Урок Цветок – орган семенного размножения

Учитель биологии
МБОУПролетарскаяСОШ № 5
Катрюхина Т.Д.


Методические рекомендации к
проведению урока.

Представляю электронное приложение к уроку биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужен: компьютерный класс. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Использование на уроке проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимого каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся.
Представленная презентация содержит 27 слайдов + Смарт приложение, и составлена по материалам электронного наглядного пособия «Биология 6-9 класс» согласно хода урока.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей, структурированной информацией, помогает учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, экономит время при подготовке к занятиям, даёт учителю готовый материал и достаточно иллюстраций, развивает зрительную память учащихся, акцентирует внимание на важных объектах за счёт фрагментарной и наглядной подачи материала. Главным достоинством презентации является повышение качества знаний и усиление учебной мотивации к предмету.
Считаю для себя очень важным при моделировании любого урока не забывать, что, давая детям знания, умения и навыки, мы должны помнить о сохранении и приумножении их здоровья, а это возможно только при рациональной организации времени с использованием здоровьесберегающих технологий, так как это является приоритетным направлением в педагогической деятельности каждого учителя «школы здоровья».
Поэтому учебный материал в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Урок биологии в 6 классе по теме
« Цветок – орган семенного размножения».

Тип урока: усвоение и закрепление нового учебного материала.
Технология обучения: ИКТ с использованием здоровьесберегающих технологий.
Формы работы:
индивидуальная;
групповая – ведущая, более целесообразная, т.к. даёт полную вовлечённость в работу;
общеклассная.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемно-диалогический;
частично-поисковый;
первично-исследовательский.
Цель урока:
Формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить особенности строения цветка, раскрыв биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок;
дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях;
познакомить с новыми терминами и понятиями;
научить пользоваться обозначениями при составлении формулы цветка;
на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность: умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
обеспечить в ходе урока развитие речи учащихся: обогащать и усложнять словарный запас;
развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отношение к цветам, т.е. формировать экологическое воспитание;
прививать навыки коммуникативного общения, работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Структура урока:
организационно – мобилизующий этап;
изучение нового материала, через мотивацию творческой деятельности (индуктор), разрыв ( новое видение предмета, которое требует дополнительной информации), усвоение новых знаний, работу с учебником;
«скрытая» физкультпауза, выполнение лабораторной работы (используя инструктивную карточку учебника);
закрепление знаний;
подведение итогов;
домашнее задание;
рефлексия.

Средства обучения:
цветущие комнатные растения;
консервированные цветки яблони, груши, вишни;
ПК, медиапроектор, интерактивная доска;
презентация Miсrosoft Power Point «Цветок – орган семенного размножения растений»;
рабочая тетрадь;
учебник В.В.Пасечник «Биология 6 кл. Бактерии. Грибы. Растения»;
каждому уч-ся на стол кружочки (красный, зелёный, синий);
кроссворд с иллюстрациями цветов;
тест: « Цветок – орган семенного размножения»;
цветные карандаши;
листы бумаги;
препаровальные наборы.
Программное обеспечение:
Учебное электронное издание «Биологи 6-9 класс».

Структура урока и ход урока.

Презентация
I. Организационно - мобилизующий этап.
А) Приветствие, настрой на работу.
Учитель:
- Запишите дату и тему урока в рабочую тетрадь.(слайд №1)
Б) Восприятие нового материала.
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой! (слайд № 2)
Сегодня мы отправляемся в увлекательное прекрасное путешествие в царство цветов. «Цветы – удивительное лекарство для души» (запись на доске), одна эта фраза очень многое говорит об их значении в жизни человека. Но цветы возникли задолго до появления человека, и природа создала их не только для нас, а, скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.
«Чтобы жить – нужны: Солнце, свобода и маленький цветок»
(слайд № 3).
Как можно объяснить эти слова знаменитого сказочника Андерсена (если дети затрудняются ответить на этот вопрос, учитель просит вспомнить, к каким органам – вегетативным или генеративным относится цветок. Ученики отвечают. Так как дети уже знают, что такое вегетативные и генеративные органы, необходимо выйти на определение, что цветок – генеративный орган растения). ( слайд № 4, анимация с голосовым сопровождением).
В) Сообщение учащимся цели. ( слайд № 5)
Учитель:
-Поэтому цель нашего урока – изучение цветка как генеративного органа покрытосеменных растений.
Г) Постановка задач урока самими учащимися.
Учитель:
-Как вы думаете, как можно сформулировать задачи урока? Что нам предстоит изучить? С чем познакомится? (слайд № 5)

II.Изучение нового материала.

1. Мотивация творческой деятельности каждого учащегося.
Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир природы и цветок – одна из таких загадок. Сегодня нам предстоит разгадать эту загадку вместе.
Учитель:
- Вспомните свой любимый цветок и нарисуйте его цветными карандашами на листах, которые лежат у вас на столах. (слайд № 6)
Работа с материалом. Создание рисунка. (Примечание: перед уроком расстановка столов происходит в форме «каре», это наиболее эффективное размещение мебели для занятий в режиме коллективного сотворчества, даёт возможность увидеть большее кол-во цветов, сравнить, и что очень важно снять напряжение через увиденные образы, улыбку, переключиться с режима
близкого зрения в режим дальнего, т.е. ребёнок и учится, и отдыхает, и участвует в развивающем тренинге). Во время выполнения работы звучит спокойная музыка.

