Конспект урока окружающего мира на тему Глобус — модель Земли (1 класс)

Конспект урока.
Предмет: окружающий мир Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова (система развивающего обучения Л.В. Занкова).
Тема: «Глобус – модель Земли» (1 класс).
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование представления о глобусе как модели Земли, развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу, формирование оценочной деятельности.
Ожидаемые результаты: знать, что такое «модель» и для чего она предназначена, объяснять, почему глобус называют моделью, работать с глобусом, уметь осуществлять самоконтроль и самопроверку, оценивать себя.
Предметные задачи урока: формировать понимание того, что глобус – модель Земли, развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение географических знаний в истории человечества, ознакомить с расположением географических объектов на глобусе.
Оборудование учащихся: глобусы, пластилин, спички, учебники.
Оборудование учителя: большой физический глобус, разные виды глобусов, рисунок с изображением глобуса Кратеса, словарь, игрушечная модель, слайды «Разные виды глобусов».
Этапы урока;
задачи в деятельности
обучающихся
Деятельность
учителя.
Деятельность
учащихся
УУД

1.Актуализация знаний учащихся
Прочитайте загадку:
Познакомишься со мной и увидишь шар земной. Покажу тебе все страны, и моря, и океаны.
Это глобус. Докажите, что отгадали правильно.
Работа в парах. Текст загадки на карточке на парте.
Познава-
тельные,
коммуни-
кативные.


2.Целеполагание.
Есть ли этот предмет в классе? Как вы думаете зачем?
Правильно, сегодня на уроке мы будем изучать глобус. Будьте внимательными и активными, а как это у вас получится, вы проверите в конце урока.
Итак, тема нашего урока «Глобус». А что значит, изучить глобус? Что мы должны узнать о глобусе? В каком порядке мы будем изучать?
Таким образом, план нашего урока:
1.Что такое глобус?
2.Первые глобусы.
3.Как устроен глобус?
4.Виды глобусов.
5.Линии и цвета на глобусе?
6.Как сделать глобус?
Ответы детей.










Ответы детей.






Работа в парах. Чтение пунктов плана и определение порядка.
Регулятив-
ные,
познава-
тельные.

3.Открытие новых знаний.









































































































































































































































































































4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля.
























































5.Рефлексия.








6.Выбор домашнего задания.
1.Что же такое глобус? Это латинское слово, переводится на русский язык как шар. Глобус – это шар? А вот этот маленький шар можно назвать глобусом? Значит, глобус не просто шар. А какой шар? Что значит земной шар? А такой размер у нашей Земли? Значит, глобус- это земной шар в уменьшенном размере. А можно глобус назвать моделью Земли? А что такое модель? Где можем узнать значение этого слова?
Что же такое глобус?
Глобус – это модель Земли.
Давайте проверим по учебнику. Решили 1 задачу?


2.Как вы думаете, когда люди стали создавать глобусы? А когда думали, что Земля – лепёшка, могли создать глобус? А первые глобусы были такими же как ваши? А всю Землю раньше знали люди? Почему? Один из первых глобусов был создан древнегреческим учёным Кратесом ещё во 2 веке до нашей эры. Сам глобус не сохранился, но рисунки его остались. Посмотрите на рисунок глобуса Кратеса, он подтверждает наше предположение? Кратес жил в Греции, и поэтому на глобусе похожа только часть Земли расположенная близко к его месту жительства: это Средиземное море, часть Европы. Но остальное не похоже, так как большую часть мира он не знал, а создавал глобус по слухам и догадкам. Самый древний глобус, который дошёл до нас, был создан в 1492 году немецким учёным Бехаймом. Но даже на нём отсутствует полмира. Он был сделан из телячьей кожи, натянутой на металлические рёбрышки. Наши глобусы точно воспроизводят нашу планету. А как люди достигли этого? Путешественники изучали нашу Землю по частям, создавая карты. Географы смогли соединить эти части. Эти сведения были подтверждены снимками из космоса.
Решили 2 задачу?
3. Наши глобусы точно воспроизводят нашу планету, и поэтому помогут нам лучше её узнать. Но сначала нам нужно узнать, из каких частей состоит глобус?
Рассмотрите глобус.
Какие части у глобуса? Для чего? (3 части: шар с изображением Земли, подставка, железная ось.) Проверим по учебнику, правильно мы выделили части.
Решили 3 задачу?
4.Все ли глобусы одинаковые? Сравните глобусы. Какой вывод можно сделать? Глобусы бывают разные по размеру: богатыри, средние - с арбуз, маленькие - с апельсин. А какой нужен нам? Почему?
Бывают глобусы политические (показывают государства), физические (показывают поверхность Земли: равнины, горы, холмы), астрономические (звёздное небо) и др. Решили 4 задачу?
5.А теперь давайте ещё внимательнее рассмотрим изображение Земли на глобусе. Посмотрите, ось выходит из глобуса в 2 точках. Когда мы поворачиваем глобус, эти точки остаются неподвижными. А что это за точки? Откуда мы это можем узнать? (из учебника)
Покажите на глобусе Северный полюс, Южный полюс.
Посмотрите, на глобусе есть разные линии. Они точно сеть покрывают изображение нашей планеты. Есть линии вертикальные, сверху вниз, они постепенно сближаются и сливаются в 2 точках – наверху и внизу.
Как называются эти точки?
Как называются эти линии? (меридианы)
А теперь посмотрите на линии, пересекающие меридианы поперёк. Как они называются ? (параллели)
Почему так называются? Что значит параллельные? (никогда не пересекаются)
Параллели не одинаковой длины, а чем ближе к полюсам, тем меньше.
Посмотрите на все эти линии. Одинаково ли они нарисованы? Есть 2 линии толще других.
Как они называются? Одна опоясывает земной шар, это самая длинная параллель, называется экватор. Она делит глобус на 2 половинки: северное и южное полушария.
Другая линия – нулевой меридиан. Она делит земной шар на 2 половинки: западное ивосточное полушария.
Как вы думаете, на Земле есть эти линии? А для чего они нужны на глобусе? (чтобы точно определять расположение любого объекта на Земле в градусах)
Физкультминутка:
Встаньте, представьте, что вы планета Земля. Покажите рукой, где у вас Северный полюс, Южный полюс, экватор. Повернитесь вокруг своей оси.

