Урок изучение нового материала пофизике с применением ТРКМ на тему Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение (7 класс).

Класс 7
Дата: 09.09.16г
Предмет: физика
Тема урока: Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: ТРКМ
Цели урока: создать представления у учащихся об атомах и молекулах на основе научных фактов, фотографий молекул и атомов, полученных с помощью электронного микроскопа. Задачи: Образовательная  Объяснить строение вещества наличием в нем отдельных очень маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Продемонстрировать опыты, доказывающие, что между молекулами есть пустоты. Дать понятие молекулы вещества. 2. Воспитательная  воспитывать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.  3. Развивающая  формировать умения классифицировать и обобщать знания, умения грамотно строить речевое высказывание, элементы критического мышления.      Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой, фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон, воздушный шарик.  
Технологическая карта урока

Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Вызов
(5 мин)








































2. Осмысление
(25 мин)




























































































3.Рефлексия
(7 - 12 мин)




















4. Домашнее задание (§ 79).
Ребята! Когда мы с вами видим незнакомый предмет, на какие вопросы нам хочется получить ответы.
Рассмотрите картинку (изображение дома). Дадим ответы на некоторые вопросы в приложении к знакомым объектам.
 -Что это? Слайд 1.
-Из чего это? Слайд 2. 
-Из чего это? Слайд 3. 
-А из чего состоит глина?

Ещё 2,5 тыс. лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу о том, что все вещества состоят из мельчайших и неделимых частичек – молекул ( атомов), между молекулами существуют промежутки. Тема урока: «Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение»
- Какие цели поставим перед собой?







- Давайте начнем изучение этого понятия. 2 минуты, думаете и свои мысли фиксируем на листочках, а потом все идеи соберем в корзину. «Корзина идей»
(5 мин)







Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на ваши вопросы и составить кластер «Молекула». А так же наша задача, проверить гипотезу Демокрита на различных фактах и сформировать представление о строении вещества
Опыт 1  Оборудование: мел, пузырёк с кристалликами марганцовки, 3 стакана с чистой водой. Ход работы: Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел? Бросьте в стакан с чистой водой  несколько крупинок марганцовки, размешайте и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру ещё раз. Ответьте на вопросы: Сохранились ли основное свойство вещества - цвет? Вспомнив размеры кристалликов марганца, что можно сказать о размерах мельчайших частиц вещества? Вывод:   Вещества состоят из мельчайших частиц (молекул). Эти частицы сохраняют основные свойства вещества: частицы марганцовки – розовые, а мела белые. Опыт 2  Оборудование: Фильтровальная бумага, пипетка, спирт или одеколон.  Ход работы: Капните из пипетки одеколон или спирт на фильтровальную бумагу. Наблюдайте, что происходит с образовавшимся пятном. Ответьте на вопросы: Куда исчез одеколон или спирт? Мгновенно ли он исчез? Видели ли вы, как он исчез? Где сейчас одеколон? Какую гипотезу о строении вещества можно выдвинуть для объяснения такого постепенного исчезновения? Вывод: Вещества состоят из отдельных , мельчайших частиц, разделённых промежутками. Опыт 3 Оборудование: Воздушный шарик. Ход работы: Надуйте воздушный шарик. Изменился ли объём воздуха в нём? Нажмите на него руками. Что вы можете сказать о изменении объёма воздуха? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газов. Обсуждение  результатов  опытов. Вывод: Газ легко изменяет свой объём, в результате внешних воздействий. Давайте решим несколько задач.  1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике. Кто- то украл золото! Или это чудо, знамение? Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло. 2. Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк. Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие? 3. Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жареной картошки. Как это могло произойти согласно гипотезе Демокрита? Вспомните свои идеи в корзине. Подтвердились они? Сделайте вывод по кластеру.
Вывод: Молекула вещества – мельчайшая частица данного вещества
1. При помощи электронного микроскопа удалось сфотографировать расположение молекул белка.  2. Молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного и того же вещества одинаковы.
3.Броуновское движение

- Что узнали о строении вещества?
- Составить синквейн (на слайде правило составления синквейна)
Например:
Молекула. Маленькая, подвижная. Движется, притягивается, отталкивается. Молекула – это то, из чего состоит вещество. Частица.

- Что осталось не понятным на уроке?
- Что бы хотели узнать еще?

Задают вопросы:
Что это? Из чего это? Для чего это?


Приложение 1.
Ответы на вопросы:
-Дом
-Из кирпича
-Из глины
-Из мелких частиц, которые мы не видим.









Ставят перед собой цели:
- Что такое молекула (атом)? А что удерживает их друг возле друга? Есть ли между частичками пространство, или они расположены вплотную друг к другу?

Идеи: Строение вещества
- состоят из мелких частиц
- удерживаются около друг друга
- размер частиц
- имеется пространство
- у разных веществ различное строение



















Молекула

Мельчайшая частица вещества

Между молекулами пространство

Состоят из атомов

Молекулы разных веществ отличаются друг от друга

молекулы одного и того же вещества одинаковы

Хаотическое движение





Рисунок 2цђ Заголовок 1цђ Заголовок 2цђ Заголовок 3цђ Заголовок 4цђ Заголовок 5цђ Заголовок 6цђ Заголовок 7цђ Заголовок 8цђ Заголовок 915