Проект семинара: Формирование мотивации учения студентов СПО через активные методы обучения



КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Семинар для педагогов:
«Формирование мотивации учения студентов СПО через активные методы обучения»


Автор проекта:
Мерзлякова Оксана Викторовна, методист
Место работы:
ГОУ СПО «Киселевский
политехнический техникум»
Контактная информация:
Кемеровская область
город Киселевск,
E-mail: mersljakova@yandex.ru



Киселевск, 2015
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта
Мерзлякова Оксана Викторовна, методист ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум

Место реализации проекта
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального учреждения «Киселевский политехнический техникум»

Тема проекта
Семинар для педагогов: «Формирование мотивации учения студентов СПО через активные методы обучения »

Цель проекта
- Систематизация теоретических знаний по проблеме «мотивации учения», популяризация инновационных идей в контексте ФГОС;
- создание условий для профессионального диалога по выявлению продуктивных подходов к решению поставленной проблемы;
- совершенствование педагогического мастерства профессионально-педагогических работников, повышение их методического уровня.

Задачи проекта
Определить уровень профессиональной подготовленности ППР к решению поставленной проблемы;
систематизировать возможные способы и приемы повышения учебной мотивации студентов;
развивать у педагогов сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог.

Направление
Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в воспитательно-образовательном процессе образовательной организации СПО

Целевая аудитория
Профессионально-педагогические работники техникума.

Ожидаемые результаты

Продукты: сценарий мероприятия, мультимедийная презентация.
Эффекты:
Социальные – увеличение количества студентов успешно усваивающих образовательные программы по профессиям/специальностям, преподаваемым в техникуме.
Образовательные – повышение научно-методического уровня педагогов, их профессиональной компетентности.
Психолого-педагогические – повышение мотивации профессионально-педагогических работников техникума к изменению стиля собственной педагогической деятельности, внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных технологий и современных методов обучения.

Номинация
Краткосрочный педагогический проект



Актуальность проекта
Сегодня наша страна находится в сложных условиях государственного и политического переустройства, экономика стоит на пути рыночных отношений, система профессионального образования претерпевает серьезные изменения, НПО проходит этап реорганизации, становясь начальной ступенью СПО. В связи с этим, в техникум приходят студенты со слабой подготовкой, не имеющие желания учиться и не умеющие это делать. Часто это связано с особенностями семейного воспитания (в техникуме большое количество детей сирот – воспитанников детских домов и интернатов, малообеспеченных и социально неблагополучных семей). Однако не всегда эти причины выступают на первый план. Серьезную проблему представляет несформированная учебная мотивация обучающихся. На решение этой проблемы направлены федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, подразумевающие переход на деятельностно-компетентностный подход. А это ставит перед преподавателями несколько иные задачи организации учебного процесса, чем предыдущие стандарты: создание такой атмосферы на уроке, которая позволила бы обучающимся хорошо учиться, с интересом и желанием идти на учебные занятия. При этом каждый преподаватель понимает, что нельзя научить человека учиться, если он сам этого не желает. Именно поэтому, сегодня особенно актуален вопрос о способах повышения учебной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций с целью повышения эффективности учебного процесса, подготовки успешного выпускника с набором общих и профессиональных компетенций.

Педагогическая проблема
Проблема мотивации – одна из самых актуальных в педагогике и психологии. Несмотря на то, что исследования ведутся уже достаточно давно, до сих пор нет единого подхода к классификации мотивов учения. Кроме этого, сегодня значительные изменения претерпевает уровень требований, которые предъявляют к выпускнику не только образовательные организации, но и работодатель. На первый план выступают такие характеристики как успешность, конкурентноспособность, профессиональная компетентность. Но формирование этих качеств очень часто затрудняется отсутствием учебной мотивации у студентов. Именно поэтому преподаватели профессиональных образовательных организаций часто задаются вопросом о проблеме формирования учебной мотивации, способах и приемах ее повышения. Решить данную проблему сегодня можно, включая в учебный процесс современные методы и технологии обучения, способствуя тем самым повышению мотивации обучающихся, активизации их познавательной активности, а как следствие, подготовки востребованных специалистов.

Процесс реализации проекта


п/п
Этапы реализации проекта
Пути и методы достижения
Сроки реализации

1.
Целеполагание
Выявление проблемы сформированности мотивов учения у студентов техникума.
Изучение отношения педагогов к поставленной проблеме.
Постановка целей, определение задач.
Февраль 2015 г.

2.
Подготовительный
Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, знакомство с опытом работы образовательных организаций СПО региона.
Выбор формы проведения мероприятия, подборка методов и технологий работы на семинаре.
Разработка проекта, оформление сценария мероприятия, подготовка мультимедиа-презентации,
Февраль 2015 г.