Сейчас вы были моделями Земли, а теперь вернёмся к работе с настоящей моделью – глобусом.
Посмотрите, одинаково ли раскрашен глобус? Посмотрите внизу условные обозначения. Что обозначает зелёный цвет на глобусе? Синий цвет? Коричневый цвет? Жёлтый цвет? Голубой цвет?
А что эти цвета обозначали на карте? Сделайте вывод.
На какие 2 группы можно разделить эти условные цвета? (Вода: голубой, синий. Суша: жёлтый, зелёный, коричневый.)
Как вы думаете, почему географы выбрали эти цвета? (Сходство с природой.) Решили 5 задачу?
6.Как вы думаете, трудно сделать такой глобус? А где его делают? Как? (На фабрике. Картонные полушария склеивают между собой. Получается шар. Его оклеивают географической картой, состоящей из 12 долек, каждая похожа на арбузную корку. Показ рисунков.
Как вы думаете, сможем ли мы сейчас в классе сделать глобус? Из чего? (пластилин, спички)
Ваша задача: сделать глобус так, чтобы показать на нём Северный и Южный полюс, экватор, ось.
Что вы можете рассказать по своему глобусу? Что не можете? Как вы сделали ось? Есть ли ось у Земли? Из чего: из железа или дерева? А у вас, когда поворачивались, из чего была ось? Земная ось – воображаемая линия. Решили 6 задачу?


А сейчас вы проверите себя, как изучили глобус, с помощью тестовых заданий. Пододвиньте бланк с тестовыми заданиями, подпишите фамилию. Сначала внимательно выслушайте задание, потом прочитайте варианты ответов, выберите правильный и подчеркните его.
1) Что такое глобус?
Шарообразное тело.
Планета Земля.
Модель планеты Земля.
2) Какая часть у глобуса соединяет полюса (проходит через его середину)?
Шар.
Подставка.
Железная ось.
3) Есть ли у планеты Земля железная ось?
Да.
Нет.
4) Каким цветом на глобусе обозначена вода? (2 правильных ответа)
Синим.
Жёлтым.
Голубым.
Зелёным.
Коричневым.
5) Что на глобусе обозначено коричневым цветом?
Реки.
Горы.
Равнины.
Моря.
Холмы.
Проверка: если ответ выбран правильно – рядом с ним плюс, если нет – минус. Сосчитайте количество плюсов. У кого 6 плюсов? Молодцы. 5 плюсов? 4 плюса?
После урока я сама проверю, насколько вы были внимательными.

Назовите тему нашего урока. Все ли учебные задачи решены? Пригодится ли это нам в жизни? Оцените свою работу:
Я доволен.
Мне было трудно.

Расскажите дома, что вы узнали о глобусе.





Ответы детей.



















Работа со словарём. Чтение значения слова «модель».
Работа с учебником.

Ответы детей.
























































Ответы детей.

























Работа в парах.





Чтение статьи в учебнике.


Ответы детей.
Рассматривание глобусов разных видов.
Просмотр слайдов с разными видами глобусов.
















Работа с глобусами в парах.








Работа с учебником.














Ответы детей.












































Дети выполняют движения.














Ответы детей.















































Самостоятельная работа с пластилином.







Ответы детей.












Выполнение тестовых заданий самостоятельно.










































Самопроверка по эталону. Открываются правильные ответы на доске.







Ответы детей.



Самооценивание.









Регулятив-
ные,
познава-
тельные,
коммуни-
кативные.





































































































































































































































































































Регулятив-
ные,
личност-
ные.
























































Регулятив-
ные,
личност-
ные.













13PAGE 15


13PAGE 14215