Сказки о звуках и буквах.Русский язык

  МОУ «Школа № 112 города Донецка»



Сказки о звуках и буквах







Учитель начальных классов
Луговая И.В.

Аннотация к работе


Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.







Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.
Сказка о безударных гласных о-а.
«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса можно напомнить детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение
К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка - задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту . А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.
О том , как буквы поссорились ,как праздновали Новый год, и что из этого всего получилось
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё, ю, я с буквами д, т, б, з, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить. И вот наступил Новый год. Буквы е, ё, ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А в доме букв-подружек е, ю, я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу. "Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3". "Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з. А что такое подезд?" – спросила буква е. Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь. Буква я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5". "Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква т. "А что такое подезд?" – заплакала буква е. "Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю. "А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!" Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти. "Я, кажется, поняла, – сказала буква е. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!" Буквы взяли конверты: "Объездная улица!" – прочитала буква т. "Оказывается, это подъезд!" – закричала буква е. "И это Разъездной переулок", – молвила буква ё. Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите". Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
Удивительное путешествие ШИ и ЖИ
На высоком берегу, Возле леса на лугу, В домиках живут два брата – Очень дружные ребята. Первый брат зовется Жи, Дружат с ним в лесу стрижи; А второго малыши Величают братцем Ши. Раз проснулся утром Жи, За окном поют стрижи: Захотел прибить дощечку Перед домом на крылечко. Стал он думать да гадать: "Как же имя написать?" И решил спросить про это Жи у брата Ши совета. Вот пошел наш храбрый Жи К доброму братишке Ши. Лес темнеет, лес густеет, Жи до ночи не успеет. В сумраках идет наш Жи, На камнях лежат ужи, Рядом с ними малыши, Да и взрослые ежи. Долго к брату Жи идет, А дороги не найдет. Вот подходит к речке Жи, Видит – плавают ерши. Обращается к ним Жи: "Славные мои ерши, Не подскажите ли мне, Путь к далекой стороне, Где живет мой старший брат? Повстречаться б с ним я рад". И ответили ерши: "По дороге, Жи, спеши На поляну выйдешь ты, Там растут одни цветы. И у них спроси ты, Жи, Где же домик брата Ши". На поляну Жи пришел, Много там цветов нашел: Вдалеке кусты растут, То шиповники цветут. У цветов спросил наш Жи: "Где найти мне брата Ши?" Сам шиповник отвечает: "Ши нас часто поливает, Дам тебе клубок я, Жи, Приведет тебя он к Ши". Побежал по лесу Жи, Слышит – сетуют чижи: "Где же нам найти, скажи, На обед колосьев ржи?" Накормил их добрый Жи, Подлетели к Жи чижи: "Там живет братишка Ши". Дальше двигается Жи. Видит – взрослые ежи. Собирают рыжики – Веселятся чижики. Жи спросил у них дорогу, И ответили ежи: "Ой! В лесу грибов так много. Помоги собрать их, Жи". Жи помог, ежи сказали: "Брата твоего видали, Недалече он живет, Только сделай поворот". Жи пришел к лесной глуши, Где и жил его брат Ши. Вот обрадовался Ши, Что увидел снова Жи. Жи тут брату рассказал, Для чего его искал. Ши позвал своих друзей: "Собирайтесь поскорей". Соскочили мыши с печки, Белка с шишкой – на крылечке. Вдруг, раздвинув камыши, Появились и ерши. И спросил тогда их Жи: "Подскажите мне, друзья, Как писаться должен я?" И ответил брату Ши: "С буквой и и ты дружи, Потому что жи и ши Пишут только с буквой и". Тут и вспомнил братец Жи, Что чижи, стрижи, ужи, И ужи, и камыши, И ерши, карандаши, Уши, лужи, этажи, Мыши, крыши, шалаши Пишут только через и.
Новоселье друзей ЖИ и ШИ
На берегу очень дикой реки Жили два друга: друг Жи и друг Ши. Решили они: "Надо выстроить дом, Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"
Собрали бамбук, камыши и листву, Наметили план – сей работы канву. И вот подниматься строение стало, И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи, Да шифер приделать, чтоб не было стужи. Решили друзья новоселье устроить И в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать, Ши скатерть широкую стал вышивать. Потом скороспелые дрожжи достали, Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье: Плясали и пели, чтоб было веселье. А после устали все, сели за стол, Жи, Ши угощали, вели разговор:
"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши, Вам, серые мыши, мы сделали каши. Ерши, вы берите осоку речную, А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока! Стрижи, ешьте шиповник пока. А вам, журавли, мы в кувшинчик налили Похлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колючие-пушистые, Попробуйте груши душистые. И вдруг в тишине рев мотора раздался, С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катит И что-то невнятное слугам кричит. А слуги-то едут, держа за вожжи Гуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой. Пажи сняли волка манером особым. – Что здесь за собрание? – волк говорит. (А сам весь от ярости так и дрожит.) – Как смели меня обойти стороной, Ведь уши большие имею я..."
"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, – Сначала, волк серый, с нами сдружись. Не надо кричать и топорщить усы, Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"
Вот волк призадумался, понял ошибку И, шлепая в лужи, не прятал улыбку. Вокруг, под и над закружили стрижи, И, в ландыши спрятавшись, пели чижи. Наверное, все малыши себе впрок Увидели в сказке хороший урок.
Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились
В чаще леса, у ручья, Жили-были Ча и Ща. Ча – резвушка, хохотушка, Ща – сварлива, как старушка. Вот однажды у ручья Появилась саранча. Ща сказала: "Ах, как страшно! Выходить сейчас опасно! Лучше дома посидим Да в окошко поглядим!" Ча ответила ей тихо: "Что боишься ты, трусиха! Лучше перестань трещать И зверей вокруг стращать! Ну а я пойду к ручью Прогоню ту саранчу!" Подошла она к ручью И, увидев саранчу, Как овчарка зарычала, Так, что роща задрожала. Саранча перепугалась И по чаще разбежалась. С той поры, забыв печали, Ча и Ща дружнее стали, Ща дала всем обещанье, Что забудет про трещанье, Ну а если вдруг беда, То поможет всем всегда!