3.
Реализация
1. Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогический проект».
2. Проведение семинара в рамках постоянно действующего семинара «Современный урок: какой он?» для ППР техникума
Март 2015 г.




Апрель 2015 г.

4.
Подведение итогов
Рефлексия участников семинара. Составление аналитической справки по итогам семинара.
Организация открытых уроков, проведение мастер-классов педагогами техникума в рамках декадников по профессии/специальности и «Недели науки».
Апрель 2015 .



Апрель – май 2015 г.
















Сценарий семинара
«Формирование мотивации учения студентов СПО через активные методы обучения»

Оснащение занятия: бумага, ручки по количеству участников, вырезанные из бумаги цветы (разного цвета – желтые и розовые), листья, буклет «Как повысить мотивацию учения у студентов?»
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, столы и стулья для участников, мультимедийная презентация.

План мероприятия

Вводная часть. Вступительное слово ведущего, тренинговое упражнение «Поздоровайся глазами». «Кейс-метод».
Основная часть. Теоретическое обоснование вопроса. Проведение мастер-класса по использованию активных методов обучения, способствующих повышению мотивации – 1,5часа.
Подведение итогов. Рефлексия – 10 минут.

Ход мероприятия

I. Водная часть (10 мин)
СЛАЙД 1. - Добрый день, уважаемые участники семинара «Учебная мотивация. Способы и педагогические приемы повышения». Первый вопрос, с которого мне бы хотелось начать наше занятие, звучит так: «Улыбался ли вам кто-нибудь сегодня?», «Улыбались ли вы сами?».

Упражнение «Подари улыбку»
СЛАЙД 2. - Я предлагаю вам поиграть в одну детскую, очень забавную игру «Подари улыбку». Ваша задача заключается в том, чтобы улыбнуться всем коллегам по кругу, передавая отличное настроение, радость от встречи.
Обсуждение: «Что вы почувствовали, улыбаясь друг другу?»

- Уважаемые коллеги, наверняка вы знаете, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание. Улыбайтесь коллегам, ну и, конечно же, не забывайте про обучающихся! Такой ритуал приветствия вы можете использовать на своих уроках. Несмотря на то, что возрастная категория студентов нашего учреждения варьируется в пределах 17 – 20 лет, они не откажутся поиграть с вами. Поверьте, использование игровых методов обеспечит вам успешность урока, будет способствовать повышению учебной мотивации и познавательной активности.
Упражнение «Поляна желаний и опасений» (5 мин)
СЛАЙД 3. - Прежде чем мы приступим к обсуждению темы нашего сегодняшнего мероприятия, мне бы очень хотелось, чтобы вы поделились своими ожиданиями и опасениями. На заранее приготовленных «цветочках» (у каждого участника закреплены на спинке стула) необходимо написать свои ожидания и опасения от семинара и разместить их на соответствующие полянки, размещенные на доске.
- А сейчас я предлагаю перейти к следующему этапу нашего семинара. А к нашим полянкам мы вернемся немного позже, когда будем подводить итог занятия.

Введение в тему СЛАЙД 4.

Кейс – метод (10 – 15 мин)
- Уважаемые коллеги, прошу вас разделиться на 2 группы. 1 группа – те педагоги, у которых на спинках стульев были размещены цветочки желтого цвета, 2 группа – цветочки розового цвета). Каждой группе предлагается по одной педагогической ситуации, которую необходимо решить по следующему плану СЛАЙД 5:

Определить проблему.
Выявить причины возникшего конфликта.
Наметить несколько путей решения проблемы.

Ситуация №1. Несколько студентов играют на вашем уроке в знаменитую всем игру «Морской бой». В ответ на ваши замечания они говорят: «Ваш предмет нам не интересен и в жизни не пригодится!»

Ситуация №2. «Вы ведете урок у студентов 2 курса. Несколько обучающихся слушают музыку, но при этом не нарушают учебную дисциплину. В середине урока двое парней молча уходят с урока».

- Сегодня на семинаре мы рассмотрим, что такое мотивация, какие виды учебных мотивов существуют, составим схему идеальной учебной мотивации. Совместно попробуем определить какие педагогические методы и приемы, способствуют повышению учебной мотивации у обучающихся, активизируют их познавательную активность, побуждая к учебной деятельности, являясь залогом успешности, конкурентноспособности будущего выпускника.

II. Основная часть (1,5 часа)

Педагогический прием «Синквейн» (10 мин)

- СЛАЙД 6. Я предлагаю вам еще одну игру, которая называется «Синквейн». На самом деле, это достаточно актуальный сегодня педагогический прием, о котором мы, почему то забываем.
Тема нашего синквейна «Мотивация».
Правила составления:
1 строка – тема «Мотивация».
2 строка – Описание темы 2 словами – прилагательными.
3 строка – Описание действия в 3 словах (глаголы, причастия).
4 строка – Фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме (разные части речи).
5 строка – Синоним темы – одно слово.

