Урок по биологии на тему «Цветок, его строение и значение» 6 класс


Урок по биологии на тему «Цветок, его строение и значение» 6 класс
Цель урока: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи: Образовательные: изучить особенности строения цветка, показать связь строения цветка с выполняемой функцией, сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные: умение ценить красоту и многообразие окружающего мира, прививать бережное отношение к природе, воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие: развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать.
Тип урока – комбинированный урок
Методы: словесный, репродуктивный, практический.
Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки «Тест-соответствие» и презентация.ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний по теме «Побеги растений в зимнее время»
Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
III Изучение нового материала
Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
А) Строение цветка:   ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).
Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
       Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
       Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)
Цветок имеет главные второстепенные части (Схема – слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
  Учитель:  (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки (Слайд №8), которые тоже имеют особое строение. 
Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
     Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
  Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд №9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у него простой околоцветник. Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.
       Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.
Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).
Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд №12).
       Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Как называются такие цветы? – пестичные цветки.
А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике)
      Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)
Б) Формула цветка:
       Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
   - пестичные (женские) цветки,
   - тычиночные (мужские) цветки,
   - обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
    - число частей цветка больше10.
Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).
IV. Закрепление знаний:
Лабораторная работа № 1 «Рассмотрение строения цветка» (Слайд № 19)
Цель: Изучение строения цветка.
Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», гербарий детей собранный летом.
Инструктивная карточка (слайд).
1. Рассмотрите цветок под лупой.
2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Строение цветка фиалки (петунии)
Части цветка Число частей цветка
Цветоножка Цветоложе Чашелистики Лепестки венчика Тычинки Пестики V.Рефлексия
VI. Домашнее задание. §20. Подготовить сообщение «Легенды о цветах»