Методическая разработка «Сочинение сказок с детьми младшего школьного возраста»

Департамент образования
Администрации Ярославской области








Методическая разработка


«Сочинение сказок с детьми
младшего школьного возраста»


Составитель: Соловьева Е. А.,
учитель начальных классов СОШ № 8
г. Углича.

Научный руководитель:
Смирнова Т.М.,
преподаватель методики русского языка УПК,
кандидат педагогических наук.






Углич
2016

Содержание


Введение.

Понятие о творческой деятельности

Психологические основы, методы и приемы стимуляции творческой деятельности

III. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса упражнений, включающих разнообразные виды творческих заданий по сочинению сказок...
сказки по серии картинок;..
изменение конца сказки;....
сказки наоборот;......
сказки с огородной грядки;
сказки с лишним героем, сказки по опорам.
исследование уровня развития связной речи у учащихся начальных классов .

Заключение..
Литература..
Приложения ...




1

3


4



5
6
6
8
8
9

12

17
18
















Введение.

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.
Возможность создать что-то новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Воображение – это любой процесс, протекающий в образах.
Целью данной работы является развитие творческих способностей младших школьников посредством сочинения сказок. В ней представлено теоретическое обоснование использования сочинения сказок как вида работы, способствующего развитию ребенка, учитывая, что литературное творчество опирается на воссоздающее воображение и литературно-творческие умения. Содержится комплекс упражнений по сочинению сказок, который позволит шаг за шагом развивать у детей творческую деятельность.
Данная работа тесно взаимосвязана с теоретическим подходом к построению уроков литературного чтения по модели «Начальная школа XXI века». Главной задачей курса и работой по сочинению сказок является литературное развитие младших школьников, развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры. Определяющей линией в этом направлении является самостоятельная творческая деятельность ученика.
Для того чтобы самостоятельная работа стала действенным средством обучения, необходимо вводить такие виды литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус.
Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Это могут быть сказки и рассказы с героями изученных произведений.
У всякого, кто вглядится в детское творчество, возникает вопрос: какой смысл в этом творчестве, если оно не может воспитать в ребёнке будущего писателя, творца, если оно оставляет только краткое, эпизодическое явление в развитии ребенка, которое потом свертывается и иногда исчезает совершенно?
Смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот трудный путь в развитии творческого мышления, воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии, творческой мысли.
Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад. И, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.
I. Понятие о творческой деятельности

Творческая деятельность – это нахождение нового пути или создание чего-то нового. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.
Вместе с тем, психологи отмечают, что все дети – творцы. Одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все.
Задача учителя развивать творческие способности и сформировать умение их проявлять.
Анализ психолого-педагогической литературы по развитию творческих способностей, творчества показал, что данной проблемой занимались ведущие психологи и педагоги: Выготский Л.С., Ладыженская Т.А., Бухвалов В.А., Синицын В.А.
Со словом «творчество» связываются не только глобальные открытия, эпохальные достижения и невероятные подвиги, но и повседневная жизнь каждого без исключения человека.
Творить – означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде. Одно из самых распространенных определений творчества – определение по продукту или по результату. Творчеством в этом случае признается все то, что приводит к созданию нового. Это может показаться хорошим и простым решением, так бы оно и было, если бы не трудности с выяснением следующего понятия – что может считаться новым. Обычно подобные рассуждения приводят специалистов к разговорам о субъективно новом и объективно новом.
Обратимся к примерам: монах Г. Мендель открыл законы генетики, но прошло много лет, и их переоткрыли другие ученые. Возникает вопрос: можно ли сказать, что последователи Менделя трудились творчески и были творцами – ведь они открывали, как это часто бывает, нечто уже известное? Если следовать логике этого определения, то мы можем смело дать утвердительный ответ на этот вопрос. Ведь они создавали то, чего не знали.
Есть у этой проблемы и еще одна грань: всегда ли новое должно включать в себя только новые идеи? Ведь новым может быть необычное сочетание уже известного. Например, всем давно были известны лодка и автомобиль, а когда их соединили, получилось принципиально новое транспортное средство – амфибия. Элементы старые, а рожденный объект с полным правом может считаться новым.
Можно и существенно усовершенствовать старое, так, что оно изменится до неузнаваемости, а это будет достойно называться творчеством.
II. Психологические основы, методы и приемы
стимуляции творческой деятельности

Психологическими основами творческой деятельности, воображения и фантазии являются: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления (Выготский Л.С.). Рассмотрим эти качества:
- Гибкость ума включает способность к выделению основных признаков из множества.
- Систематичность и последовательность позволяют управлять процессом творчества, доводить начатое дело до конца.
Исследования детского творчества позволяют выделить три вида развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывая новые фантастические объекты. Так, ребенок может представить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающее такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией. В её основе лежат качества:
- четкое представление образа предмета;
- хорошая зрительная и слуховая память;
- умение сравнивать предметы по цвету, по форме, размеру и количеству деталей;
- способность соединять части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.
Итак, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных представлений. Это качество творческого мышления называют оригинальностью.
К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формировать поисковые вопросы, на которые сами пытаются найти ответ. Это происходит потому, что школьники стараются понять и осмыслить причинно-следственные связи.
Для стимуляции творческой активности используют различные методы и приёмы:
- прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным; этот прием используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;
- метод мозгового штурма; это метод коллективного решения проблемы;
- незаконченные рисунки;
- неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей;
- описание необычных, новых свойств предметов.
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. А обогащение речи оказывает положительное влияние на развитие мышления. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Ученые давно пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство ученых выделяли две стадии творческого процесса: 1) длительные размышления, 2) короткое озарение и интуитивное принятие решения (Савенков А.И.).
Психологи считают, что творчество направлено на создание новых идей, его результатом является создание чего-то нового или усовершенствование чего-то старого. Неотделимой частью творчества является воображение или фантазия. Оно представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата деятельности. Высшей точкой творчества является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие напряжения. Для развития творчества у детей необходимо создать атмосферу фантазии, обеспечить необходимыми знаниями, стимулировать целеустремленностью, все это сопровождать эмоциональным подъемом.
III. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса упражнений, включающего разнообразные виды творческих заданий по сочинению сказок

