Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ»


Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ»
Учитель: Самсонова Лидия НиколаевнаТип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 4, А 5, А 9, А10, А17, А18, А19, А23; В 2, В3, В6, В8.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Творческая работа
Тест
Задание «Оратор», «Корректор»
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Слайдовая презентация, медиа проектор для демонстрации, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Эпиграф урока: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. ( А. Н. Толстой).
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока «Урок- практикум по подготовке к ЕГЭ». Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.
- Как вы понимаете слова известного русского писателя?
- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру речи, поведения, одежды и.п.).
-Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно?
2)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
2. Работа по теме урока.
1)Орфоэпическая разминка : Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах.
а)Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, ходатайство, приткнутый, озвучение, ивовый (правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть, ходАтайство, прИткнутый, озвУчение, Ивовый). Проверьте себя.
б)Исследовательская работа.
- Катя провела исследовательскую работу об орфоэпических нормах, послушаем ее выводы.(1)Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод- на провод ударение падает на последний слог), 2)филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог-одуш. сущ.-ударение на середину слова, неодуш. сущ.-на лог.3)икота, зевота дремота, ломота-на от ,если сущ. от глаголов, немота, глухота, духота, красота-на окончание, если от прилагательных; приготовила орфоэпические запоминалки)
в)Смешные запоминалки(слайд)
2)Работас заданиями А4, А5.
а)- Девочки, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
-А к мнению Гоголя?
Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так и смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.
- Трудно?
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин.
б)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 3группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка(найти ошибку), 2 группа – в роли лингвиста(определить вид ошибки), 3группа-в роли литератора(исправить ошибку).
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. Редактирование предложений.
Впереди лидирует команда наших спортсменов.(речев.. ош.-употребление лишнего слова). На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (речев. ошиб.-употребление рядом однокоренных слов). Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (грам. ошиб.-неправильное употребление Д.О.). Родители хотели устроить праздник более пышнее.(грамм. ошиб.-неправильное образование форм прилагательных). С.П.Дягилев очень любил и покровительствовал театру.(грам. ошиб.-нарушение управления). В конечном предложении автор подводит итоги.(речев. ошиб.-нерозличение синонимичных слов) Книга занимает очень важную роль в жизни человека.(речев. ошиб.-нарушение лексической совместимости)
в)Послушайте предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?
1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/
2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка/
3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.
ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. Используют целенаправленно. Мы не имеем права допускать речевые и грамматические ошибки.
г)-Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?
Вспомним слова Н.В.Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего»
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов.
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
3)а) А 10 и В 2 (части речи) 1)Какое (-ие) слово (-а) не являются страдательным (-ми) причастием (-ями)?
СПЛЕТЕННЫЙ, ПОДНЯТЫЙ, СРЕЗАН,
ВСПЫХНУВ, ДАНА, ПРИНЯТО, КЛЕЯЩИЙ
2) Какое слово или слова не являются указательными местоимениями?
ТАКОГО, МОИМ, ТА, ЭТИХ, КАЖДАЯ,
НЕКОТОРЫЙ, ЕГО (ПАЛЬТО)
3)Какое слово или слова не являются предлогами?
В, НАД, ЧЕРЕЗ, ОКОЛО (ДОМА), БЛАГОДАРЯ
(ЗА ПОМОЩЬ), ВМЕСТОб) Выпишите из данного предложения все наречия.
Весеннее и летнее небо безгранично меняет свои цвета так же быстро, не скупится на оттенки и колориты, щедрость его на краски удивительна.
4) А 17 (НЕ и НИ) Отметьте случаи раздельного написания НЕ (НИ) со словом. .
1. (Не)вдалеке от дома начинался лес.
2. Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.
3. Дуня (не)лишена обаяния.
4. (Не)распроданные игрушки уценили.
5. Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам.
6. Не(от)куда ожидать помощи.
7. Сазонов утверждает, что он (ни)(в)чем не виноват.
8. Получился отнюдь (не)интересный рассказ.
9. (Не)теряя ни минуты, ребята собрали чемоданы.
10. Путники вышли к еще (не)обросшему кромкой льда берегу.
5) Работа «Корректор» ( А18)(работают в парах:один отвечает,другой корректирует его ответ)
Найдите ошибки в правописании выделенных слов
Мне НЕЗДОРОВИЛОСЬ, ЗА ТО товарищ мой быд бодр и весел.
ВДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, НЕ СМОТРЯ на непогоду.
Знать и уметь – это ВО ВСЕ не одно и ТОЖЕ.
ЧТОБЫ ни говорили НАСЧЕТ свободы, а я убежден: главное – это внутренняя свобода человека.
В ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь ВПЕРЕД, то вновь сползая вниз.
Продавец ТАКЖЕ несет ответственность перед покупателем за повреждение груза В СЛЕДСТВИИ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату.
6)А 19 (СОЮЗ И) Отметьте сложносочиненное(-ые) предложение(-я) с союзом И, где нужна запятая
1. В городском саду играл оркестр и пел хор ветеранов.
2. Костер уже догорал и последними угольками освещал лицо охотника.
3. Казань издавна была центральным пунктом торгово-промыщленного движения Волжско-Камского края и посредником между Россией, Уральским краем и Сибирью.
4. На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
5. Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.
6. Поскрипывал снег и блестели новогодние звезды, когда все собирались к праздничному столу.
Часто рыцари завоевывали новые города и гордились своими приобретениями.
По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.
Хриплый стон и скрежет ярый.
10)Как тебя зовут и откуда ты родом?
7) А 23 (БСП)(объяснить расстановку знаков препинания
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.(дополнение)
На улице проливной дождь - выйти невозможно.(вывод)
За Фомою водилась одна странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же.(пояснение)
Ехал сюда - рожь только начинала желтеть.(время)
На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел товарный поезд.(причина)
Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.(противопоставление)
Екатерина Вторая осталась в памяти татарского народа как мудрая и справедливая правительница: она проявляла веротерпимость, разрешала строительство культовых мусульманских сооружений, соблюдение мусульманских религиозных обрядов.(причина)
8)А 9 и В 6 (Определите вид предложения и типы придаточных в сложноподчиненном предложении)
Каждый, посещающий Казань, считает своим долгом поклониться местной святыне, чудотворной иконе Казанской Божьей Матери, случайно найденной после большого пожара, испепелившего большую часть города.(простое с обособленными определениями и приложением)
Копия с творившей чудеса иконы Божьей Матери в смутное время была увезена ратниками в Москву из Казани, и ей было приписано спасение Москвы от поляков, которые вероломно напали на наше Отечество.(сложное, с разными видами связи- сочин и подчин.)
Белый Кремль на холме с башнею Сююмбеки, белые стены монастыря - всё это сползает вниз, умаляясь и умаляясь, пока не пропадает в зеленой сочной ложбине, чтобы сейчас же массою татарских домов, перемешанных с красивыми силуэтами мечетей, взбежать наверх.(СПП с несколькими придаточными)
Когда даль скрадывает все промежутки, понизь между городом и рекою пропадает и Казань вся выплывает на передний план, теснее смыкая силуэты своих зданий.(сложное с разными видами связи)
9)В 3 Выписать из предложений словосочетания со способом связи управление, согласование, примыкание
Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
    Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.(сказал недавно)
 
