Конспект урока по русскому языку для 5 класса «Почему корень, приставка, суффикс — значимые части слова»


Технологическая карта урока русского языка
учителя МБОУ « СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ижевска» Головизина Андрея Михайловича.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.
Тема урока: Почему корень, приставка, суффикс - значимые части слова.
Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую грамотность на основе морфемного анализа слов;
2) образовательная: дать понятие о корне и суффиксе как значимых частях слова; развивать навык морфемного разбора слова с учётом его значения, части речи и грамматической формы.
3) воспитательная: воспитывать интерес к слову и понимание необходимости правильной устной и письменной речи.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: учебник.
Этап урока Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД и предметные действия
Вхождение в тему урока и создание для осознанного восприятия нового материала. Вызвать познавательный интерес к проблеме.
Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Словесный, метод мотивации учебной деятельности. Фронтальная. Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Включение в деловой ритм. Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность. Личностные: внимание, уважение к окружающим.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
Регулятивные: саморегуляция.
Мотивация к учебной деятельности. Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования. Проблемный. Фронтальная. - Сегодня мы отправимся в путешествие в мир огромный и удивительный! Мир частей слова.
- Как называются эти части?
- Каково их общее название?
- О какой морфеме более подробно говорили на предыдущем уроке? Настраиваются на плодотворную работу. Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание.
Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Проверка домашнего задания. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Словесный, познавательный, эвристический. Фронтальная, групповая. Упр. 107. Организует проверку д.з. и взаимопроверку по образцу на доске (1 чел. Выписывает слова с пропусками букв, подбирает проверочные слова).
- О чем рассказывается в предложенном тексте?
- Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?
- Почему в тундре подберезовики называют надберезовиками? Проверяют в парах. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
Личностные: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»; ценностное отношение к человеку.
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Организовать поиск решения проблемы.
Проблемный. Фронтальная,
групповая. Упр. 103 (по заданию).
Организует беседу.
Объяснитель-ный диктант.
Выделить приставки в словах. Найти прилагательное, строение которого соответствует схеме: .
Мы прошли по двум перелескам, обогнули клеверное поле и вступили в сосновый бор. Прохладная тишина и сумрак поглотили нас. Только впереди сияли косые столбы солнечного света.
Мы замолчали. Страшно было нарушить эту тишину, этот великолепный покой.
Организует работу, контролирует выполнение.
*Предлагает дополнительные задания.
- Выпишите формы одного и того же слова. Докажите.
Выполните морфемный разбор слов из последнего абзаца.
Упр. 109. (Изучающее чтение текста на лингвистическую тему).
Организует работу в парах.
- Выпишите предложение, отражающее основную мысль, дополнить ее.
4) Работа с алгоритмом.
Организует повторение правила морфемного разбора и сравнивает его с материалами упр. 110. Связно, полно отвечают на вопросы.
Записывают диктант в тетрадь, оформляя орфограммы, выполняя морфемный разбор слов.
Читают текст, пересказывают по частям, устно отвечают на вопрос учебника.
Записывают ответ в виде предложения.
Проговаривают алгоритм, проверяют в парах. 3. Физминутка. Практикум. Аналитическая работа с текстом.
Упр. 111. Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения. Проблемный. Фронтальная. Организует работу по упражнению. Углубляют понятие о морфемах как значимых частях слова и их роли в правописании слов. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Подведение итогов урока.
Самооценка.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.
Осмысление процесса и результата деятельности.
Словесный.
Словесный, наглядный.
Метод контроля, познавательно-рефлексивный. Фронтальная.
Фронтальная. Анализ работы учащихся.
Упр. 113, 114 (по заданию).
Инд.задание для двух учеников упр. 115.
Организует работу.
Продолжите предложение:
Сегодня я узнал, что…
Сегодня я научился…
Я не совсем понял… Самооценка работы на уроке.
Записывают задание.
Делают вывод о том, почему корень, суффикс, приставка – значимые части слова. Регулятивные: рефлексия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.