Как-то принято считать, что сказка приходит к ребенку сама по себе. Да, такой уж это немудреный жанр: ничего в нем особенно сложного нет. В действительности с этим утверждением нельзя согласиться. В этом-то все и дело, что сказочный жанр очень многолик, по-настоящему мудр.
Гораздо сильней воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»,- утверждал В.А. Сухомлинский.
Глубоко проникнуть в мир сказки, почувствовать красоту, нравственную силу сказки младшим школьникам бывает порой нелегко. Ребенок не способен без дружеской поддержки взрослых проникнуть в многомерный сказочный мир, почувствовать его особый «аромат». При этом, конечно, сам взрослый должен любить и знать сказку. Что же именно мы вкладываем в эти два понятия: «любить» и «знать»?
Любить сказку – это интуитивно чувствовать ее мелодию, особую интонацию, тембр, сопереживать героям, ощутимо представлять себе пространственную и временную организацию сказочных событий, вдыхать неповторимый аромат того единственного слова, без которого сказка рушится, как карточный домик. Любить сказку – это и живо, с помощью жестов, мимики, интонации доносить сказку до окружающих.
Знать сказку – это и помнить разные сказки, и уметь их живо рассказывать в определенных жизненных ситуациях. Речь идет об элементарном уровне знаний. Достичь его могут не только взрослые, но и дети. Знать сказку на более высоком уровне – это уметь ориентироваться в сложном, качественно неоднородном сказочном мире, который составляет основу разных типов сказок и выбирать удачные формы работы с ними, чтобы углубить их восприятие детьми.
Дети знакомятся с большим количеством сказок в дошкольном возрасте. В первом классе работа по составлению сказок строится с опорой на имеющиеся знания сказок, на приобретенный жизненный опыт первоклассников, подключая к работе фантазию, воображение и волшебство.
Программа опытно-экспериментальной работы включает комплекс упражнений, который был нами разработан и апробирован в процессе исследования в течение 2-х лет (2001-2003г.).

Сказки по серии картинок
Свою работу мы начали с простых заданий. Это рассказывание сказок по серии картинок. Очень много таких заданий рассматривалось на уроках «Грамоты». Дети легко воспроизводят сказки по серии картинок, даже рассказывают то, что происходило, но не показано на рисунках. Эти рисунки выливаются в диафильм, где некоторые кадры пустые. Задача детей несколько усложняется: необходимо не просто рассказать по серии картинок сказку, а и вспомнить некоторые эпизоды сказки. Но и эти задания не вызывают у первоклассников особых затруднений, так как у них накоплен некоторый опыт в восприятии сказок. Использовались следующие сказки: «Репка», Д «Колобок», «Волк и Лиса», «Маша и Медведь», «Лиса и Журавль»» (см. приложение 2).