Сказка о чередующихся гласных О-А, Е-И.

В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: " Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом".
Умного и вежливого мальчика послушались буквы, и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.


Сказка о суффиксах –К и –СК.

В городе Суффиксов жили друга – суффикс – к- и –ск-. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.
Друзьям было это очень обидно и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили вес ошибки исправить. А в благодарность за это жители города Суффиксов запомнили, что суффикс –К- имеет три значения: 1) уменьшительно-ласкательное, 2) у существительных – значение действия, 3) лицо женского пола. А суффикс – СК- имеет значение принадлежности к чему-либо.

Рассказ о –ТСЯ, -ТЬСЯ.

Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло правильно заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать из-за того, что он не выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал кписьменному столу, где лежал забытый учебник "Русский язык".
Вася быстро выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание –ТСЯ-, -ТЬСЯ-, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ТЬСЯ-, если же в вопросе нет Ь, то надо писать –ТСЯ-. Например: (что делать?) – всматриваться, (что делает?) – получается.

Сказка о разделительных ь и ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе. Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он. – Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут! – А что с вами случилось? – удивился Незнайкин. – Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья! Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.


Сказка о том, как поссорились два брата глагола
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида. Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил". Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел. Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит: – Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид. – Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было. Так они и сделали. Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает. Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.


Сад царя Русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца. Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения". И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать? Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать. Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело. Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно. Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?, были названы глаголами несовершенного вида. С тех пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями, Не за дальними лесами, В стране слов Словарик Жил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них. И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить. А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо. Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило. А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.
Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.
 Сказка про троих братьев

Жили-были в стране Русский язык трое братьев-имен: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.
Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.
А Существительное простило братьев, и стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.

