Урок математики во 2 классе Тема: Название компонентов и результата умножения.


Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Урок математики во 2 классе
Тема: Название компонентов и результата умножения.
Цели: ознакомить с названиями результата и компонентов умножения; развивать навыки счёта, умение решать задачи и составлять их по готовому решению; воспитывать трудолюбие, стремление к самостоятельному накоплению знаний, любовь и уважение к природе и населяющим её животным.
Оборудование: иллюстрации с изображением камня, лежащего на дороге, рядом с ним нарисованы два муравейника; стрелка; рисунки с изображением ёлочек на полянках, муравья; карточки индивидуального опроса; таблица с названиями результата и компонентов умножения; палочка из картона с выражением (20+3)+20.
Ход урока:
1.Повторение изученного материала
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика.
Математика – царица наук. Сколько нужно терпения, умения ,чтобы преодолеть все препятствия, встречающиеся на пути при изучении математики. Как трудно одному поднять огромный камень, так и сложно получить знания. Но если мы все вместе возьмёмся за дело, отбросив лень, то преодолеть сложности будет легче. Вот и сегодня дружно возьмёмся за дело. Пройдём по дороге знаний. Куда?
Направо мы пойдём –
В страну вычитания попадём.
Налево мы пойдём -
В гости к сложению придём.
Прямо мы пойдём –
К умножению придём.
-Посмотрим, что нас ждёт в каждой стороне. Пойдём направо. Что вы видите на доске? (Буквенное выражение и уравнение.)
а-717-х=8
а=23
а=60
а=57
-Назовите переменную величину в буквенном выражении.
(Уменьшаемое – а.)
-Назовите постоянную величину. (Вычитаемое – 7.)
-Найдите значения выражений при данных переменных величинах. (23-7=16, 60-7=53, 57-7=50.)
-Что такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестная величина.)
-Что неизвестно в уравнении? (Вычитаемое.)
-Как найти вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность.)
-Чему равно вычитаемое? (17-8=9.)
-А если бы налево пошли, мы бы в страну сложения пришли. Что же нас ждёт? Прочтите выражения, написанные на доске, разными способами и найдите их значения.
56+7(Первое слагаемое – 56, второе слагаемое – 7, сумма равна 63.)
42+30(Сумма чисел 42 и 30 равна 72.)
30+28(30 увеличить на 28 получится 58.)
2.Работа над новым материалом
-Рядом с камнем два муравьишки, вот один только что куда – то побежал. Посмотрите, какая тяжёлая ноша у него. А что вы знаете о муравьях?(Уничтожают вредных насекомых.)
Правильно. В хвойных лесах, а иногда в смешанных и лиственных, можно встретить конусы полутораметровой высоты – муравейники рыжих лесных муравьёв. Эти конусы сооружаются из хвои, мелких веточек, мха и земли. Над землёй видна только часть муравьиного гнезда. Под конусом он может уходить в землю на глубину до двух метров. Муравьиное гнездо может насчитывать 100 тысяч и более особей. Большинство муравьёв – рабочие. Они выполняют множество дел: строят гнездо, чистят и защищают его, ухаживают за потомством и снабжают гнездо пищей. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их присутствие очень важно для здоровья лесов. Муравейники находятся под охраной, разрушать их запрещено.
-Посмотрите, что это за ноша? (Палочка с выражением(20+3)+20.)
-Прочитайте это выражение. (К сумме чисел 20 и 3 прибавить 20.)
-Составьте по данному решению задачу про муравьёв, которые жили в двух муравейниках. (Из одного муравейника выбежали 20 муравьёв, а из другого - на 3 больше. Сколько муравьёв выбежали из двух муравейников?
(Сколько муравьёв выбежали из двух муравейников? И т. п.)(Показывает рисунок с ломаной из трёх одинаковых звеньев.)
-Посмотрите на путь, который проделал муравей. Какую геометрическую фигуру напоминает? (Ломаную линию.)
-Сколько звеньев в этой ломаной линии? (3 звена.)
-Чему равна длина ломаной, если каждое звено равно 4 метрам?
( 4х3=12(м).)
-Преобразуйте в замкнутую ломаную линию. Какая геометрическая фигура получилась? (Прямоугольник.)
-Найдите периметр прямоугольника со сторонами 4 и 5 см.
(4х2+5х2=18, (4+5)х 2=18.)
