Открытый урок по литературе «Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовского»

Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Тема: Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма»
Цель: формирование представлений о нравственных ценностях, гуманизация отношений к матери
Задачи:
- показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества.
- раскрыть понятие «нравственные ценности» и определить их роль в жизни человека
- формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
- воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека
Тип урока: урок – беседа
Оборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4


Ход урока:
1. Организационный момент. Определение цели и задач урока (учащиеся)


Эпиграф к уроку:

За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью.
Николай Рубцов


2. Первичное восприятие текста.
- Ребята, подумайте и продолжите фразы:
- Мне рассказ понравился, потому что
-Мне рассказ не понравился, так как

3. Беседа.
- Ребята, как вы понимаете выражение «нравственные ценности»? Что это такое?

Составление кластера «нравственные ценности» (работа в группах). На листах А4 учащиеся составляют кластер.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- О каких нравственных ценностях идёт речь в рассказе?

4. Работа по тексту рассказа (обсуждение, анализ ситуаций)

-Кто является главной героиней рассказа? (Настя)
-Что вы можете о ней сказать?
- Зачитайте некоторые элементы портрета героини (учащиеся зачитывают детали портретной характеристики Насти)
- Где живет Настя? А её мать?
- Почему рассказ называется «Телеграмма»?
- Раскроем образ Катерины Петровны

- Как передается образ Катерины Петровны? (автор говорит, что она «доживала свой век», а не жила. Ей не с кем было поговорить о прежней жизни. Она все время сидит на диване и ждет, что придет дочь. Катерина Петровна всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле, это те извещения, которые она иногда получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что прикасается к дочери)

Роль пейзажа.
- Как начинается рассказ? (холодная осень). Какое общее настроение в начале рассказа?
Зачитаем эпизод, в котором показана природа
-Для чего автор показывает встречу Катерины Петровны с кленом?
- Какие чувства в душе Катерины Петровны?
- О чем или о ком её мысли? Какое настроение в душе Катерины Петровны?
- Что решила сделать Катерина Петровна после этой встречи? (написать письмо Насте)

Образ Насти. Её работа, жизнь.
-Есть ли описание природы на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде? Почему?( она была чёрствым, недобрым человеком)
-Как описывает автор внешность Насти? (глаза)
-Когда Настя прочитала письмо от матери? (зачитать)
- Действительно ли ей некогда?
-Как проявила себя Настя в организации выставки? Как оценили деятельность Насти художники?
(её хвалят за внимание к человеку, за заботу, за чуткость)
- Но проявляет ли чуткость, внимание Настя к самому близкому и дорогому человеку - матери?
(чтение эпизода получения телеграммы)
-Как вы оцениваете то, что Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? Так нужно было поступить? Имела ли она на это право?
- Разве могут быть такие преграды, которые нельзя было бы отодвинуть ради близкого человека?
-Кто посылает телеграмму Насте? Почему?
-Что проявляет Тихон по отношению к Катерине Петровне? (доброта, чуткость, человечность)
-Почему Тихон решился на обман? Почему он приносит Катерине Петровне «телеграмму» от Насти? (он преподнес настоящий урок нравственности Насте)
- Чей образ в рассказе противопоставлен образу Насти? (образ молодой учительницы)
- Что вы можете о ней сказать?
-Приезжает ли всё-таки Настя к матери?
-Почему она уезжает из деревни «крадучись»? Чего она боится? (она боится людской молвы, людского суда)

5. Составление кластера. Проверка понимания изученного.

- Так о каких же нравственных ценностях мы вели разговор?
- Ребята, а теперь я попрошу вас обратиться к своим кластерам. Возможно, что-то вы захотите добавить или изменить. (Обсуждение кластеров).

6. Рефлексия.
- Давайте подведём итог нашей беседы.
- Скажите, возможно ли жить без тех ценностей, о которых мы сегодня говорили?
- Достойна ли Настя. называться дочерью? Почему?
- Осуждаете ли вы Настю?

7. Домашнее задание.
Дома вы должны написать небольшую творческую работу «Письмо Насте». В этом письме вы можете осудить Настю, указать на её ошибки или дать совет.
15