Методическая разработка семинара «Активные и интерактивные методы обучения как условие реализации требований ФГОС»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27»

Методическая разработка семинара
«Активные и интерактивные методы обучения
как условие реализации требований ФГОС»
Разработчик :
Шамина Елена Сергеевна,
учитель истории
Киселёвск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc411243494 \h 3ЦЕЛИ проведения семинара: PAGEREF _Toc411243495 \h 4ЗАДАЧИ проведения семинара: PAGEREF _Toc411243496 \h 4ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРА PAGEREF _Toc411243497 \h 5СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc411243512 \h 13ПРИЛОЖЕНИЕ PAGEREF _Toc411243513 \h 14

ВВЕДЕНИЕ Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъекта обучения. Переход к методам обучения, при которых происходит увеличение объѐма приобретаемых знаний, решаемых не за счет увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет кардинального улучшения качества образовательных услуг, возможен с помощью интенсификации учебного процесса.
Активно - деятельностное участие в своём образовании и личностном становлении обучающихся являются одним из ключевых позиций интенсификации образовательного процесса. Активность ученика в образовательном процессе, где он является субъектом собственного образования, имеет созидательный потенциал, что позволит резко увеличить продуктивность образовательной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности студентов.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования (ФГОС СПО) одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ обязывает широко использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Внедрение активных и интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно активных и интерактивных методов обучения.
В предлагаемой методической разработке представлены материалы семинара «Активные и интерактивные методы обучения как условие реализации требований ФГОС»
Материалы семинара представляют актуальность и практическую значимость, содержат рекомендации по использованию в учебном процессе активных и интерактивных методов.
ЦЕЛИ проведения семинара:
Обобщить и систематизировать опыт использования активных и интерактивных методов обучения.
Способствовать осознанному выбору преподавателями активных и интерактивных форм и методов обучения на уроке.
ЗАДАЧИ проведения семинара:
Систематизация и структурирование теоретических знаний об активных и интерактивных методах обучения.
Демонстрация практического использования активных и интерактивных методов обучения.
Время проведения: 1ч.20 мин.
Целевая аудитория: учителя МБОУ СОШ №27
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРАОсновные фазы занятияВремя Алгоритм проведения метода, основное содержание Условия для проведения, оборудование, оформление
12 3 4
I этап: Знакомство, сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников
фаза вхождение в тему3 мин. Выяснение ожиданий и опасений
Выяснение целей и задач участников, соотнесение с общей целью мероприятия.
Метод незаконченного предложения «Я здесь для того чтобы.... »
Цель: осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность в семинаре.
Участники получают самоклеящиеся стикеры и маркеры. Задача записать на стикере высказывания, которое соответствует их ожиданиям от семинара, продолжив фразу «Я здесь для того чтобы.... » и приклеить на ватман. лист ватмана, самоклеющиеся стикеры, маркеры

фаза знакомство10 мин. Знакомство, настрой на работу
Метод: «Аллитерации понятия»
Цель: знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка
«Аллитерация» означает — «при букве», «к букве»; «аллитерация понятия» - это дополнительная характеристика понятия на ту же букву, с которой начинается понятие. Листы А4, маркеры
12 3 4
Участникам предлагается в течение 20—30 с придумать одну или несколько аллитераций своего имени и записать их на отдельных листах. Затем поочередно каждый участник представляет свои аллитерации. фаза знакомство10 мин. Знакомство, настрой на работу
Метод: «3 факта о коллеге»
Цель: знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка 3 мин. Тема и план занятия, регламент работы Слайд – презентация «Активные и интерактивные методы обучения »1-2 слайд
Шаблон таблицы "Активные и интерактивные методы обучения "(приложение) заполняется по ходу семинара
II этап: работа над темой, передача информации, практическая апробация полученных знаний
фаза передачи и анализа информации5 мин. Мини-лекция
Активные методы обучения (АМО)– это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Различия между пассивными, активными и интерактивными методами. Слайд - презентация« Активные и интерактивные методы обучения » 3-6 слайд
12 3 4
Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, т.к. в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.
Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:
-одностороннее, линейное взаимодействие;
-учитель - центральная фигура, он источник информации; он распределяет время, работу; много контролирует;
-ученик - пассивный объект воздействия; класс - масса;
-нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
-нет инициативы учащихся, самостоятельности.
Активные стратегии или методы кругового воздействия:
Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:
-учитель источник информации, эксперт;
-ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;


