Самоанализ урока русского языка в 10 классе по теме: Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека

Самоанализ открытого урока русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная и др.
Цели урока:Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля; Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: - понимать читаемый текст, - определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения, - отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Исследовать синтаксические конструкции;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Тест
Задание «Оратор»
Слайд-диктант
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Оборудование: Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовая презентация, медиапроектор или интерактивная доска для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал..

Урок проводился в десятом классе . В классе семнадцать учащихся, из них семь юношей ; десять девушек. По болезни отсутствовали 4 человека. У учащихся данного коллектива хорошая мотивация на изучение русского языка.
На уроке были реализованы следующие принципы:
- принцип направленности обучения на комплекс решения задач;
-принцип доступности обучения;
-принцип формирования знаний ,умений и навыков ( переход от простых заданий к сложным).
Активность и самостоятельность учащихся достигалась с помощью наводящих вопросов, руководство учением осуществлялось по следующим схемам:
- Учитель- ученик; - Ученик- ученик.
В полной мере привлекала к работе всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих. Преобладающий характер познавательной деятельности -творческий. Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения ранее изученного материала. Соблюдены были структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2. Проверка домашнего задания.( домашние индивидуальные задания с целью проверки орфоэпической и орфографической грамотности)
3. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;( работа с текстом) .Повторение теоретического материала при выполнении тестовых заданий
4.Дано домашнее задание ( дифференцированное);
6. Итоги урока были подведены учащимися .
Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый. Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Учащиеся самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы. На уроке использовались компьютерные технологии. Считаю, урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Через проектор выводились на экран различные виды работ: орфоэпическая разминка, слайд- диктант ,комплексный анализ текста, тесты.. Через проектор осуществлялась проверка при работе с тестами , была использована для визуального восприятия дополнительная информация (портреты, эпиграф, цитаты, текст стихотворения). Перегрузки учащихся как физической , так и психической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы . Познавательную активность , уровень усвоения и использования материала учащимися я оцениваю как хороший.




Формы работы:  работа в паре, индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Приемы : задания , побуждающие к выявлению авторской позиции , высказыванию собственного мнения. Учащимися на уроке осуществлялась самооценка, рефлексия. Ребята пользовались планом алгоритма при работе с текстом. Вся работа выполнялась на рабочем листе. Работа с рабочими листами способствовала достижению образовательных целей урока, стимулировала познавательные интересы учащихся.
На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка :
Текстоориентированный : Монологический ответ, работа со стихотворным текстом.
Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)
Коммуникативно- деятельностный: Работа частичным комплексным анализом текста, с тестами.
Интегрированный подход. Связь с литературой через текст художественного стиля. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.
Личностно - ориентированный подход на данном уроке был реализован в том, что я как учитель выступала в роли организатора образовательной деятельности, давала задания, консультировала, помогала. Старалась, чтобы отношения учеников на уроке были основаны на взаимоуважении. Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи.
Поставленные задачи решены. Все этапы урока были пройдены. . Был создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Считаю, что поставленные задачи реализованы, цель занятия достигнута.

Оценка урока: Урок развивающий, обучающий, воспитывающий любовь к своей стране, культуре своей страны. Как сказал один из моих учеников: « Культурная речь- показатель образованности, воспитанности и общей культуры человека». Только с такими представителями нового поколения возможно прекрасное будущее нашей страны. Я хочу напомнить свое педагогическое кредо – воспитывать будущее России, без которого немыслима наша жизнь .














15