- Есть желающие, прочитать, что получилось?
Участники зачитывают свои ответы.

- Итак, что же такое учебная мотивация и познавательная активность студентов? (выслушиваются ответы участников и обобщаются)

Теоретическая база семинара (40 мин)
СЛАЙД 7. Вопрос о мотивации студентов к учебной деятельности сегодня стоит особенно актуально. Современный работодатель предъявляет жесткие требования к качеству подготовки выпускника профессиональной организации. Выпускник должен быть успешным, конкурентноспособным, обладать полным набором общих и профессиональных компетенций. Добиться всего этого невозможно без интереса обучающихся к учебной деятельности, желания учиться и получать знания.
СЛАЙД 8. Учебная мотивация – это совокупность учебных мотивов, которые определяют учебную деятельность (Божович).
Мотив – это то, что побуждает обучающегося к действию, ведет его к достижению поставленной цели.
СЛАЙД 9. Исследовать учебную мотивацию начали уже достаточно давно, но до сих пор не существует единого подхода классифицировать учебные мотивы.
СЛАЙД 10. I. Наибольший интерес представляет следующие виды мотивов учения:
СЛАЙД 11. Познавательные, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Наличие этих мотивов свидетельствует об ориентации студентов на процесс овладения новыми знаниями, учебными навыками. Обучающиеся, у которых преобладают познавательные мотивы, проявляют интерес к новым знаниям, явлениям; стремятся к самообразованию, самосовершенствованию способов добывания знания.
СЛАЙД 12. Социальные мотивы, связаны с различными видами социального взаимодействия обучающихся с другими людьми. К ним относятся: стремление получать новые знания, чтобы быть полезным окружающим; желание выполнить свой долг; стремление хорошо подготовиться к выбранной профессии. К социальным мотивам также относится группа позиционных мотивов – стремление к лидерству, одобрению, получению авторитета, признания, самоутверждения.

Познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни развития. СЛАЙД 13, СЛАЙД 14

.
Широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, понятиями, закономерностями.
Учебно-познавательные мотивы – ориентация на способы получения знания, приемы самостоятельного добывания знания.
Мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний.
Широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения.
Узкие социальные мотивы – позиционные мотивы (стремление к лидерству, признанию, одобрению).
Мотивы социального сотрудничества – ориентация на различные способы взаимодействия с другими людьми.
II. СЛАЙД 15. Согласно другой классификации учебные мотивы бывают внутренние и внешние.
При внутренней мотивации мотив направляет интерес студентов к самой учебной деятельности, ведет его к саморазвитию, развитию каких-либо качеств. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
III. Существует еще одна классификация мотивов учения: СЛАЙД 16.
Мотивы, направленные на достижение успеха, проявляются в наличие у студента позитивной цели, для достижения которой он активно включается в ее реализацию, выбирает средства и способы ее достижения. Обучение при этом вызывает положительные эмоции.
Мотивы, направленные на избегание неудач, ведут к тому, что студент выражает желание избежать неудачи в учебной деятельности, при этом не желает прилагать даже малейшие усилия для работы над собой. Как правило, такие студенты неуверенны в себе, боятся критики. Учеба у них вызывает негативные эмоции, сталкиваясь с трудностями, возникает отрицательная реакция. Профессию они выбирают не по собственному желанию, а по настоянию родителей.

Ведущий: «Уважаемые коллеги, теперь давайте попробуем разобраться какие мотивы должны присутствовать у обучающихся, для того, чтобы учебная деятельность была эффективной?»

СЛАЙД 17.

Модель идеальной мотивации

СЛАЙД 18. Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову обучающихся готовые мотивы, а создать такие условия и ситуации на уроке, где эти мотивы могли бы развиваться. Активные методы обучения помогут вам сделать урок не только современным, отвечающим требования новых стандартов, но и эффективным.
СЛАЙД 19. АМО – это способы активизации познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активному творчеству, мыслительной деятельности в процессе получения знания и овладения новыми. При этом активен не только преподаватель, весь процесс обучения происходит в активной деятельности. Формировать учебную мотивацию активными методами обучения – это значит использовать целую систему методов, которые позволяют не только получать готовые знания, но и искать самостоятельно новые.
Сегодня существует несколько классификаций активных методов обучения. Рассмотрим одну из самых распространенных, предложенную Смолкиным А.И.

Классификация активных методов обучения
















Упражнение «Дерево мотивов» (10 мин)

Цель: определить наиболее оптимальные установки и действия педагога, влияющие на формирование мотивации.
СЛАЙД 20. Преподаватели вывешивают на дерево лишь те «листья» - карточки, установки и действия которых, способствуют формированию мотива учения. В результате у нас расцветет «мотивационное» дерево.