12 3 4
-темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
-нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации
Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия.
Роль преподавателя резко изменяется:
-он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
-его роль - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
-он консультант, помощник при серьезных затруднениях;
-учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
-источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
-процесс обучения во многом идет через проживание опыта.
фаза практическая апробация полученных знаний 10 мин. Игра на взаимодействие
игра помогает включиться в работу, познакомиться друг с другом, снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой и просто отдохнуть. игровые карточки для каждого участника
12 3 4
15 мин. Групповая работа
Метод: коллаж
Задание: создание коллажа "Алгоритм проведения интерактивного занятия"
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании художественных произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Для изготовления коллажа не требуется никаких особых навыков, что сразу снимает барьер неумения, а материалы для работы используются простейшие – картинки, ткань, бисер, цветная бумага, и т.д., всегда имеющиеся в любом доме.
Могут быть отображены этапы:
1. Подготовка занятия
Педагог производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: возраст участников, их интересы, будущая специальность, временные рамки проведения занятия, проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее, заинтересованность группы в данном занятии. Перечень необходи-  листы ватмана, газеты, журналы, открытки,  карандаши, фломастеры, клей ПВА 
12 3 4
мых условий: должна быть четко определена цель занятия, подготовлены раздаточные материалы, обеспечено техническое оборудование, обозначены участники, определены основные вопросы, их последовательность, определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии), раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории, использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);
– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой. 12 3 4
3. Основная часть:
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
- выяснение позиций участников;
- сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации).
- интерактивное позиционирование.
Последнее включает четыре этапа: 1) выяснение набора позиций аудитории;
2) осмысление общего для этих позиций содержания;
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом;
4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

4. Выводы (рефлексия)
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном 12 3 4
аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. III этап: Завершение занятия, подведение итогов, рефлексия
фаза рефлексия 10 мин Подведение итогов
метод: «Телеграмма»
Раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать телеграмму, в которой необходимо выразить свое состояние после занятия. бланки для телеграммы, маркеры
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАпухтина, А. Г. Проблемы эффективного взаимодействия педагога с аудиторией слушателей в учреждении профессионального образования [Текст] / А. Г. Апухтина, Н. М. Сергеева // Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19-20 марта 2014 г.): в 2 ч. Ч. 2. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – С.109-111 (0,2 п. л.).
Вавилова, Л. Н. Учебно-методическое обеспечение процесса обучения взрослых [Текст] / Л. Н. Вавилова // Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19-20 марта 2014 г.): в 2 ч. Ч. 2. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014– С. 152-155 (0,3 п. л.).
Вагина, Л.А. Школа молодого учителя [Текст] / Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова - Волгоград: «Учитель», 2007.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники[Текст] / А.А. Гин. -Луганск: СПД Резников В.С., 2006.
Гуляева, М. А. Возможности самообразования в формировании методической культуры педагога [Текст] / М. А. Гуляева // Профессиональное образование и занятость молодёжи: XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19-20 марта 2014 г.): в 2 ч. Ч. 2. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – С. 155-156 (0,1 п. л.).
Копылова, А. В. Организация обучения взрослых в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] / А. В. Копылова // Профессиональное образование и занятость молодёжи – XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Кемерово, 19-20 марта 2014 г.): в 2-х ч. Ч. 2. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – С. 167-168 (0,1 п. л.).
Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. «Анализ современного урока» [Текст]: Практическое пособие. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. [Текст]: Научно-практическое пособие. Часть 1./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. [Текст] / В.М. Лизинский. М: Центр «Педагогический поиск», 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕМЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА АТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (АМО)
Этапы занятия Метод Цель Содержание Примечание
1 2 3 4 5
Фаза знакомство «Аллитерация понятия» знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка Фаза знакомство «3 факта о коллеге» знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка Вхождение в тему, выяснение ожиданий и опасений «Я здесь для того чтобы....»
осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность на занятии фаза практическая апробация полученных знанийИгра на взаимодействие помогает включиться в работу, снять напряжение, переключиться с одного вида деятельности на другой и просто отдохнуть фаза практическая апробация полученных знанийгрупповая работа
Снежный ком обеспечить разнообразие мыслительной и практической деятельности, в процессе освоения открытия новых знаний. Развивать умение владеть приемами действий в ситуации общения фаза практическая апробация полученных знанийгрупповая работа
Коллаж эмоционально-образное, воплощение основной идеи. Нестандартный подход к воплощению идеи
1 2 3 4 5
фаза рефлексия Телеграмма вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты деятельности. Соотнесение поставленной цели с результатами обучения.