Сказка «Спор корней».
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
-Я в земле живу. А ты где?
-А я в словах живу.
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:

Лёт, летать, лётный, перелёт, самолёт

- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
-А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!
Учитель: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Вывод: Что же такое корень слова?
Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом. Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт. - Тортик! – закричал –Ик. - Тортишко, - промолвил – Ишк. - Тортище – сказал - Ищ. - Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно
Сказка о необычной порядочности Порядковых Числительных

Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, дробное числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.
Но продавец сказал:
Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом людям можно брать с них пример
Сказка о жизни хвастливых Качественных, практичных Относительных и жадных Притяжательных Прилагательных

В стране Частей речи, в городе Прилагательных, на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные Прилагательные.
Качественные Прилагательные очень хвастливы. Целыми днями они хвастаются:
– Нас, качественных Прилагательных, больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем, самый большой.
На первом этаже в их доме поселились Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Они часто выходят на свои лоджии и хвалятся перед прохожими:
– Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:
– Мы красивые, веселые, правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
– Да, да, мы красивы, веселы, правдивы... И дом наш очень красив.
Но как бы ни хвалились качественные Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо разбираются во всех практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.
В двух минутах ходьбы от этого красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с Существительными, живущими в соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с Существительным бабушка, уверяет:
– Это бабушкины конфеты.
Или:
– Это бабушкино пальто.
Несмотря на то что все Прилагательные с улицы Разрядов такие разные, между собой они очень дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к себе другие Части речи и устраивают праздник Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениями или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадях.
Пунктуационная сказка
Жили_были два союза: «а» и «но». Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды они познакомились с запятой и стали с ней и дружить. Союзы подружились с запятой так сильно, что не захотели с ней расставаться. Запятая была мудрой, и, чтобы союзы из - за неё не поссорились, она сказала им: «Я буду с вами всегда, и нам не придётся расставаться». Союзы были джентльменами, и они пропустили запятую впереди себя. С тех пор запятая и союзы никогда не расстаются. Запятая всегда пишется и перед союзом «а», и перед союзом «но».
Это стихотворение поможет запомнить тот вывод, который дети
сделали с помощью пунктуационной сказки:
Будь же грамотным всегда!
Перед «но» и перед «а»
Запятую не забудь,
И отличным будет путь.
Перед «но» и перед «а»
Запятую ставь всегда!
Сказка «Принц Т»
В некотором Согласном царстве, в некотором Согласном государстве жил-был принц Т. Однажды в детстве он упал с лесТницы и с тех пор не произнес ни слова, поэтому его называли Непроизносимым принцем Т. Царь очень любил сына и очень берег его.
Но однажды во дворец проникли бандиты и украли принца Т, чтобы получить за него хороший выкуп. Царь опечалился, а в государстве стали твориться непонятные вещи: некоторые придворные Слова стали заикаться. Заикается Слово ЧуВствовать, заикается слово СоЛнце, заикается Слово ОкресТность, заикается Слово ПразДник
Царь вызвал к себе Волшебника и попросил объяснить, почему его придворные стали заикаться.
- Вместе с Непроизносимым принцем Т исчезли все Непроизносимые Согласные, - сказал Волшебник. - Нужно срочно вернуть моего любимого сына, - воскликнул царь.
Самые лучшие воины отправились искать принца Т. Долго они бились, чтобы освободить принца. Им это удалось. Воины вернули принца Т царю. Придворные Слова перестали заикаться, а Принц Т неожиданно заговорил:
- ЗдраВствуйте, друзья! ЧуВствую себя отлично! Устроим пир!
Царь щедро наградил спасителей-воинов, а принца Т с этого дня слали называть Непроизносимым Королем Т.
Стишок-запоминалка.
Слова есть необычные, Для слуха непривычные. Когда я их произношу, Согласной я не нахожу. Вот празДник, лесТница и месТность. Вот соЛнце, чуВствовать, окресТность. Непроизносимые согласные В словах писать согласна я!