Изменение конца сказки
Иная работа проводилась со сказкой Лиса и Заяц. Она больше других заинтересовала детей, обнаружив это им было предложено изменить конец сказки. Мы представили, что все стали сказочниками, и работа началась. В классе наступила тишина. Дети затруднялись изменить конец сказки, так как эта сказка со счастливым концом. Помогли вопросы учителя:
- Кто помог Зайчику выгнать Лису?
– Петух.
– А кто бы мог помочь ему в вашей сказке? Последовал ответ:
- Собаки.
– Но собаки уже были в сказке и не смогли помочь Зайчику. Нужно придумать такого героя, который бы еще не участвовал в сказке, но смог бы помочь Зайчику. Дети сидели тихо и не могли выбрать такого героя.
- Кто из зверей мог бы быть таким же хитрым, как Лиса? Дети стали предлагать:
- Волк.
Но Ваня Ч. тут же возразил:
- Нет, волк глупый, его Лиса все время обманывает. Ученику пригодились знания сказок, где Волк показан, как простофиля, глупец, который всему верит. Дети предложили:
- Кот.
- Почему Кот может помочь Зайчику?
- Кот умный и хитрый, он еще и сильный, а значит, сможет защитить слабого.
- Как же закончится сказка, если на помощь придет Кот?
Первоклассники придумали такой конец сказки:
- Идет Кот и говорит:
- Иду, когти точеные, кто обижает Зайчика, того поцарапаю.
Лиса испугалась и убежала.
В книге ребятам очень понравилась русская народная сказка «Маша и Медведь». Перед детьми был поставлен проблемный вопрос:
- Как вы считаете, сказка кончается хорошо или плохо? Докажите.
Последовали ответы детей, что сказка кончается хорошо, так как Маша вернулась домой.
- Это в отношении Маши, а для Медведя?
- А для Медведя – плохо, потому что его прогнали собаки.
- Нравится ли вам такой конец сказки?
Многим ребятам такой конец сказки не нравился.
- Как бы вы хотели его изменить?
Вариантов концовки сказки было много. Вот некоторые из них:
- Медведь принес Машу в деревню и остался у нее жить. Для него выстроили дом. (Коля В.)
- Медведь договорился с бабушкой и дедушкой Маши, что она будет жить у него в лесу. (Маша Р.)
- В сказке добро всегда побеждает зло, и конец должен быть таким, чтобы всем было хорошо, и Медведю, и Маше.
Ребята задумались и совместными усилиями придумали такой конец сказки:
- Медведь благополучно добрался до своей избушки в лесу. А с Машей они стали хорошими друзьями, ходили друг к другу в гости. Медведь угощал Машу душистой малиной и липовым медом, а Маша пекла для Медведя вкусные пирожки.
По ответам детей можно определить, что они достаточно хорошо ориентируются в сказках и глубоко воспринимают образ центрального персонажа. Для детей понятен воспитательный момент сказки, в сказке добро побеждает зло.
Во втором классе ребятам предлагалась более сложная работа со сказкой: продолжить сказку до логического, эмоционального конца.
- Попытайтесь предположить, как же в дальнейшем сложится судьба Серой Шейки?
Второклассники дописывали 7-ю главу сказки Д. Мамина - Сибиряка, иллюстрировали её, а затем выразительно читали свои варианты продолжения сказки. Вот один вариант такого завершения: «Серая Шейка вывела птенцов. А лисенок решил отомстить за мать-лисицу всем уткам. Он каждую ночь выходил на охоту и съедал одну утку. Тогда все утки собрались, и когда лисенок появился, стали его щипать и бить крыльями. Так продолжалось много ночей. Лисенок не выдержал и ушёл в другой лес». Сказка «Три поросенка на новый лад» (приложение 3) Нами разработано несколько вариантов такой работы. Использовались следующие приёмы изменения конца сказки: ускорение-замедление действия; увеличение-уменьшение объекта; динамичность-статичность; дробление-объединение; универсализация-разграничение (см. приложение 2,3).

Сказки наоборот
Ещё одним видом творческой работы над сказкой является создание сказки «наоборот». Это не новая сказка: в известную сказку лишь вносятся элементы нового, связанные с перестановкой персонажей, с перевертыванием сюжета. Ученикам разрешалось при необходимости незначительно изменять сюжет сказки. Основное требование при этом, чтобы герои в «сказке наоборот» остались те же, только поменялись местами.
«Сказка наоборот» сочиняется коллективно – всем классом или по группам, редактируется, что дает возможность ребятам лучше понять героев сказки, пополнить активный словарь яркими сказочными оборотами. Такая творческая работа обычно вызывает живой интерес у младших школьников, формирует чувство слова, наблюдательность, способность к сопереживанию, творческое воображение.
В первом классе нами проводилась такая работа над сказками «Золушка» Ш. Перро, «Колобок», «Три поросенка». В сказке «Золушка» наоборот Золушка становится злой, а мачеха доброй. В сказке наоборот «Три поросенка» поросята злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый. У ребят в таких сказках все герои становятся добрыми (см. приложение 2).
Вот какая сказка получилась у ребят про трех поросят:
«Жил-был Волк и три братца поросенка. Волк был добрый и доверчивый. А поросята были драчуны и забияки. Приближалась осень, и Волк стал строить дом из соломы. Братья поросята резвились и дрались. Когда стало холодно, поросята решили выгнать Волка из его дома. Волк испугался и убежал в лес. Драчуны вбежали в соломенный дом, стали возиться, и дом рассыпался. А Волк в лесу построил дом из прутьев. Из него поросята тоже выгнали Волка, да затеяли драку, и дом рухнул. А Волк побежал за лес и увидел каменный дом, там никого не было. Он и поселился в нем. Узнали об этом три поросенка, решили выгнать Волка, но ничего не получилось. Тогда решили сломать дом. Они дунули, как только смогли. Дом стоял, как крепость. Тогда они стали трясти дверь. Но дверь не поддавалась. Решили пробраться в дом через трубу. Но поросята были толстыми и в трубу не пролезли. На улице стало еще холоднее. И братья решили попросить прощенья у Волка. Волк простил поросят, и стали они дружно жить вместе, под одной крышей».

Сказки с огородной грядки
Вид творческой деятельности, который развивает воображение детей – это сочинение сказок из серии «Сказки с огородной грядки». Героями сказок становятся овощи и фрукты, которые вызывают наибольший интерес у детей. Детей заинтересовало, почему у огурца пупырышки. И мы решили сочинить об этом сказку. Версий на эту тему было много, и вот несколько из них:
- Жил-был гладкий огурец. Один раз пошёл огурец погулять. Он решил нарвать цветов для друга помидора. Стал рвать и укололся крапивой. Так и стал огурец с пупырышками. (Настя К.)
- Жил-был огурец. Он был зеленый и гладкий. И вот однажды пошел огурец в гости к помидору. Шел он по полянке долго-долго, и ему стало жарко. Захотелось искупаться. А вода в реке была холодная. Когда огурец прыгнул в воду, то сразу замерз. И он поплыл к берегу. Выходя из воды, он увидел, что у него появились маленькие пупырышки. С тех пор у огурца пупырышки. (Лена К.)
Нами были сочинены такие сказки: «Почему помидор красный?», «Лук – путешественник», «Арбуз затеял спор с бананом», «Сказка о вкусных друзьях», «Кто полезней?» (см. приложение 3).

