Статья на тему: Нравственные ценности общения на занятиях внеурочной деятельности младших школьников


Статья
Тема: «Нравственные ценности общения на занятиях внеурочной деятельности младших школьников».
Выполнила:
Цирулик Ирина Юрьевна,
учитель технологии, физики
МОУ СОШ «Веста»,
г.Черноголовка, МО.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В современных научных трудах широко рассматривается проблема формирования духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций у школьников разного возраста.
Проблема духовно-нравственного воспитания актуальна в наши дни, так как к сожалению, в современном мире, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Причины могут быть следующими: во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи. Во-вторых, отношения детей с внешним миром очень часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, интернетом, а также компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность среди юных россиян.
Нашей главной задачей становиться поднять на высокий уровень культуру общения школьников, при взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, воспитывать духовно-нравственные ценности.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития.
Построение занятий внеурочной деятельности направленно не только на формирование когнитивных знаний,  но и на закладывание эмоционально-личностного отношения к полученным знаниям, например стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Как известно, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их по ведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.
В работе использую разные методы, приемы, формы работы направленные на развитие и формирование духовно-нравственных ценностей: тематические беседы, диспуты, упражнения, игры например: «Имя и ласковое имя», «Имя мамы превратилось в цветок», Рисунок «Я в школе», Рисунок «Как выглядит зло и добро?», Рисунок «Город Доброты», «Как бы ты поступил?». «Тропинка к сердцу», «Радость можно выразить жестом» и т.д. использую коллективную форму работы, также диагностические опросные методы: например: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания  тест Тулуз-Пьерона.
В результате работы видна положительная динамика участников, т.е ребята стали больше уважать друг друга, слушать, не перебивать, быть толерантными друг другу, класс стал сплоченней и дружней.
Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностных ориентаций оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.
На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.
Становление ценностных ориентаций невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуального и эмоционального в личностной сфере. Появление чувств, эмоционального состояния может не только повлечь за собой достаточно сильное переживание, но и превратиться в побудительную силу действий, определяющих мотивацию поведения человека. Появление новых, стойких видов эмоционального отношения и переживаний меняет внутренний мир человека.
Третий элемент при становлении ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила, воля – это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для нее формам поведения.
Вышеизложенное позволяет рассматривать нравственные ценностные ориентации личности как сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:
когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения и встраивавание их во внутренний план;мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности;
эмоциональный, предполагающий принятий нравственных идеалов общества на позитивном уровне;
деятельностный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой деятельности.
Учитывая данные положения, педагог может строить свою работу, включающую все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества. Вводил их в свой внутренний мир или отвергал, т.е. умел рефлексировать свое поведение с позиции усвоенных им правил и поступать в соответствии со своими правилами и убеждениями. При этом учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника, действующим под лозунгом «Я вместе с вами».
Заключение
Таким образом, духовно-нравственное развитие личности – это трудоемкий, достаточно сложный, многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.
Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
Один философ сказал: «Посадив в землю семена, не ждите быстрых ростков, возможно, они появятся тогда, когда нас уже не будет. Но они все равно появятся».
Список используемых источников
Богданова О.С. Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.,1989
Воловикова М.И.Нравственное становление человека: субъектный подход// Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000
Макаренко А.С. О воспитании. М.,1988
Немов Р.С. Психология образования.М., 2004
Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И.Сухомлинская.М.,1988