Откуда пошли названия падежей?

    Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-Именительный.
     Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
     Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
     Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
     Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
     Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
     Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
                Именительный, родительный,
                Дательный, винительный,
                Творительный, предложный.
(литература В.Волина  Русский язык. Учимся играя)

Весёлые стихи
                Падежи.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
-Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
-ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю,кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
-ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Мягкий знак.
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш – в глаголах или в существительном третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
Не за синими морями, Не за дальними лесами, В стране слов Словарик Жил да был один старик.

Как поссорились шипящие с некоторыми гласными

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!
Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:
- Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..
Буквы рассердились:
-Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг.
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.
Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.

Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".
Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни - у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У тёплой печи Повторяем Части речи!

Как мама Глаголиха учила глагольчиков
Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку. -Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрёл. «Ухожу», - кричит сегодня. «А вчера, - кричит, - ушёл», «Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему. Глаголы изменяются по временам: -Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить. -Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят. -Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.


История о суффиксе –Чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам. У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
ВОСКЛИЦАНИЕ
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.
 У меня большие неприятности,  сказал Ноль.  Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.
 Ах!  воскликнул Восклицательный Знак.  Это ужасно!
 Мне очень трудно,  продолжал Ноль.  У меня такая умственная работа При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
 Ох!  воскликнул Восклицательный Знак.  Это действительно ужасно!
 И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться
 Эх!  воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.
Вы меня понимаете,  сказал Ноль.  Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством.
И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть про всякий случай.
 Ах!  воскликнул Восклицательный Знак.  Это чудесно!
 Мы с вами прекрасно сработаемся,  продолжал Ноль.  У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?
 Эх!  еще больше обрадовался Восклицательный Знак.  Это действительно чудесно!
И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:
 О!
А больше ничего не скажет.
Разумеется, если на бумаге больше ничего не написан



Сказка о корнях -гор- и -гар-. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]      Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа - ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения - ГОР. Л. Тумина Как выглядит глагол? Глагол - великий путешественник. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь). Не менее трудное правило для учащихся (это мы знаем по собственному опыту) – правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Чтобы учащимся было легче усвоить эту орфограмму можно предложить такую сказку: Сказка о приставке пре- «В одном прекрасном замке, на высокой горе, жила- была приставка и звали ее ПРЕ-. Ох и непростой характер был у этой особы! Она всегда все преувеличивала и была важная- преважная, гордая - прегордая. Все ее считали очень- очень мудрой и называли не иначе как премудрой. Была у нее очень близкая подруга, приставка ПЕРЕ-, с которой внешне они были похожи . Однажды приставка ПЕРЕ- пришла в гости к приставке ПРЕ-. Подруги преспокойно начали болтать, как вдруг приставка ПРЕ- вспомнила об одном очень важном деле. Она сказала приставке ПЕРЕ-: «Друг мой, ПЕРЕ-, меня не будет два- три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня в нужных словах». С тех пор подруги часто прибегают к такой хитрости, так как действительно очень похожи и близки». Необходимо, однако, помнить о том, что использовать сказочные  сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресыщать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и  рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необычным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в результате создания собственных текстов.





Текст для чтения или рассказывания
Почему буквы   Ч и  Щ  не дружат с буквой Я
Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебетать. Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят. Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



























Дополнение к сказкам и рассказам
Работаем по таблице














\

























Использованная литература

1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10. 9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3. 10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7. 11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991 12. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10. 13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994. 14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975. 15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа .1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
Аннотация к работе


Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.




Слушаем,
читаем,
запоминаем

Использованная литература

1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10. 9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3. 10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7. 11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991 12. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10. 13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994. 14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975. 15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа .1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
МОУ «Школа № 112 города Донецка»

Лингвистические
сказки и  рассказы



Учитель начальных классов
Луговая И.В.





Аннотация к работе


Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.

















13PAGE 15


13PAGE 14315








13PAGE 15