2. Организация работы в группах (слайд № 6)
Учитель:
- Я прошу вас сравнить свой рисунок с рисунками других, найти общее и отличие.
У детей появляются разногласия. Для разрешения вопросов, разногласий проводится работа с живыми объектами.
3. Разрыв ( новое видение предмета, которое требует дополнительной информации. ( слайд № 6)
Учитель:
-Рассмотрите цветки комнатных растений, расчлените их с помощью препаровальных наборов и сравните с изображением. (На данном этапе учитель проводит инструктаж по технике безопасности).
Постановка проблемного вопроса.
Учитель:
- Все ли части цветка вы изобразили на своём рисунке? Почему? - Какие части цветка вы не нарисовали? Почему? (слайд № 7)
(ученики затрудняются ответить). Далее учитель показывает (слайд № 8)
4. Работа с учебником
Учитель:
- Найдите информацию о строении цветка, прочитайте, изучите рисунок.(слайд № 8)
Затем учащиеся помогают восстановить схему строения цветка. (слайд № 9)
Учитель:
-Как вы думаете, какие части цветка являются главными? (предполагаемый ответ: чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о строении каждой части, значении).
-Чтобы ответить на данный вопрос и понять значение цветка для растения, нам необходимо узнать его строение. (слайд № 9)
(На этом этапе начинается знакомство со строением пестика, тычинки, околоцветника, типами цветков, о двудомных и однодомных растениях) (слайды № 10 -17 )
5. «Скрытая» физкультминутка.
( проводится при коллективной проверке прочности усвоения нового учебного материала, учитель в случайном порядке зачитывает правильные и неправильные варианты ответа. Учащимся предлагается при этом сопровождать свой ответ выполнением определённых упражнений. Например, в случае правильного ответа руки вверх хлопок над головой посмотреть на руки, а при неправильных вариантах приседают руки вперёд. Задания выполняются не менее 1 минуты).
Учитель:
-Ребята, я предлагаю вам выйти из-за парт и, выбрав правильные утверждения, выполнить несложные упражнения.
- Итак, какие утверждения верны?
1. Цветок – видоизменённый побег. +
2. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. +
3. Пестик – мужской половой орган, а тычинка – женский. -
4. Венчик состоит из чашелистиков. -
5. Цветок – орган семенного размножения, из которого после опыления и оплодотворения развивается плод. +
6. Часто ярко окрашен пестик. -
7. Чашечка состоит из лепестков венчика. -
8. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. +
9. Однополые цветки, это те, у которых есть только тычинки или пестик. +
10. У двудомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. -
11. Правильные цветки, это те, через которые можно провести одну плоскость симметрии. -
12. Раздельнополые цветки, это те у которых есть только тычинки или только пестик. +
13. У однодомных растений пестичные и тычиночные цветки формируются на одном растении. +
14.Околоцветник состоит только из венчика или только из чашечки. –
15. Неправильные цветки, это те, через которые можно провести несколько плоскостей симметрии. -
6. Выполнение в рабочей тетради задания №1 – Лабораторная работа № 17 «Строение цветка» ( слайд № 18)
в учебнике стр. 128 к § 28 (работа выполняется по инструктивной карточке)
Цель работы:
-познакомить учащихся со строением цветка;
-закрепить знания о строении цветка и его функциях;
-продолжить формировать у учащихся навык работы с натуральными объектами и навык выполнения биологического рисунка.
После знакомства со строением цветка учащиеся отвечают на поставленные вопросы, ответы на которые являются выводом по проделанной работе и записываются в рабочую тетрадь:
- Что формируется из семязачатка?
- Какие части цветка являются главными и почему?
- Что такое цветок? (учащиеся дают определение цветка, затем эти определения сравнивают с определением на (слайде № 19).
7. Закрепление знаний. ( При помощи гиперссылки переходим в программу Смарт)
1. Работа со слайдом «Установите соответствие», (слайд № 20) ( эту работу каждый учащийся выполняет индивидуально, после выполнения задания один ученик идёт к интерактивной доске и выполняет задание на ней, остальные проверяют, т.е. применяется метод отслеживания). Рабочая тетрадь – задание № 2.
2. Тест «Цветок – орган семенного размножения» (Приложение 1),на его выполнение отводится 2-3 мин., затем тест проверяется в парах, при необходимости корректируется. ( слайд № 21-22)
3. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, «Мифы и быль о цветах» (Приложение 2) (слайд №23) (уч-ся выполняют работу на листах, а затем по одному выходят к интерактивной доске и заполняют пропущенные клетки). Это задание позволяет учащимся расширить свой кругозор по данной теме.
8. Подведение итогов.
Учащиеся, которые справились с работой и имеют положительный результат, оцениваются.
9. Домашнее задание. ( слайд № 24)
Изучить параграф № 28, в рабочей тетради выполнить задания № 3,4,5.
Подготовить загадки, стихи, пословицы о цветах.
10. Рефлексия
Учитель:
-Урок окончен, и я прошу вас послушать притчу:
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!».
-Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу на уроке.
- Кто работал так, как первый человек, поднимите синие кружки?
- Кто работал добросовестно, поднимите зелёные кружки?
- Кто принимал участие в строительстве храма, поднимите красные кружки? В конце урока учитель благодарит ребят за работу:
- Спасибо, мне было очень приятно с вами работать.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15