 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
    При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.(одновременно потеряла)
 
Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?(свои суждения)
 
  Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.(подходят серьезнее)
Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.(надеялись на лучшее)
Из предложений 11-12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11. А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.(такой час)
Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.(увлечение спортом)
Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (еще лежит)
Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство,
бытовавших ранее.(бытовавших ранее)
Вывод:Послушаем выводы по исследовательской работе Уткиной Натальи.(домашнее задание о способах связи слов в словосочетании)
10)В8
Изобразительные и выразительные…
Соотнесите стилистические фигуры и их определения. Соотнесите тропы и их определения
1) метафора а) перенос значения с одного явления на другое по смежности
2) метонимия б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и
т.д. какого-либо предмета
3) Перифраза в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4) Ирония г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием
на их характерные черты
5) литота д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки
1-в,2-д, 3-б, 4-а, 5-г.(стилистические фигуры)
1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.(тропы)
11)Найдите в предложениях
изобразительные средства, назовите их.
1.В саду горит костер рябины красной,
но никого не может он согреть.(метафора)
С. А. Есенин
2.Горные вершины спят во тьме ночной..(олицетворение)
М.Ю. Лермонтов
3.Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.(гипербола)
В.В. Маяковский
Найдите в предложениях изобразительные средства, назовите их. (метонимия,литота, синекдоха)
Он даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него.(ирония)
Ф. Искандер
2. Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.(оксюморон)
А. Ахматова
Найдите в предложениях
выразительные средства, назовите (эпифора,градация, анафора)
Вывод:Послушаем выводы по исследовательской работе Уткину Любовь(об изобразительно выразительных средствах)
3)Вывод :12)Анализ стихотворенияВ. Шефнера «Устная речь»
- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.
Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
(1 уч-ся выразительно читает стихотворение наизусть)
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестностРечи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
7)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).
На уроке работают три группы:
«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);
«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).
Основной алгоритм
1. Выпишите ключевые слова текста.
2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.
3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.
Индивидуальные задания:
1. Подберите синонимы из текста к слову речь (отметьте текстовые синонимы).
2. Укажите и объясните тропы, используемые автором: метафоры, эпитеты, сравнения.
4)Творческое задание:
1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования.
Задание “Оратор”.
Подготовьте устное выступление на 1 минуту, с помощью которого убедите своего одноклассника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Какова проблема текста? (Чтобы не скудела наша речь)
С помощью чего добивается?(богаче-беднее-антитеза,как птица в клетке-сравнение,гаснет словесность- метафора,голос потеряв-олицетворение,…
Оценки:
Домошнее задание:Работать по КИМам, подготовиться к пробному экзамену, выполнить творческую работу «Оратор».