Библиотечный урок Чудо, имя которому — книга


-1089660-1101090Ответственная: Крапива К.А.

Чудо, имя которому - книга
Цели: - расширить знания детей об истории создания книги;
- расширить кругозор учеников в области художественной литературы;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать чувство уважения к создателям книг.
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей злая вьюга не страшна,
И не страшна распутица,
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
Здравствуйте ребята, сегодня на нашем уроке, я хочу рассказать вам об истории создания книг.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.
Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.
Диас: Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте. Труд летописца был очень тяжёл.
Даша: Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.
И вот 10 веков назад во всех европейских странах, стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Фёдоров и его помощники стали печатать первые книги.
Диас: И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в сто крат,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень много людей.
Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).
Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.
Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.
Правила обращения с книгой.
А теперь послушайте правила обращения с книгой
(все ученики получают памятки):
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.
- Я книга, я – товарищ твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня заляпал!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Не бережёшь меня, друг, ты.
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни, я твой лучший друг!
Но только не для грязных рук!
Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.
Ребята, среди нас сегодня находятся самые маленькие читатели, наши первоклассники. Совсем недавно они попрощались с букварем. Сегодня мы хотим принять их в читатели и вручить читательские билеты!
(вручение читательских билетов)
Читательский билет вручается:
Адам Арсению, Белому Станиславу, Коняевой Валерии, Коряжбину Павлу, Кульковой Наталье, Набиеву Ниджату, Норкиной Алексе, Суржиковой Ксении
Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть,
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть!
Под Казахстанским небосводом
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
А сейчас проведем пару конкурсов, которые покажут нам знатоков художественных произведений.
Конкурс «Загадка». Угадать героев сказок. За правильный ответ – жетон.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор… (Айболит, К.Чуковский)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился … (Колобок, р.н.с.)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся … (Чипполино, Д.Родари)
Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки? (Три медведя, р.н.с.)
Человечек деревянный,
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?... (Буратино, А.Толстой)
Красна девица густна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Конкурс «Волшебное лукошко» В этом лукошке хранятся предметы. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы должны угадать кому он пренадлежит.

1.Банка варенья. (Карлсон)
2.Бочонок меда. (Винни-Пух)
3.Туфелька (Золушка)
4.Корзина подснежников (падчерица «12 месяцев»)
5.Ключик. (Буратино)
6.Ступа (Баба Яга)
8.Шприц. (Айболит)
9. Сапоги (Кот в сапогах)
10.Корзинка с пирожками (Красная шапочка)
Ребята, сегодня у нас в гостях библиотекарь сельской библиотеки – Кооль Татьяна Петровна и она хочет сказать вам несколько слов.
Итак, давайте подведем итог нашей игры. Посчитайте, у кого из вас больше всего жетонов?
(Подсчитываются жетоны, полученные учениками при ответах, определяется знаток художественной литературы. Победитель конкурсов получает приз – книгу.) У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга – самый лучший друг!
Книга – друг твой и товарищ,
Мы берём ее везде,
Ведь она тебе поможет
И в учебе, и в труде.
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Просмотр ролика: «Книжки мы не будем обижать»
А вы не будите обижать книжки??? Молодцы! На этом наш урок закончен.