Сказки с лишним героем, сказки по опорам
Видами работы, вызывающими интерес являются составления сказок с лишним героем и сочинение сказки по опорам. Например, работа со сказкой «Красная шапочка» в которой появляется вертолет. (см. приложение 2)
В сказках по опорам мы используем опорные элементы, выделенные известным итальянским детским писателем Джанни Родари. Он выделяет 20 элементов сказочных историй: предписание или запрет, нарушение, вредительство, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства противника, борьба, победа, возвращение, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, беда ликвидируется, узнавание героя, ложный герой разоблачается, наказание противника, свадьба.
Задание может быть таким:
- Придумай главного героя и сочини про него сказку. Для ограничения сюжета сказки можно выбрать 6-8 элементов.
Использование такой формы работы, как сочинение сказки возможно и на уроках природоведения. Рассматриваем с ребятами жука, говорим о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа. Ребята начинают фантазировать, и это выливается в сказку. «Вот однажды жук почистил свои крылышки и полетел за кормом для деток. Долго летел, устал и опустился на незнакомой лужайке. Вдруг видит, навстречу идет великан с двумя ногами, готовыми растоптать маленького жука, с двумя руками, готовыми схватить его и унести за тридевять земель в тридесятое царство. Останутся тогда маленькие жучки голодными. Замер от страха жук. А великан нагнулся к нему и говорит: «Давай дружить!» Великан оказался добрым и помог преодолеть разные препятствия в поисках корма.
Учащиеся, сочиняя сказку, продумывали момент, когда жук полетит к своим детям, и радовались этому. Сказка не только развивает речь, фантазию, мышление, но и воспитывает стремление делать добро.
На уроке музыки, слушая произведения П.И. Чайковского, дети представляли себе различные картины: журчание весенних ручьев, звон капели, пение птиц, танец цветов. Из таких представлений рождается сказка. Например, такая:
«На бал собрались все цветы: Фиалки, Васильки, Тюльпаны, Ромашки, Гвоздики. Все они были красивые, но всех прекрасней была Роза. Вдруг заиграли вальс. И все цветы стали танцевать. Только одна Роза была без пары. Она думала, что её никто не осмелится пригласить на танец за её колючие шипы. Но голубой колокольчик пригласил её. И они плавно кружились в вальсе». ( Люда В.)
Во время экскурсии на уроке окружающего мира, наблюдая листопад, дети собирали осенние листья, затем на уроке рисования рассматривали их и рисовали. У некоторых ребят появилось желание сочинить сказку о приключениях осенних листьев. Вот, что из этого получилось:
Лис и Тик.
На одном дереве жили два брата. Одного звали Лис, а другого Тик. Лис был скромный и тихий, а Тик – задира и задавака. Проходит мимо неуклюжий малыш с мамой – Тик смеется. А бедному Лису приходится краснеть за него. И когда Тик смеялся над слезами маленького мальчика, доброе сердце Лиса не выдержало, и он упал на землю. Тут бы и кончилась сказка, но мимо шла девочка и взяла его в свой осенний букет. Лис теперь живёт дома и радует девочку своей красотой. А Тик почернел от зависти и злости и остался всеми забытый. (Маша К.)
В 3 и 4 классе, когда дети будут знакомы со сказкой, как с литературным жанром, с особенностями сказки, с видами сказок можно использовать инсценирование сказок целиком или отдельных эпизодов, сочинение сказок разнообразных видов. Например, использовать прием «Бином – фантазия», который описан в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии». Бином создается из двух слов так, чтобы их соседство было необычным. Например, обезьяна и насос, шкаф и пёс, свет и ботинки; приём сочинения сказок с заданными персонажами:
В зоопарке жили лев, попугай и собачка. Однажды
На опушке леса жил маленький гном. Он жил один в своём маленьком домике. Однажды
Приём фантастические гипотезы: Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
Творческие способности дают возможность импровизировать во время инсценирования. Изобразить взаимодействие персонажей, события сказки можно с помощью словесного рисования, составление диафильма, сопровождая его рисунками. Сказки мы собираем в альбом, который начали оформлять.
Практика показывает, что использование заданий творческого характера позволяет разнообразить работу на уроке и на внеклассных занятиях, вызывает живой интерес у детей. Такая работа обеспечивает творческое общение со сказкой, является сильнейшим методом воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.
Главным итогом этой работы является развитие речи учащихся.

