Урок Цветокпо биологии на тему: Цветок как орган семенного размножения

Root EntryПРИЛОЖЕНИЕ 25 (продолжение)
Конспект урока биологии в 6 классе
(открытый урок)

Тема урока:
«Цветок как орган семенного размножения»
Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:        
 Образовательная - систематизировать и обобщить знания учащихся об органах цветкового растения, сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;
Раскрыть  биологическое значение частей цветка, познакомить с видами цветков
Развивающая – продолжить развитие познавательного интереса к теме, формировать умения исследовать цветок как объект природы, выявить его значение, активизировать знания учащихся.
Воспитательная – формирование научного мировоззрения учащихся, бережного и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе.
Тип урока: усвоение нового материала. Форма урока: комбинированный с применением элементов технологии развития критического мышления, лабораторная работа
Обеспечение урока: компьютер, проектор, таблица «Строение цветковых растений», разборная модель цветка, цветущие комнатные растения, учебник «Биология 6 класс» И.Н. Пономарёва, презентация.
Ход урока
1.Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что на урок биологии вы, как всегда, пришли в хорошем настроении, чтобы, удовлетворить свою любознательность, сделать какие-то новые открытия. А если это не так, то повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. А теперь в путь!
2.Актуализация знаний.
Мы продолжаем знакомство с удивительным миром растений и сначала вспомним, что мы знаем об органах цветкового растения (Карточка, см. приложение 1). Знания проверяются методом самопроверки: дети сравнивают свои результаты с таблицей №1. (см. приложение 2)
- О каких органах цветущего растения мы уже говорили на предыдущих уроках? (корень, лист, стебель)
Значит, тема сегодняшнего урока (дети формулируют тему урока, на доске появляется запись, которая будет дополнена в продолжении урока)
Цветок
А теперь отправляемся в сказку (читаю фрагмент из сказки А.Платонова «Неизвестный цветок»):

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду:     А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волосики корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти. Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. . Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости
В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

С этим цветком подружилась девочка Даша, которая вместе со своими друзьями помогала ему преодолевать трудности.
  А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать цветок. Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; но Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цветок, только намного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
- Вы, конечно, узнали героя сказки А.Платонова «Неизвестный цветок? Какой он?
- красивый, сильный, смелый, трудолюбивый.
- Он настоящий герой. Какой подвиг он совершил?
- выжил в суровых условиях, оставил после себя потомство.
Как же ему удалось не только не погибнуть, но и оставить после себя потомство, превратить пустырь в цветущую поляну?
- Ответы на эти вопросы мы будем искать на нашем сегодняшнем уроке, главным героем которого тоже будет Цветок
Давайте вспомним, что мы знаем о цветке? (на доске заполняется схема-кластер)


















Записывается определение цветка в тетради (в 1столбик таблицы №2, см. приложение 3)
 Цветок – это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения
Следовательно, мы будем изучать цветок, как орган семенного размножения (дописываем тему урока)
Что ещё нам нужно узнать, чтобы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? (напоминаю вопросы)
- строение цветка
- функции каждой его части
- виды цветков
- причины многообразия цветков
(заполняется вторая колонка таблицы, приложение3)
Каким образом мы будем решать поставленные задачи?
-Слушать объяснение учителя
-Изучать материал учебника
-Исследовать модель цветка (лабораторная работа)
-Заполнять таблицу (листы с макетом таблицы №3 у каждого ученика на парте) ( приложение 4)
3.Изучение нового.
Презентация «Строение цветка». Рассказ учителя с элементами беседы. (Попутно заполняется таблица №3, приложение 4).
Самостоятельная работа учащихся с таблицей. Дети маркируют записанную информацию, используя обозначения:
«!» -знал, «+» - новое, «?» - появился вопрос
2. Обсуждение записей, внесенных в таблицу, работа с учебником над возникшими вопросами.  
4.Закрепление изученного
А теперь закрепим полученные знания на практике. «В чем суть цветка? И можно ли добраться до нее, обрывая лепестки, один за другим?».. – задавался вопросом известный психолог В. Леви. Мы сейчас попробуем это сделать.
Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».(см. приложение 5)
5.Рефлексия
Возвращаемся к таблице № 1, заполняем третью графу, чтобы увидеть, все ли задачи решены.
Давайте убедимся в том, насколько хорошо усвоена тема урока.
1) Интерактивная игра «Собери цветок», во время которой дети собирают модель цветка, выполняя роль его частей, проговаривают назначение каждой части, составляют формулу получившегося цветка
2) Возвращаемся к кластеру, который начали составлять в начале урока, Совместно с учениками, учитель достраивает вторую часть кластера на доске цветным мелом – ребята называют новые признаки, используя свои записи, материал учебника (см. приложение 6).
6. Подведём итоги.
Итак, сегодня мы попытались постичь тайну цветка, самого совершенного творения на земле. Похоже, что сама матушка-природа постаралась и одарила нас этими чудесными созданиями, без которых наша жизнь немыслима. «Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы». Это утверждение принадлежит Рабиндранату Тагору
Но ведь природа создала цветы не только для нас, а скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений. Заключительная часть сказки «Неизвестный цветок» о том, что смысл всякой жизни в ее продолжении и после смерти, назначение всего живого на земле – «из смерти работать жизнь». Благодаря стараниям детей, через год пустырь превратился в заросшую травами и цветами поляну. Дети помогли цветку оставить потомство на земле и тем продлили его жизнь.
Возвращаемся к таблице №2 , заполняем последнюю графу.
Даётся домашнее задание:
1. Составить рассказ по кластеру, используя материал учебника, записи в тетрадях. (Для «сильных» учащихся продолжить составление кластера).
2. Индивидуальные задания: найти ответы на вопросы из последней графы табл. №2
Учитель благодарит ребят за работу на уроке, оценивает детей
- И помните мудрые слова Гегеля «Там, где вырождаются цветы, не может жить человек».










корень

Пестик +
тычинки

пестик

тычинки

Видоизменённый побег

ЦВЕТОК

стебель

Часть растения

орган размножения

лист



15