Статья Полиязычие — основа формирования поликультурной личности

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Берендакова Е.А.
Казахстан, СКО, Акжарский р., с. Новосельское, Новосельская ОШ

Стратегия Казахстана в аспекте Государственной программы развития образования в Республике Казахстан, его модернизация, бесспорно, предполагают следование ряду общих принципов, одним из которых является признание главенствующей роли образования в развитии общества, что многократно повышает его ответственность за качество результата.
Известно, что только то государство может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.
Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах. Поэтому важнейшей стратегической задачей образования является, с одной стороны сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой стороны, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого овладение государственным, родным, и иностранными языками. В этой связи понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед педагогами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки детей.
Полиязычие основа формирования поликультурной личности.
Цели поликультурного и полиязычного образования:
воспитание поликультурной, формирование компетентной личности ребёнка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках.
формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований.
Задачи:
Создание условий для овладения навыками общения школьников на казахском языке как государственном, на русском как языке межнационального общения, на английском языке как иностранном.
Обучение школьников разнообразным способам речевого общения и развитие навыков социокультурного взаимодействия.
Аспекты овладения поликультурной языковой активностью:
Знакомство с иностранным языком предполагает знакомство с другой культурой, что развивает личность, расширяет его кругозор.
Изучение языков, прежде всего, для использования их в бытовых ситуациях.
Применение своих знаний в каждодневной жизни.
Причины успешности процесса овладения детьми поликультурной языковой активностью:
затрагивать личность ребёнка в целом, вовлекать в ОУД его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности;
создавать атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и свободно; развивать у него желание практически использовать поликультурную языковою активность;
активизировать школьника, делая его главным действующим лицом в ОУД, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса;
создавать ситуации, в которых педагог не является центральной фигурой;
Всё это создает благоприятные условия для продуктивной организации деятельности детей в условиях применения инновационных технологий обучения.
Полиязыковое обучение иностранным языкам на начальном этапе способствует качественному изучению нескольких языков в будущем, что позволит продолжить свое образование в зарубежных странах, сделать выбор в мировом образовательном пространстве.
В соответствии со стандартами образования Республики Казахстан начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у школьников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов. Обучение языкам на начальном этапе способствует приобщению детей к общемировой культуре, помогает становлению личности.
Важной функцией ОУД выступает установление взаимодействия, педагога с детьми и детей друг с другом. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. Толковый словарь так объясняет это понятие: «Технология совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве». Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и условия знаний.
Итак, одни из главных технологий личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными выделяются еще несколько, среди которых технологии сотрудничества. Они реализуют партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и дети совместно вырабатывают цели, содержание работы, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Проблемная и поисковая технология под проблемным обучением сегодня понимается такая организация ОУД, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей.
Работа с детьми, как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей может обеспечить практическое владение поликультурной языковой активности, пусть даже и в ограниченных пределах.
Нужно сказать, что одним из этапов любой технологии является создание мотивации или фаза вызова интереса. Появляется возможность заинтересовать детей. Создаются ситуации, в которых ребёнок «перевоплощается» в действующее лицо. Речь идет о приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого общения, т. е. игровой технологии.
Цель использования данной технологии:
дидактическая расширение кругозора, формирование ЗУН в практической деятельности;
воспитывающая воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
развивающая развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять;
социализируюшая адаптация к условиям среды, обучение общению.
Технология компьютерного обучения с помощью, которой демонстрируются сканированные картинки, видеофильмы, презентации, музыкальные фонограммы, очень эффективна при обучении детей младшего школьного возраста.
Согласно нового ГОСстандарта, основное назначение начального образования раскрытие индивидуальности обучаемого и освоение учебной деятельности. Школьники сензитивны к учебной деятельности, их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. В то же самое время дети младшего школьного возраста обладают абстрактным мышлением, им необходима наглядность. Компьютер выступает в роли инструмента, т. к. включение в процесс обучения конкретных визуальных элементов способствует снятию сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет расширить границы класса, создать атмосферу иноязычной среды, окунуться в культуру других стран. Эффективность данного подхода уже доказана практикой, однако можно предположить, что мультимедийные средства обучения обладают большим потенциалом, чем тот, который используется сейчас. Наблюдается характерная тенденция использования ИКТ в качестве лишь новой формы иллюстративного метода. Между тем Интернет обладает уникальными возможностями. Задача школы – научить детей использовать сетевые ресурсы.
Что касается мультимедийных средств обучения, то они представляют собой интерактивный способ подачи аудиовизуальной информации с помощью современных технических средств, объединяя текст, звук, фото, видео в одном цифровом формате. Всё это создаёт условия для повышения эффективности обучения, презентует качественную имитацию реальности и языковой среды, улучшает восприятие аутентичной языковой информации за счёт активизации сферы эмоций и чувств и может быть использовано на любой ступени обучения.
К примеру, для обучения иностранному языку особую ценность составляют образовательные сайты, располагающие качественными аутентичными аудиоматериалами, начиная от скороговорок, стихов и песен для начальной школы, до видеороликов, новостных программ и подкастов, посвящённых актуальным событиям и проблемам, интересующим старших школьников, а так же электронных версий книг и журналов. Данные ресурсы эффективны при формировании универсальных учебных действий, для развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Аудио и видеоматериалы могут использоваться как на этапе введения нового материала, так и для его отработки и закрепления.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с детьми получать удовольствие от увлекательного процесса познания, с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир живого английского языка.
Задача учителя сегодня – совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти эффективные способы интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс.
Компьютеризация процесса ОУД предполагает новый увлекательный способ обучения, который интересен детям и экономит время педагога.
Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся. Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающей общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Одной из задач школы является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, способной на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа, владеющей несколькими языками, способной осуществлять коммуникативно-деятельностные операции на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Для реализации данной цели на сегодняшний день в нашей школе, как и во всех школах страны, осуществляется раннее обучение английскому языку, а также его углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идёт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают. В настоящее время в нашей школе ведутся факультативы по английскому и русскому языкам в 9 и 8 классах соответственно, разработанные самими учителями-предметниками. Непосредственно самими учителями-филологами нашей школы разрабатываются поуровневые тестовые и практические задания для всех классов с учетом как умственных способностей отдельного учащегося, так и его физиологических особенностей.
Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в районных, областных и республиканских олимпиадах и конкурсах. В рамках школы учителя ежегодно проводят неделю языков, показывают открытые уроки, а также внеклассные мероприятия в виде КВНов, тематических калейдоскопов, викторин, различных игр и другое.
Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Я уверена, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

Конституция Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 22 июля 2011 года: "Казахстанская правда" от 6 августа 2011 года
Государственная программа развития образования в РК до 2020г.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания: Ростов-на-Дону, 2000
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций – М.: Просвещение, 2002
15