Исследование уровня развития связной речи у учащихся начальных классов.
Данное исследование включало три вида обследования, которые являются критериально значимыми.
Обследование общего состояния речевого развития ребёнка.
Обследование словарного запаса.
Обследование грамматического строя речи.
Связная речь играет огромную роль в жизни человека, она является показателем умственного и речевого развития, так как требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного её восприятия. Для обследования общего состояния речевого развития использовался метод наблюдения . Результаты наблюдения уровня развития связной речи первоклассников подтвердили актуальность проводимого нами исследования.
Наблюдения показали: в первом классе многие учащиеся затруднялись в построении монологов, их лексика ограничивалась бытовым уровнем. При пересказе ученики не могли последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Дети употребляли неправильные обороты, путались в формулировках пространственных и временных отношений. Первоклассники испытывали затруднения при составлении сообщений на заданную тему, не знали о чём следует рассказать, какие слова употребить при воспроизведении текста.
Несформированность св
·язной речи у учащихся является серьёзным препятствием для успешного обучения их в школе. Полноценная связная речь ребёнка – это средство повышения уровня коммуникабельности, путь развития его как личности, а в конечном итоге – способ достижения наилучшей социальной адаптации.
В первом и во втором классе нами проводилась исследовательская работа по обследованию уровня развития связной речи учащихся.
Для составления общей характеристики речи учащихся младшего школьного возраста можно использовать следующие приемы:
Ответы на вопросы:
Материал для обследования – различные вопросы, например, Где живёшь? С кем живёшь? Во что любишь играть?
1.2. Составление небольшого устного рассказа по вопросам:
Материал для обследования – вопросительные предложения, по которым ребёнок мог бы составить небольшой рассказ. Например:
Что ты делал в воскресенье?
Как дети играют зимой на улице?
Что ты видел в зоопарке?
Составление предложения по картинке:
Материал для обследования – картинки с конкретным содержанием, например, мальчик моет руки, дети лепят снежную бабу. Ученик должен по каждой картинке составить предложение.
1.4. Составление рассказа по сюжетной картинке:
Материал для обследования – картинки с сюжетами различной сложности: дети играют в игрушки – в мячик, куклу, машину, кубики (на одной картинке), дети летом на речке. Ученику предлагается рассказать содержание предъявленной картинки.
1.5. Составление рассказа по серии картинок:
Материал для обследования – картинки (3-5 штук) с изображением развивающегося в определённой последовательности сюжета. Примером может служить серия картинок «Ёлка»: ёлку срубили в лесу, положили на машину и повезли в город, папа с мальчиком купили ёлку на ёлочном базаре. Ученик должен придумать рассказ по предъявленной серии картинок.
1.6. Пересказ прослушанного текста:
Материал для обследования – небольшой рассказ или сказка. Хорошо использовать «Рассказы для детей» Л.Н.Толстого.
Ученик должен внимательно прослушать рассказ, запомнить его содержание и пересказать с первого раза.
Проанализируем полученные результаты обследования общей характеристики речи. На основе выбранных показателей нами были составлены таблицы индивидуального обследования связной речи у учащихся в начале опытно-экспериментальной работы (первый класс) и в заключении (второй класс первое полугодие) (см. приложение 5, 6).
На основе табличных данных были составлены диаграммы наглядно представляющие общие результаты речевого развития в классе в целом на начальном этапе обследования и на конец первого полугодия второго класса (см. приложение 7, 8).
Сравнительный анализ общей характеристики речи показал, что уровень развития связной речи вырос: высокий – с 11% до 39%, средне-высокий с 32% до 35%. Уменьшился процент учащихся с низким уровнем развития речи - с 10 % до 1%. (См. диаграмму 1) .
2. Обследование словарного запаса.
Выявление состояния словарного запаса помогает определить уровень речевого развития ребёнка.
Проверяется как активный словарь (что учащийся говорит), так и пассивный (как понимает). Показателем развития словарного запаса является уровень развития активного словаря и пассивного .
С этой целью детям предлагаются предметы и картинки с изображением различных предметов. Картинки могут быть подобраны по таким темам как: посуда, игрушки, школьные принадлежности, растения, животные, профессии.
С помощью специально подобранных картинок проверяется использование обобщающих слов по вопросу: Как назвать все эти предметы одним словом?
Для того, чтобы выявить пассивный словарь, учащемуся предъявляют ряд картинок и, называя тот или иной предмет предлагают показать соответствующую картинку (Где мяч? На какой картинке линейка?).
Предметы и предметные картинки, которыми пользуются для выявления словарного запаса, должны соответствовать как знакомым обиходным словам, так и таким, которые не очень распространены в обиходе, но вполне доступны для учащихся начальной школы.
При проверке словаря надо учитывать, что для характеристики речи важно не только количество слов, которые назвал ребёнок, но и то, насколько он владеет значениями слов: точно ли понимает значение употребляемого слова, то есть то обобщение, которое кроется за данным словом. Поэтому для характеристики словаря очень важна система наблюдений над речью ребёнка в целом: правильно ли он употребляет слова в своей речи, как пользуется этими словами, строя предложения.
При обследовании активного словаря следует учитывать, правильно ли названы учащимися предметы, действия или они не названы совсем. Если ребёнок дал неверное название, нужно отметить, употребил ли он какое-нибудь другое слово или дал описание. Следует обращать внимание на быстроту называния (сразу назвал, долго ли думал, что при этом говорил).
Когда обследуется пассивный словарь, то отмечается, показал ли ребёнок соответствующий предмет, другой предмет, несколько предметов сразу или отказался от ответа.
Индивидуальные результаты обследования каждого ученика приведены в приложениях 9, 10.
На основе табличных данных были составлены диаграммы начального уровня словарного запаса (см. приложение 11) и диаграмма конечного результата (см. приложение 12).
Сравнительный анализ обследования словарного запаса показал: прирост высокого уровня развития – с 24% до 53 %, среднего уровня – с 24% до 26 %. Низкий уровень развития словарного запаса при повторном исследовании (конец первого полугодия второго класса) у учащихся не проявился (См. диаграмму 2).
3. Обследование грамматического строя речи.
Для выявления уровня грамматического оформления речи учащихся используется ряд приёмов.
Составление предложения по специально подобранным картинкам.
Составление предложения по опорным словам, данным вразбивку.
Материал для обследования- слова в исходной форме по которым можно составить предложение и соответствующая предложению картинка. Например, стоять, на, чашка, стол; Коля, парта, за, сидеть.
Дополнение предложения по картинке.
Материал для обследования – незаконченное предложение и картинка, соответствующая недостающему слову. Например: Девочка играет с (картинка – кукла, мишка).
Ученик должен написать или произнести целое предложение.
Образование множественного числа существительного по данной форме единственного числа.
Материал для обследования – существительные в единственном числе, например: стол, стул, ель, лев, глаз, рот, древо, озеро, перо.
Ученику предлагается от каждого слова образовать форму множественного числа.
Образование уменьшительных существительных по данным словам.
Материал для обследования – существительные в исходной форме, например: мяч, таз, рука, солнце, трава, плечо, ухо.
Предлагается от каждого слова образовать уменьшительную форму (Примерный вопрос:- Как будет называться маленький предмет?)
Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего.
Материал для обследования – глаголы в прошедшем времени (можно с существительными).
Примерные глаголы и фразы: пел, текла, играл, стоял; Коля пил воду, папа писал письмо. Учащимся предлагается поставить каждый глагол в настоящее время. Вопрос: Что делает сейчас?
Образование прилагательного от данного существительного.
Материал для обследования – существительные, от которых можно образовать прилагательные, например: железо, дерево, снег, пух, бумага. Примерный вопрос: Если предмет сделан из железа, то он какой?
Подбор слов родственных данному.
Материал для обследования – слова, к которым можно подобрать родственные слова, например: часы, дом, рука.
Употребление предлогов в предложении.
Материал для обследования – картинки, по которым следует составить предложение с предлогом. Примерное содержание картинок: Девочка сидит на скамейке. Цветы стоят в вазе. Мяч лежит под кроватью. Кошка прыгает со стула. Ученик должен составить предложение с предлогом, отвечая на вопросы: Где сидит девочка? Где стоят цветы? Где лежит мяч? Откуда прыгает кошка?
Результаты индивидуального обследования грамматического стоя речи помещены в таблицы (см. приложение 13, 14).
На основании данных таблиц были составлены диаграммы (см. приложение 15, 16).
Сравнительный анализ обследования грамматического строя речи показал, что возрос высокий уровень грамматического строя речи с 20% до 36%. Низкий уровень уменьшился с 6% до 3%. (см. диаграмма 3).
Проанализируем полученные результаты обследований трёх выбранных критериев:
Обследования общего состояния речевого развития ребёнка.
Обследования словарного запаса.
Обследования грамматического строя речи.
На основе диаграмм каждого из критериев нами были составлены диаграммы развития речи учащихся в начале опытно-экспериментальной работы (первый класс) и в заключении (второй класс первое полугодие) (см. приложение 17, 18).
Сравнительный анализ развития речи учащихся показал, что высокий уровень развития речи вырос: с 18% до 43%. Уменьшился процент учащихся с низким уровнем развития речи – с 9% до 1% (см. диаграмму 4).
Результаты исследования показали, что систематическая поэтапная работа по использованию приемов сочинения сказок на уроках эффективно влияет как на развитие связной речи, так и на развитие творческих способностей учащихся. Позволяет привести к качественным изменениям состояния речевого развития учащихся, к расширению словарного запаса и формированию верного грамматического строя устной речи учащихся.