Действия и установки (карточки):
- совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановки учебных задач;
- выбор средств обучения, адекватных целей;
- учет возрастных особенностей студентов;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения урока;
- создание ситуации успеха;
- создание атмосферы взаимопонимания и доверия на уроке;
- использование различных форм организации учебной деятельности (групповых, коллективных);
- эмоциональная речь преподавателя;
- использование интерактивных технологий;
- применение поощрения и наказания.

- Можем ли мы еще добавить какие-либо способы повышения мотивации? СЛАЙД 21.

Педагогические способы повышения мотивации
СЛАЙД 22, 23
Мотивация личным примером;
Отмечать любые достижения обучающихся, демонстрировать окружающим их достижения;
Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования);
Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение цели урока необычными способами);
Акцентирование внимания на связи предмета с жизнью и профессией, делать акцент на формирование компетенций;
Недопустимо читать лекцию и сидеть за столом;
Использовать необычные, нестандартные формы проведения урока, применять интерактивные формы и ИКТ;
Комбинировать аудиальные и визуальные средства обучения;
Проводить регулярный контроль учебных достижений, своевременное доведение критериев оценки деятельности до обучающихся;
Организовывать самопроверку и взаимопроверку достижений студентов (в парах, тройках, у доски и т.д.);
Использовать современные методы обучения – проектные, проблемные, исследовательские.

- Существуют педагогические приемы и методы, которые эффективны в формировании учебной мотивации.

1. Педагогический метод «Кластер». Это далеко не новая идея, но, как известно, все новое – это хорошо забытое старое. Метод особенно эффективен на этапе подготовки к восприятию новой темы.
Цель: развитие вариативности мышления, способности устанавливать логические связи и отношения изучаемой темы, формирование учебной мотивации. СЛАЙД 24.
Этапы создания «кластеров» 1. В центре доски записывается ключевое слово – тема урока.
2. Предлагается обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой.
3. Идеи фиксируются преподавателем на доске (не исправляя и не комментируя).
4. Установка связей между понятиями, определение темы урока.

Синквейн – педагогический прием, позволяющий в нескольких словах изложить суть темы. Эффективен на этапе закрепления новой темы (для более глубокого осмысления).

ТРИЗ-технологии СЛАЙД 25
Метод «Мозгового штурма» – педагогический метод по свободной выработке множества идей по заданной теме;
- игра «Да - Нет-ка»;
- Логические цепочки;
- метод «Инсерт»;
- метод «Синектика» (аналогии) и прочие СЛАЙД 26.


III. Подведение итогов. Рефлексия (20 мин)

Упражнение «Мудрый совет»
Задача каждого преподавателя дать «мудрый совет» стоящему рядом коллеге как повысить учебную мотивацию.

- Все методы, о которых вы услышали сегодня можно с успехом использовать на своих занятиях. Они будут не только способствовать развитию мотивации, повышению интереса к учебе, но и позволят развивать коммуникативные умения, мыслительные операции, снижать негативные проявления и эмоции.

Упражнение «Поляна ожиданий и опасений»
- Я предлагаю вам вернуться в начало нашего семинара, на поляну ожиданий и опасений. Проанализируйте, пожалуйста, ваше состояние на начало занятия и в данный момент. Что изменилось? Оправдались ли ваши ожидания, подтвердились ли опасения?

- В заключении хочу пожелать всем вам творческих успехов, и напомнить, что обучающиеся утомляются, теряют интерес к учебе в бездействии. Надеюсь, каждый из вас выйдет отсюда с определенной темой в голове, для дальнейшего рассуждения, которая перерастет в интересную идею открытого мероприятия. За активное участие в нашем семинаре хочу сделать вам небольшие подарки-памятки «Активные методы обучения. Как развивать учебную мотивацию?»
Закончить работу хотелось бы словами Соичиро Хонда - основателя компании HONDA MOTOR CORPORATION:

«В целом, люди работают напряженнее
и более инновационно,
если их не принуждают, совсем другая картина там,
где им строго указывают, что делать»

Благодарю всех за участие в семинаре! Творческих успехов вам!











СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 1997. - № 2.
Балаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] / А.А. Балаев. - М., 1986.
Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. – СПб., 2002.
Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Текст] / А.К. Колеченко. - СПб., 2002.
Концепция среднего специального образования. - М., 1991.
Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Морева. - 2-е изд. - М., 2001.
Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов н/Д, 2004.
Педагогика среднего профессионального образования: учебно-метод. пособие / сост. С.В. Митросенко. – Красноярск, 2006.
Погребная Е. Психолого-педагогические основы активных методов обучения / Е. Погребная // lib.metromir.ru/book26105.
Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие [Текст] / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.











Формирование мотивации учения у студентов СПО
через активные методы обучения.
повышения

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515




15