельно и обсудить.
Словарная работа. Ответы на вопросы учителя. Чтение таблицы, обсуждение. Выполнение задания: нахождение указаний о сроках хранения различных продуктов питания.
21-22 21.11.
21.11.
Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. 2 Рассматривание картинок. Определение качества изображенных продуктов. Знакомство с правилами выбора мяса, рыбы, овощей и др. продуктов питания.
Знакомство с целью приготовления пищи на огне, историей тепловой обработки. Три основных способа тепловой обработки. Ответы на вопросы учителя. Составление схемы из карточек с названиями продуктов, необходимых для приготовления. Чтение рецептов, подготовка продуктов.
23-24 28.11.
28.11. Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. 2 Знакомство с правилами ухода за посудой из разных материалов, кухонными приборами. Выбор моющих средств. Правила применения. Соблюдение техники безопасности.
25-26 05.12.
05.12. Составление рецепта приготовления блюд. 2 Слушают учителя. Поочередно высказывают свое мнение, разгадывают словосочетание, формулируют тему и цель урока.
Заполняют таблицу « Определите содержание частей ».
Рассматривают карту –схему приготовления блюда. Распределяют роли для выполнения задания.
27--28 12.12.
12.12. Семья
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
Права и обязанности каждого члена семьи. 2
Ответы на вопросы учителя. Формулировка темы урока. Составление рассказа о месте работы родителей, занимаемой должности и роде занятий. Работа в тетради. Запись сведений.
Родственные отношения в семье- беседа с учащимися, запись сведений о родителях и других членах семьи. Разговор о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
29-30 19.12.
19.12. Культура поведения
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке) 2 Запись в тетради волшебных слов. Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами учеников. Знакомство с правилами поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
31-32 26.12.
26.12. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. 2 Вспомнить правила поведения: при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила поведения при вручении и приеме подарков.
Сюжетно –ролевая игра «Встреча друзей». Показать умение тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. Запись правил ведения разговора в тетрадь.
33-34 16.01.
16.01.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению 2 Дети слушают учителя. Работа с картинками, на которых изображены разные домашние помещения.
Работа по карточкам.
35-36 23.01.
23.01. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. 2 Виды уборки помещений (для записи в тетрадь).
Отгадывание загадки:
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым
Загудит его мотор,
Он глотает пыль и сор.
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.Любит робот чистоту, и гудит, как лайнер «ТУ».Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает!
Практическая работа.
Рассмотреть пылесос. Разобрать и собрать пылесос для работы. Эксплуатация пылесоса. Правила пользования – запись их в тетрадь.
37-38 30.01.
30.01. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.) 2 Обсуждение Какие виды мебели знаете?Работа с карточками.. Демонстрация наглядного материала: “Виды мебели”. Выбор средства по уходу. Правила ухода за мебелью. Работа в тетрадях.
39-40 06.02.
06.02. Транспорт
Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет) 2 Беседа о видах городского транспорта. Порядке оплаты стоимости проезда на всех видах городс кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок приобретения билетов и талонов; компостирование талонов.
41-42 13.02.
13.02. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы – интерната, в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. 2 Практическая работа: Выбор наиболее рационального маршрута при передвижении по городу (от дома до школы).
43-44 20.02.
20.02.
Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. 2 Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практическая работа: Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении.
45-46 27.02.
27.02. Торговля
Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно – письменные принадлежности, хозяйственные и др. 2 Работа по картинкам. Ответы на вопросы учителя. Словарная работа (магазин, покупатель, продавец, товар. Просмотр презентации.
47-48 05.03.
05.03. Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.п. 2 Словарная работа ( специализированный магазин). Отделы магазина «Книги», отделы магазина «Обувь»-запись в тетрадь. Чтение памятки «Правила поведения в магазине».
49-50 12.03.
12.03. Продуктовые специализированные: «Булочная», «Булочная кондитерская», «Овощи и фрукты» и др. 2 Игра – путаница «Где и что покупают»Решение логических задач. Сюжетно-ролевая игра «Я иду за хлебом».
51-52 19.03.
19.03. Виды товаров: фасованные и в развес (розлив). 2 Повторение пройденного: отделы продовольственного магазина. Задание «Исключи лишнее слово». Запись в тетради «Фасованный товар», «Развесной товар».  
53-
54 02.04.
02.04. Порядок приобретения товаров, оплата.
Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли. 2 Сюжетно-ролевая игра «Осуществление покупки». Повторить правила покупки товаров; уточнить стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров). Игра на внимание «Найди ошибку».
Экскурсия в магазин. Задание: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование; оплатить, проверить чек и сдачу. Чтение Правил торговли ( хранить чек в течение срока гарантии на товар; вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя).
55-56 09.04.
09.04. Средства связи
Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное, с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления. 2 Ответы на вопросы учителя. Словарная работа: адрес отправителя, адрес получателя, уведомление. Составление памятки по подписыванию конверта. Обсуждение. Чтение памятки по цепочке вслух. Практическая работа: Упражнение на пространственную ориентацию: правильное написание адреса на конверте.
57-58 16.04.
16.04. Основные средства связи (почта, телефон, телеграф, компьютер), их назначение. 2 Дети слушают объяснение учителя, смотрят презентацию и называют основные средства связи. Читают со слайда виды почтовых отправлений. Словарная работа (Почтовый индекс). Составление правил разговора по телефону. Запись в тетрадь. Моделирование ситуаций.
59-60 23.04.
23.04. Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). Письма различного вида. Стоимость пересылки. 2 Знакомство с услугами связи. Составление текста письма и телеграммы. Работа в тетрадях.
61-62 30.04.
30.04. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. 2 Экскурсия на почту-телеграф: стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм, нахождение индексапочтового отделения по справочнику.
63-64 07.05.
07.05. Медицинская помощь
Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. 2 Просмотр презентации. Уточнение понятий «доврачебная и врачебная помощь». Запись в тетрадь. Дети вспоминают лекарства из домашней аптечки. Рассматривание таблицы « Основной состав домашней аптечки»: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку.
Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пипетка, пинцет и др.
Практическая работа: приобретение лекарства в аптеке.
65-66 14.05.
14.05. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
Меры предупреждения глистных заболеваний. 2 Сюжетно-ролевые игры «Запись на прием к врачу»; «Вызов врача на дом»; «Вызов «скорой помощи».
Называние и функции основных врачей-специалистов.
Знакомство с общими санитарно-гигиеническими правилами, предупреждающими пищевые инфекционные заболевания.
67-68 21.05.
21.05. Учреждения, организации, предприятия .
Дошкольные учреждения, УВК, ДДТ, лицеи, гимназии, колледжи и т. п.
Правила поведения в школе, на занятиях и в других общественных местах.
Повторение пройденного за год. 2 Знакомство с видами детских учреждений и их назначением. Названия кружков. Объяснение своего выбора. Соблюдение правил поведения в школе и других общественных местах.