Заключение

Данная работа убедительно доказала актуальность рассматриваемой проблемы.
Ребенок, склонный к творчеству, к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца – первооткрывателя. Умения и навыки самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы, нами были реализованы следующие задачи:
- выделены критерии и показатели уровня развития связной речи;
- разработан и апробирован комплекс упражнений творческого характера по сочинению сказок;
- доказана эффективность разработанного комплекса.
Работа имеет практическую значимость, заключающуюся в возможности учителей-практиков, студентов педагогических колледжей использовать представленный опыт по развитию творческих способностей учащихся начальных классов в организации уроков, внеклассных занятий с таким видом работы, как сочинение сказок.
Литература.

Бурмако В.М. Русский язык в картинках. – М.: Просвещение, 1991.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр Педагогический поиск, 2000.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз,1997.
Всё наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах./ сост. Г.Кружков – М.: Просвещение, 1992.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений.- М: ТЦ Сфера, при участии Юрайт – М, 2001.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
Общая психология. /Составитель Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1998 .
Одаренные дети: Перевод с англ./ Общ. Ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991.
Потапова Е.Н. Радость познания – М.: Просвещение, 1990.
Речевые секреты, под ред. Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1992.
Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М: Издательский центр Академия, 2000.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи Занимательное пособие по русому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Д.Родари. – Ростов-на-Дону, 1992.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1997.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.
Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.:Гуманист. Изд. Центр Владос, 2001.


Приложение 1.
Гений или исполнитель?
Творческий потенциал вашего ребёнка.
Тест для родителей.

Тест для детей 7-13 лет поможет проверить ваши собственные наблюдения и определить, в чём талантлив ваш ребёнок, к какой области деятельности его тянет. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты не соответствуют вашим ожиданиям: ведь ребёнок меняется, всё у него впереди.

