Технологическая карта урока по ИЗО на тему Рисуем этюд (4 класс)


МБОУ «Нижнесортымская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
ИЗО в 4 «В» классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Подготовила и провела: Гудова А.А., учитель начальных классов
Тема урока: Рисуем этюд.
Цели деятельности педагога Создать условия для знакомства с этюдом как жанром изобразительного искусства, учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с содержанием уроков изобразительного искусства в 4 классе, расширят представление о художественных материалах; научатся передавать свои впечатления средствами художественной выразительности, выполнять рисунок на заданную тему.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные –осознанно и произвольно высказываются в устной форме, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации; регулятивные – контролируют свои действия , ориентируются в учебнике; принимают учебную задачу; планируют свои действия по организации своего рабочего места; коммуникативные –участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение.
Личностные: положительно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Художественные материалы, дальний и ближний план, приемы работы рисования восковыми мелками и акварелью.
Этюд, техника а-ля прима.
Образовательные ресурсы Изобразительное искусство: 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 4 с.
Прощание с летом. – Режим доступа : http://www.bsvdinfo.web-box.ru/stihi/proschanie-s-letom
Наглядно-демонстрационныйматериал Мультимедийная презентация по теме, педагогический рисунок
Оборудование Учебник, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, простой карандаш, кисти, альбом
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Актуализация знаний Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Вот и наступил новый учебный год. Посмотрите внимательно на доску. Чему мы будем учиться на уроках ИЗО в этом году? Для чего это нужно человеку?
Мы продолжим учиться искусству. В этом учебном году мы будем учиться рисовать, лепить, конструировать, а еще - уметь видеть и понимать красоту окружающего нас мира. Давайте познакомимся с нашим новым учебником, который поможет нам Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему, цель и задачи урока Фронтальная Личностные: положительно относятся к учебе.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Ответы детей
II. Изучение нового материала Работа с учебником. Знакомство с разделами учебника Показывает учебник, рассказывает о его особенностях.
– Прочитайте названия разделов учебника (с. 4)
– Познакомьтесь с условными обозначениями (с.3) Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы Фронтальная Личностные: проявляют интерес к предмету.
Познавательные: строят речевое высказывание в устной форме о разделах учебника, делятся впечатлениями, извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника, анализируют ее.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
Беседа «Природа. Человек. искусство». Работа с учебником
(с. 7) – Удивительный, таинственный, мир природы волновал художников во все времена. Многообразие форм, цвета, ритмов, вызывают у людей искусства восхищение и переполняют чувствами, которые они стремятся донести до нас, зрителей, в своих творческих работах.
– Что вдохновляет художника в природе?
– Проверьте свои ответы, сверив их с текстом
в учебнике (с. 7) Слушают учителя, одноклассников, анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: проявляют терпение и доброжелательность в дискуссии.
Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о работе художника Устные ответы
Беседа «Средства выразительности изобразительного искусства». Техника а-ля прима (с. 6–8) – Вы уже знаете, что есть самые разные средства выразительности изобразительного искусства. Какие? Назовите их.
Состояние природы меняются быстро. Для того чтобы запечатлеть их, художники создали технику, которая позволяет выполнять живописные работы с натуры без предварительного рисунка. Такая техника получила название а-ля прима (в переводе с итальянского – «сразу, с первого раза»).
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают учителя Фронтальная Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания,
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации Устные ответы
Физкультминутка* Проводит физкультминутку «Тёплый-холодный» Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Выполнение упражнений
III. Творческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверяет организацию рабочего места Организуют свое рабочее место Индивидуальная Познавательные: организуют творческое пространство, готовят рабочее место к работе.
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Устные ответы
Беседа «Что
Такое этюд?». Просмотр презентации Красота и величие природы проявляются не только в большом, но и в малом, обыденном: в первых солнечных лучах рассвета, причудливых изгибах ручейка, узорах шершавой коры дерева… Надо уметь это замечать.
(Презентация.)
– Сегодня мы с вами нарисуем осенний этюд.
Учитель демонстрирует приемы рисования восковыми мелками и акварелью.
– Вспомните, какие разные приемы рисования кистью используют художники при создании художественного изображения. (Пятно, линия, раздельные мазки – длинные и короткие, точки.) Анализируют педагогический рисунок; выявляют объекты ближнего и дальнего планов, анализируют различия в их изображении, цветовую гамму, называют
оттенки цветов, присутствующих на картине, рассказывают
о способах получения этих оттенков, слушают учителя,
проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями
учителя, демонстрирующего приемы работы Фронтальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу
на уроке, соблюдение норм
и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, участвуют в коллективных обсуждениях, отвечают на вопросы.
Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности
до получения ее результата, планировать решение учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение),сравнивать различные объекты: сопоставлять характеристики объектов по признакам; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Устные ответы
Практическое задание Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Выполните рисунок на тему «Осенний этюд» Выполняют задание Индивидуальная Регулятивные: умеют корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения Выполнение рисунка на заданную тему
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка работ учащихся.
Оценивание результатов работы Учитель организует выставку и обсуждение работ.
Проводит беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему? Рассматривают выполненные работы, оценивают их.
Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: оценивают работы и ответы одноклассников.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке.
Устные ответы