Технологическая карта к уроку Строение вещества. Молекула. Броуновское движение.


Технологическая карта урока №5
Тема урока: строение вещества. Молекула. Броуновское движение.
Тип урока: урок открытия нового знаний.
Цель урока: дать представление о дискретности вещества, первоначальные сведения о строении молекул. Познакомить учащихся с некоторыми опытными доказательствами движения молекул.
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся со строением вещества. Ввести новые понятия: “молекула”, “атом”. Познакомить учащихся со свойствами молекул. Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике;
развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, расширять их кругозор, память, воображение. Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять, Применять полученные знания в новой ситуации. Формирование информационной компетентности;
Воспитательная: формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения, Продолжать формировать положительную мотивацию к учению. Коммуникативные умения, дисциплинированность. Прививать интерес к изучению физики;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Строение вещества. Молекула”, учебник “Физика -7” А.В. Пёрышкин, три мензурки, синяя гуашь, сосуд с водой.
Ход урока
1. Орг. момент.
Повторение ранее изученного материала:
№ п/пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент
Цель:
выработать на лично-значимом уровне ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности при работе с физическими приборами и пособиями. Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Личностные:
сформированность позитивной интерес к предмету.
Коммуникативные:
слушать,
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 Актуализация опорных знаний. Самопроверка.
Цель:
подготовка мышления учащихся.
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности Активизация всех мыслительных операций (сравнение, анализ мышления и т.д.). Познавательных процессов (внимание, память, мышление). воспроизведение и фиксация ЗУНов достаточных для построения нового способа действий;
актуализация норм новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»); Личностные:
сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы.;формулирование собственного мнения.
Познавательные:
поиск и выделение информации
умение строить речевое высказывание
Регулятивные:
планирование своих действий
3 Объяснение нового материала
Цель:
организовать анализ учащимися нового материала и известных фактов из жизни и на этой формировать умения различать предметы одинаковой формы, но разного объема; одинакового объем, но различной формы. Постановка проблемной ситуации и направление учащихся на решение проблемы. Анализирует известный опыт;
Сопоставляет известный опыт с новым материалом;
Выделяет гипотезы;
Ведут записи; Личностные:
сформировать потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные:
умение задавать вопросы.;формулирование собственного мнения.
Познавательные:
поиск и выделение информации
умение строить речевое высказывание
анализ объектов с целью выделения признаков
синтез
выбор оснований и критериев для сравнения
классификация объектов
подведение под понятие,
выдвижение гипотез, их обоснование
сравнение, классификация, синтез
Регулятивные:
планирование своих действий
4 Первичное закрепление
Цель:
усвоить учащимся новый способ действия Учитель – организатор. Обращает внимание на составленный алгоритма применения знаний. Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий Личностные:
формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания»
Коммуникативные:
умение договариваться, приходить к общему решению
контроль действий партнёра
использование речи для регуляции своего действия
Регулятивные:
принятие и сохранение учебной задачи
учёт правила в планировании и контроле способа решения
Познавательные:
структурирование знаний
установление причинно – следственных связей
5 Самостоятельная работа Цель:
применение нового знания в типовых заданиях.
организация самостоятельной работы
организация самопроверки учащихся по эталону
создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка;
для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление пошаговая проверка по алгоритму своих действий;
фиксация ( «+» «-») положительных результатов своих действий;
оценивание своих результатов освоения нового способа действий. Личностные:
развитие самооценки личности
формирование адекватной позитивной самооценки
формирование границ собственного «знания» и «незнания»
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с задачей
учёт правил в контроле способа решения
осуществление итогового и пошагового контроля по результату
оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок
6 Рефлексия учебной деятельностЦель:
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности
определение заданий самоподготовки с элементами выбора и творчества соотнесение цели и результатов учебной деятельности, фиксация степени этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия Личностные:
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самвоспринятияформирование границ собственного «знания « и «незнания»
Регулятивные:
восприятие оценки учителя
адекватная самооценка
Познавательные:
построение речевого высказывания в устной и письменной форме
анализ
синтез
установление причинно-следственных связей
Растереть кусочек мела. Каждый кусочек тела будет иметь свойства, присущие данному веществу. «Можно ли дальше дробить пылинку?»
На вопрос из чего состоят все тела, учёные задумывались в глубокой древности, т. к. нужно было заниматься строительством: строить храмы, пирамиды, развивалось мореплавание, возделывались земельные участки. А для этого нужно было знать как ведут себя тела, вещества в тех или иных условиях. Нужны были сведения о свойствах различных материалах и т.д.
Учёные того времени поставили вопрос: “Из чего состоят все окружающие нас тела?”
Сплошные они или состоят из каких то очень маленьких частиц, которые не возможно увидеть, но о существовании которых на основе наблюдений они догадывались.
Дробить пылинку можно до получения молекулы
В свою очередь молекулы из чего состоят – атомы.
H2O, PCN (пенецилин 41 атом), молекула гемоглобина (1400 атомов), молекула ДНК (тысячи отомов)
Сколько атомов – смотрим таблицу Менделеева.
Рассмотрим опыт: в сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Через некоторое время вода в ней станет синей. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Затем из второго сосуда снова отольём раствор уже в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее, чем во втором сосуде.
Как расположены молекулы?
Рассмотрим опыт: стальной шарик проходит сквозь кольцо. Нагреваем шарик, и он не проходит через кольцо.
Переходим к обсуждению вопроса: «Изменение объема при нагревании» обсуждают вопрос в парах.
Подтверждаем вывод видео «Нагревание воды в колбе», смешивание воды и спирта
Наглядный опыт смешивания гороха и манной крупы.
Рассказ об опыте Броуна и демонстрация видео. Каковы причины хаотического движения?
§7 – 9. Сборник – 48, 49, 50.