1. Случается ли ребёнку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картины?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрёл ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по её назначению?
16. Мог ли ваш ребёнок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего ещё не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры и развлечения?
23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты.
За каждый ответ да добавьте одно очко.
От 20 до 23 очков
Ребёнок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, и следует помогать ему в этом. Все задатки творческой личности.
От 15 до 19 очков
Ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-нибудь заинтересован. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.
От 9 до 14 очков
Большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Но для занятий творчеством многого не хватает.
От 4 до 8 очков
Творческие способности вашего ребёнка необходимо планомерно развивать. Занимайтесь с ним постоянно, чаще играйте и рисуйте вместе.
Менее 4 очков
Ребёнку заметно не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Приложение 2.

Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью выявления необходимости и эффективности проведения работы по развитию творческих способностей младших школьников посредством сочинения сказок.

Фамилия, имя ребенка.
Нравится ли вашему ребенку заниматься сочинением сказок?
Как вы относитесь к этому виду творчества?
Испытывает ли ваш ребенок трудности в сочинении сказок?
Перечислите трудности:
выбор темы сказки;
выбор героя сказки;
придумывание сюжета;
подбор слов.
Помогаете ли Вы ребенку преодолевать трудности?
Как Вы это делаете?
Какие изменения в развитии вашего ребенка Вы заметили:
развитие речи;
памяти;
воображения;
мышления?
Какие пожелания к работе учителя в этом направлении Вы хотите высказать?

БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Приложение 3.

Составление сказки по серии картинок

Русская народная сказка «Репка».

Какая сказка нас ожидает?
Золотиста и кругла
И её узнает каждый,
Если вспомнит, как однажды,
Дедке, бабке, внучке, Жучке,
Кошке мышка помогла.

Кто знает сказку про репку?
Кто сможет её рассказать? Вам помогут картинки
Дети рассматривают серию картинок к сказке «Репка».Последовательно воспроизводят события, происходящие в ней. Из предложенных восьми картинок, убираются две (приход внучки, приход Жучки). Задание несколько усложняется необходимо вспомнить и рассказать пропущенные эпизоды сказки. Задание будет всё более усложняться с уменьшением количества картинок до двух – начало и конец сказки.

Русская народная сказка «Колобок».
У нас в гостях «Шкатулка слов». Будем собирать слова, но не любые, а только «вкусные». А для этого нужно назвать, что вы любите и отпустить в шкатулку слово.
Предлагаю «вкусное» слово: колобок.
А почему оно «вкусное»? Откуда вы об этом знаете? (из сказки «Колобок»).
Вспомним эту сказку.
Детям предлагаются четыре картинки. Нет той, на которой изображена встреча колобка с лисой.
Рассказана ли сказка до конца?
Как заканчивается эта сказка?
Что погубило колобка?
Кому же из героев сказки удалось попробовать, какой вкусный колобок?

Русская народная сказка «Лиса и Волк».
Художник начал иллюстрировать сказку, пока рисовал забыл, что было дальше. Помогите художнику. Расскажите те эпизоды, которые он пропустил.
Детям предложены четыре картинки. (Дед увидел мёртвую лису; лиса скинула рыбу с саней; волк сидит, опустив хвост в прорубь; люди увидели волка).


Русская народная сказка «Маша и медведь».
Детям даны четыре «кадра»: Маша испекла пироги; медведь несёт Машу в коробе; медведь подходит к деревне; встреча Маши с бабушкой и дедушкой.
Как называется сказка?
Вся ли сказка на «кадрах»?
Давайте вспомним начало сказки.
Сколько «кадров» пропущено?
Расскажите, постарайтесь быть настоящими сказочниками.

Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
Потерялись два «кадра» из диафильма. Постарайтесь их восстановить и рассказать всю сказку.
Что видите на первом «кадре»? Расскажите. (Подружились Лиса и Журавль).
Что произошло потом? (Лиса лижет кашу с тарелки).
Перед детьми пустой «кадр». Расскажите.
Что видите на третьем «кадре»? Расскажите. (Журавль клюёт окрошку из кувшина).
Чем закончится сказка? (пустой «кадр»).
(С тех пор дружба у Лисы с Журавлём врозь).
Расскажите всю сказку целиком.

Изменение конца сказки
Рассмотрим приемы на примере русской народной сказки «Колобок». Как известно, конец этой сказки печален – Лиса проглотила Колобка. Детям предлагается придумать другой конец сказки, начиная с критической ситуации: Колобок сидит на носу Лисы. Приводим вариант окончания сказки «Колобок».
Прием «ускорение – замедление действия».
Колобок так быстро запел, что Лиса, не поняв его песенку, решила, что Колобок испортился, и не стала его есть.
И наоборот: Колобок медленно и мелодично запел свою песенку. Лиса сладко зевнула и заснула, а Колобок покатился дальше.
2. Прием «увеличение – уменьшение объекта».
Колобок стал набирать много воздуха, чтобы громко спеть песню, раздулся, как воздушный шар, и улетел от порыва ветра.
И наоборот: Колобок сильно испугался, съежился и стал таким маленьким, что Лиса его не увидела.
3. Прием «динамичность – статичность».
От радости, что его песенку похвалили, Колобок стал прыгать на носу у Лисы. Как ни пыталась Лиса его проглотить, ничего не получилось.
И наоборот: Колобок был такой тяжелый, что Лиса, проглотив его, не смогла сдвинуться с места, и с трудом выкатила его обратно.
4. Прием «дробление – объединение».
Колобок сделан из песочного теста. Когда Лиса его надкусила, то он рассыпался на мелкие Колобки. На земле Колобки обмазались глиной, слиплись, и покатился Колобок дальше.
И наоборот: Тесто в животе у Лисы стало разбухать и Лиса стала похожа на шар. Она покатилась по дорожке, напевая песенку Колобка.
5. Использование приема «универсализация – разграничение» позволяет сделать объект универсальным, чтобы его действия распространялись на большой класс явлений, и наоборот. Использование приема «универсальность» привело к такому финалу: Колобок был как жевательная резинка, прилип к зубам, поэтому Лиса не смогла его проглотить.
При использовании приема «разграничение» получилась следующая картина: Колобок был слишком велик, потому застрял в пасти у Лисы.