-Прямо мы пойдём в страну умножения придём. А что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых.)
-Замените сложение умножением.
2+2+2+2 (2х4=8, по 2 взять 4 раза.)
5+5+5 (5х3, по 5 взять 3 раза.)
А сейчас мы с вами выполним индивидуальную работу по карточкам.
(На карточках задание: умножение сложением:3х2, 4х5,6х3,9х7.)
-Посмотрите на доску. Какие красивые ёлочки растут рядом с муравейником! (Учитель показывает табличку с 8 ёлочками, расположенными по 2.)
-По сколько ёлочек на полянке? (По 2.)
-Сколько раз по 2 взяли? (4 раза.)
-Составьте задачу по рисунку. (На одной поляне 2 ёлочки. Сколько ёлочек на 4 полянках?)-Составьте пример на умножение(2х4=8 ёлочек.)
Мы с вами хорошо поработали, поэтому можно немного отдохнуть и провести физкультминутку.
1,2 – выше голова,
3,4 – руки шире,
5,6 – всем присесть,
7,8 – лень отбросим,
А на 9 потянуться,
Всем согнуться, разогнуться,
Головою покачать,
А на 10 замолчать.
(Дети повторяют стихотворение за учителем и выполняют движения.)
-Мы составили пример на умножение, а сегодня на уроке мы узнаем, как называются компоненты при умножении. Подумайте, как эти числа могут называться.
-Прочитайте по таблице, как называются 1-е число, 2-е число, значение выражения.(Первый множитель, второй множитель, произведение.)
-Где ещё вы видите произведение?(2х4.)
-Повторим хором, как называются компоненты при умножении .(Первый множитель, второй множитель, произведение.)
-Назовите, чему равен первый множитель.(2.)
-Чему равен второй множитель? (4.)
-Чему равно произведение? (8; 2х4.)
-Это выражение можно прочитать разными способами. Вспомните, как называются компоненты при умножении, и прочитайте пример, называя их. (Произведение чисел 2 и 4 равно 8.)
-Ребята, а как ещё можно прочитать это выражение, зная, что 2х4 – это тоже произведение? (Произведение 2 и 4 равно 8.)
-Запишите примеры на умножение: первый множитель – 4, второй множитель – 3, найдите произведение.(4х3=12.)
-Найдите произведение чисел 6 и 3.(6х3=18.)
-Прочитайте, называя компоненты. (Первый множитель -9, второй множитель – 2, произведение – 18.)
-Вычислите и запишите произведения, заменяя умножение сложением одинаковых слагаемых.
9х2(9х2=9+9=18.)
2х3(2х3=2+2+2=6.)
1х5(1х5=1+1+1+1+1=5.)
0х4(0х4=0+0+0+0=0.)
12х2(12х2=12+12=24.)
-В каждом столбике найдите значение второго выражения, используя значение первого, и запишите выражение в тетрадь.
9х2=182х6=127х4=28
9х3=(18+9=27)2х7=(12+2=14)7х5=(28+7=35)
-Ребята, посмотрите ещё раз на наши ёлочки. Здесь их осталось 5. Какую задачу мы можем составить, глядя на них? (На каждой ёлочке по 3 шишки. Сколько шишек на 5 ёлочках?)-О чём эта задача? (О ёлочках.)
-Что растёт на ёлках? (Шишки.)
-По сколько шишек на каждой ёлке? (По 3 шишки.)
-Сколько раз взяли по 3? (5 раз.)
-Как ответить на главный вопрос задачи?(3х5=15(шишек).)
-Запишите решение и ответ задачи в тетрадь. (Решение:3х5=15(шишек). Ответ: 15 шишек на 5 ёлочках.)-А сейчас давайте проведём самостоятельную работу. Найдите значение выражения ах2, при а=3, а=4, а=5. Если необходимо, замените умножение сложением.
(а=22х2=4а=33х2=6
а=44х2=8
а=55х2=10)
3.Подвекдение итогов
-Скажите, чем мы занимались на этом уроке? (Считали, складывали и умножали, составляли и решали задачи.)
-Какой этап урока вам больше всего запомнился?
-Что нового вы узнали на уроке? (Названия результата и компонентов умножения.)
-Как называются компоненты при умножении? (Множитель, множитель, произведение.)
Домашнее задание
Составьте задачу, которая решается умножением, или составить задачу по решению 4х2=8.