Технологическая карта урока географии Внутренние воды Африки (с использованием продуктивных технологий)


Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г.ТюмениУчебный предмет: география
Класс: 7 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Душина И. В. «География материков и океанов»
Тема урока: Внутренние воды Африки
Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Чебаненко Татьяна Витальевна
Схема организации деятельности обучающихся на всех этапах урока через современные технологии

П/п Этапы урока Педагогическая технология или ее элементы Организация деятельности учащихся на уроке Какие УУД формируются
(выпускник научится)
1 Актуализация знаний. Мотивация. Географическая эстафета.
Географический диктант
Игра «найди точку»
1. Работа с физической картой Африки.
2.По теме д. з. выполняют письменно географический диктант по вариантам.
Затем взаимопроверка по ключу .3. Определяют по географическим координатам объекты на карте Африки (по рядам). 1 ученик от каждого ряда прикрепляет магнит на данную точку. Предметные:
1. Называть и показывать географические объекты по теме Африка.
2. Характеризовать климатические пояса.
3. Определять точки по географическим координатам.
2 Тема: Внутренние воды.
Образовательная цель: познакомиться с особенностями внутренних вод материка.
Воспитательная цель: создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе.
Развивающая: развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. СамоцелеполаганиеПо данным точкам определяют тему урока и самостоятельно формулируют цели.
Регулятивные: планируют свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу ; выражают положительное отношение к процессу познания. Осознают потребность в географических знаниях.
3 Изучение нового материала 1.Изложение учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания, межпредметные связи (беседа).
2. Проблемные вопросы
3. Заполнение схемы
4. Физкульминутка5. Опережающее задание
6. Работа с физической картой Африки 1. Отвечают на вопросы.
2. Отвечают на проблемные вопросы
3. Составляют схему.
4. Выполняют упражнения.
5. Ученик выступает с презентацией
6. Показывают объекты на физической карте Африки. Личностные: проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями , понимают позицию партнера.
Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
4 Закрепление нового материала 1. Проблемные задания
2. Письменное заполнение таблицы 1. Самооценка
2. Работа в парах (взаимооценка) Метапредметные регулятивные: определяют уровень усвоения изученного материала.
Метапредметные коммуникативные: участвуют в обсуждении результатов работы и понимают позицию партнера
5 Подведение итогов работы. Рефлексия. 1. Разноуровневые д. з.
2. Метод незаконченного предложения. 1. Запись д. з.
Обучающиеся смотрят на экран и продолжают предложения:
Мне урок понравился (не понравился), потому что …. Личностные: проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.
Ход урока
Организационный момент.
Какой материк мы изучаем?
Какие темы нами изучены?
Игра «Географическая эстафета» - 2 человека у доски остальные на месте
Какую тему изучали на последнем уроке? (Климат)
Географический диктант по теме климат.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар + + + + + 2 вар + + + + +
Этот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.
В этом поясе жарко и сухо в течение всего года
Весь год преобладают влажные воздушные массы.
Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.
Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
Зтот климатический пояс является основным.
Нет смены времен года.
У растений зтого пояса не формируются годичные кольца
В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
По географическим координатам определить объекты на карте:
1 ряд – 12 с. ш. 14 в. д. (озеро Чад)
2 ряд – 18 ю. ш. 26 в. д. (водопад Виктория)
3 ряд – 10 с. ш. 5 в. д. ( река Нигер)
Определить тему урока и проговорить основные цели.
Ответить на вопросы:
А) По графику годового стока определите, о реке какого климатического пояса идет речь? (несколько примеров)
Б) Исходя из этих графиков, мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек?
В) Проведите исследования по картам. Сравните физическую и климатическую карты Африки и установите: В каких климатических поясах наиболее густая сеть? Какие реки полноводны круглый год? Какие реки разливаются только летом? В каких климатических поясах реки разливаются зимой? Какое питание имеют реки Африки?
10. Какой компонент природы еще оказывает влияние на внутренние воды?
11. Заполните таблицу.
Внешние факторы Воздействие внешних факторов Примеры
Домашнее задание: прочитать параграф 21, отметить реки и озера Африки на контурной карте. Творческое задание: составит кроссворд по теме.
Проверка домашнего задания по теме «Климат»
Географический диктант по теме климат.
1 вариант – отмечает признаки экваториального климатического пояса.
2 вариант – отмечает признаки тропического климатического пояса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар Этот пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с ш.
В этом поясе жарко и сухо в течение всего года
Весь год преобладают влажные воздушные массы.
Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С.
Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
Климатический пояс является основным
Нет смены времен года.
У растений не формируются годичные кольца
В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
Взаимопроверка по ключу: 9 баллов –«5»; 8 баллов – «4»; 7-6 баллов – «3».
По географическим координатам определить объекты на карте:
1 ряд – 12 с. ш. 14 в. д
2 ряд – 18 ю. ш. 26 в. д.
3 ряд – 10 с. ш. 5 в. д.
Используя полученные примеры, определить тему урока и основные задачи. Записать тему урока в тетрадь.
По графикам годового стока определите, о реке какого климатического пояса идет речь? Запишите по цифрами 1, 2, 3 названия климатических поясов и примеры рек Африки, которые находятся в данных климатических поясах.

1 2 3
Перечертить и заполнить таблицу:
Внешние факторы Воздействие внешних факторов Примеры
Домашнее задание: прочитать параграф 21, отметить реки и озера Африки на контурной карте. Творческое задание: составит кроссворд по теме.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 вар 2 вар