Русская народная сказка «Колобок» наоборот
- Колобок был вкусный, а у нас наоборот – невкусный, так как в тесто добавили горчицу, перец, аджику.
Колобок был румяный, а у нас наоборот – страшный, так как его покрасили черной, коричневой, зеленой краской. Такого Колобка никто не съест.
Можно и сам факт съедения Колобка изменить на противоположный. Например, Колобок так широко открывал при пении рот, что не заметил, как сам проглотил Лису.

Сказка с лишним героем «Красная Шапочка и вертолет»
Послала мама дочку проведать бабушку и отнести ей корзиночку пирожков и горшочек маслица. Долго шла Красная Шапочка лесом, устала. Смотрит, а рядом аэродром, на котором стоят вертолеты. Красная Шапочка попросила пилота отвезти ее в бабушке.
Ее бабушка очень удивилась и обрадовалась, когда увидела любимую внучку. Старушке очень захотелось полетать на вертолете. И Красная Шапочка с удовольствием катала бабушку. А Волк пришел к дому бабушки, но там никого не было. И он завыл от злости.
Приложение 4.
Фрагменты занятий,
направленные на развитие творческого воображения и фантазии

Я – фантазер.
«Небылицы» рассказ Н. Носова Фантазеры.
Ребята сочиняют небылицы:
«Цветик – семицветик – сказка о небылицах.
На лесной полянке жила семья цветиков – семицветиков: мама, папа и малыш.
У малыша было много друзей цветов. Они вместе играли, фантазировали и сочиняли небылицы. Малыш пошел в школу. Цветик узнал там много интересного.
После школы друзья позвали малыша играть, смотреть на облака и придумывать на что они похожи. Но Цветик рассердился. Он считал себя взрослым, серьезным и не должен тратить время на глупые фантазии, и один ушел в лес. Малыши обиделись и ушли на поляну. Там стали играть друг с другом. Им было весело. А Цветик сидел в темной чаще. Ему было грустно. И Цветик горько заплакал. Потом он вытер слёзы и побрел на поляну. Попросил прощения у малышей. Они помирились, забыли обо всех обидах и стали вместе играть и фантазировать по-прежнему.

Я умею фантазировать.
Фантазии под музыку. Дети с закрытыми глазами слушают музыку. Рисуют в воображении картины и образы. Потом рассказывают другим о своих фантазиях. Обсуждение мысленных картин. Выбор самых интересных.
Небылицы. Дети соревнуются в сочинении невероятных историй, но вводится ограничение: небылицы должны быть страшными.
Волшебный компот. Вспомните книгу Яна Лари «Необычайные приключения Карика и Вали».
Двое детей случайно выпили сладкую жидкость и в результате превратились в крошечных человечков и жили среди насекомых. А если в школьную столовую по ошибке вдруг привезут такой волшебный компот, и все ученики разом станут ростом в один – два сантиметра? – Что будет тогда?
-Как изменится жизнь детей?
-Как будут проходить уроки?
-Как будут обращаться с малютками родители и учителя?
-Пофантазируйте вместе на эту тему.

3. Мои сны
Звуки и картинки.
Прослушав музыку и поделившись своими фантазиями, дети выбирают наиболее выразительную и содержательную мысленную картину и инсценируют её, а автор этой фантазии становится постановщиком сценки.
Небылицы.
Дети сочиняют невероятные истории, но вводится условие, чтобы небылицы были смешными.
На что похож этот звук?
Дети с закрытыми глазами слушают различные звуки (шуршание бумаги, переливание воды, щёлканье пальцев, стук по различным поверхностям, звяканье ложки о батарею, о чашку), а затем догадаться, что это за звук и подумать, как можно получить похожие звуки.
«Самый интересный сон». Дети обмениваются рассказами о своих необычных снах.
Рисунок сна. Нужно как можно более выразительно запечатлеть на бумаге свой самый красивый сон.

Я умею сочинять.
Ассоциации.
Дети по очереди вытягивают карточки со словами школа, тетрадь, звонок, ужин Нужно придумать как можно больше ассоциаций к каждому слову.
Свечка.
В тесном кругу зажигают свечку, несколько минут вглядываются в пламя. Попросить детей рассказать о том, какие образы или ситуации представляются им, когда они смотрят на огонь.
Песочные картинки.
Используйте для этого рамки с двойными стеклами, между которыми пересыпается разноцветный песок (опилки), образуя необычные пейзажи. Наблюдайте как складывается картинка, а затем коллективно сочините историю о том, что это за местность ку» можно записать, выбирая самые удачные варианты развития сюжета.
Я – тетрадь, кусок мела, школьная доска, звонок, учебник.
Каждый составляет монолог от лица своего предмета. Возможны диалоги между несколькими предметами.









13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 142015